Джон Дж. Мюррей. Хмурость Провидения

Инквизитор Эйзенхорн 2
ХМУРОСТЬ ПРОВИДЕНИЯ
Джон Дж.Мюррей

1. Провидение реально

Провидение - старомодное слово, звучащее странно для современных ушей. Тем не менее, когда мы разбираем его по составу, его смысл становится понятным. Оно происходит от латинского pro и videre, что означает "видеть заранее". В нашей жизни мы что-то планируем заранее, но мы не видим, что произойдет. Но Бог запланировал для Своего творения все, и поскольку Он есть всевластный Бог, все будет так, как Он предопределил.
Провидение - это чудесная работа Бога, с помощью которой все события в Его вселенной исполняют цель, которую Он имел в виду. Библейское учение о том, что Бог совершает все "по совету Своей воли", четко изложено в определении Божиих вечных установлений в Вестминстерском исповедании (3.1): "Прежде всех времен Бог по Своему в высшей степени мудрому и святому произволению свободно и непреложно предопределил все, что должно произойти. Но при этом Он не является создателем греха.  Он не лишает Свои творения воли; не устраняет, но утверждает способность вторичных причин вызывать определенные следствия". Краткий Катехизис задает вопрос: "Как Бог исполняет Свои указы?" - и отвечает: "Бог исполняет  Свои указы в делах творения и провидения".
Тогда как насчет искупления? "Оно входит в дело провидения, как высшая его часть".  Бог послал Своего Сына в мир с целью искупления людей. Он излил Свою любовь на достойных ада грешников и избрал их во Христе до основания мира.  Тех, кого Он предузнал, Он предопределил к тому, чтобы они соответствовали образу Его Сына (Рим.8.29). У Бога есть план для Его Церкви, который простирается от вечности к вечности. Об этой великой цели у Бога есть, пишет Томас Бостон, "вечный указ, твердый как горы медные (Зах.6.1), назначенный непреложно". Как сказал Иов посреди своего страдания: «Он выполняет то, что назначено для меня" (Иов 23.14). Этот замысел Божий распространяется на каждую деталь моей жизни. Есть несколько важных вещей, которые можно сказать об этом.
1. Божий план идеален. Все, что делает Бог, идеально. Это может показаться нам не время от времени идеальным, но это так, потому что это в конечном итоге приведет к большей славе Божией.
2.  Этот план является исчерпывающим; он включает в себя все. Контроль Бога есть во всякой ситуации. Он распространяется на самые малые, самые случайные вещи. Все волосы на наших головах сочтены (Мтф.10.30).
3. Это план для нашего конечного блага. У всех, кто любит Бога, может быть уверенность, что им "все содействует ко благу" (Рим.8.28). Если Бог за нас, то кто может быть против нас? Вопреки любому противостоянию благодатная цель Бога непременно будет достигнута в моей жизни.
4. Это план тайный. Только Бог знает заранее, чему надлежит произойти, потому что Он все это определил. Каждая его деталь была предусмотрена до нашего рождения. Бог скрывает от нас многое, пока это не произойдет. Но мы можем обнаруживать день ото дня, как разворачивается Его план. Это раскрытие Его тайной воли для нашей жизни.
Хотя у Бога есть только одна воля, о ней мы часто говорим как о Его тайной и явной воле. Последняя открыта нам в Писании и является правилом нашего долга, которое должно соблюдаться. Первая же становится известной по мере раскрытия дел Его провидения. Это учение ясно излагает Томас Бостон: "Тот, кто будет ходить с Богом, должен внимательно постигать Слово и Провидение  в той особой манере, в какой Он являет Себя Своему народу. В одном мы видим то, что Он говорит, в другом то, что Он делает. Это две книги, которые должны быть очень хорошо знакомы каждому, стремящемуся к святости. Обе они написаны одной рукой, и они обе должны быть внимательно прочитаны теми, кто хочет иметь не только имя, но суть религии. Они должгы быть изучены вместе, если мы хотим извлечь пользу, ибо именно вместе они дают свет друг другу, и наша обязанность - как читать Слово, так и наблюдать работу Бога" (Whole Works. V.1. Aberdeen,1848. P.190).
Эти слова взяты из проповеди на Пс.107.43: "Кто мудр и будет соблюдать это, поймет любящую доброту Господню" (KJV). Если мы должны выполнять обязанность наблюдать такие вещи, то для этого потребуется опыт и мудрость, но выгода в том, что мы поймем любящую доброту Господа. Мы знаем отношение человека к нам по его поведению. Если мы изучим поведение Бога по отношению к Его детям, мы увидим Его любовь. У Провидения есть свой язык. Нам нужно наблюдать различные его аспекты. Есть необычные дела провидения, например чудеса, и есть то, что можно назвать общим провидением, скажем, освежающий дождь. Есть уникальные проявления провидения, такие, как пересечение Красного моря, и то, что кажется мелочью, например, когда царю Артаксерксу не спалось. Есть благоприятные обстоятельства, улыбка провидения, и есть его строгость и хмурость. Если, как мы полагаем, последнее исходит от того же любящего Отца, что и улыбка провидения, то как мы можем примирить эти вещи? Как мы можем оправдать пути Бога?

2. Есть темная сторона провидения

Присутствие темной стороны Провидения во вселенной и в нашей жизни имеет большое значение для того, что Джон Флейвел назвал "тайной провидения". Томас Бостон обратился к той же проблеме в серии проповедей по Еккл.7.13: "Рассмотрим дело Божие: ибо кто может исправить то, что Он сделал кривым?". Они были опубликованы после его смерти под названием "Посох Лота". 
 Когда несчастья приходят в нашу жизнь, мы склонны реагировать одним из двух способов. Мы можем допустить, что все это из иного источника кроме Бога, и Он не имеет силы, чтобы остановить это; или можно сказать, что это свидетельство Божьего гнева на нас. В том и другом случае, однако, мы виновны в том, что заподозрили характер нашего Отца и, следовательно, исказили наше отношение к Нему. "Правильный взгляд на несчастья и страдания, - говорит Бостон в самом начале своей работы, - совершенно необходим для христианского отношения к ним". Он продолжает: "Это убеждение может быть получено только верой, а не чувствами; ибо только свет Слова представляет нам его справедливо, выявляя дело Божие и все совершенства Его замысла".
Христианин, хотя он и оправдан, остается грешником посреди падшего мира. Он подвержен всем бедам, которые наследует его плоть. Некоторые из последствий его прошлых грехов могут повлиять на всю его жизнь. Он подчиняется дисциплине своего Небесного Отца. Сатана  бросает на него свои атаки. Мир под контролем лукавого враждебен ему. Его страдания усугубляются, потому что он христианин. В мире будете иметь скорбь, предупредил наш Господь Своих учеников (Иоан.16.33).
Библия не оставляет нам никаких сомнений в том, что страдание - это нормальная часть подлинной христианской жизни. Евр.2 изображает страдающих свидетелей Ветхого Завета. Новый Завет представляет нам дивный пример Того, Кто был «сделан совершенным через страдания" (Евр.2.10), а также многих Его последователей, которые «стали участниками» Его страданий (1 Пет.4.13). Вся ранняя Церковь радовалась среди страданий и учила тому же. "Многими скорбями" мы должны войти в Царство (Деян.14.22). 
Вестминстерское исповедание веры содержит в своей главе по провидению весьма рассудительно сформулированный параграф о том, как Бог обращается со Своими детьми. "Премудрый, праведный и милосердный Бог часто попускает Своим детям на время подвергаться разнообразным искушениям и испытывать порочность своих сердец.  Он делает это для того, чтобы наказать их за прежние грехи, показать им скрытую силу греховности и склонность их сердец к заблуждениям.  Таким образом Он приводит их ко смирению,  учит быть ближе к Нему и постоянно искать в Нем опору и быть осторожнее в будущем при искушениях грехом.  Есть и другие справедливые и святые причины для действий Бога" (ВИВ 5.5).
К сожалению, такое учение кажется далеким от мировоззрения, которое преобладает в большей части Церкви сегодня. Создается впечатление, что цель христианской жизни - это наслаждение. Все, что стоит на пути этого, должно быть устранено. Люди хотят беспроблемного христианства.  "Евангелие" здоровья, богатства и успеха преобладает, и его сторонников видно сразу. К сожалению, пустота таких взглядов проявляется сразу, как только приходит страдание, горе или разочарование. Тогда становится ясно, что нам нужна вера, реально основанная на Божьем Слове.

3. Божьи замыслы в темное время

Видя, что испытания или темные стороны провидения являются частью христианского пути, мы должны теперь исследовать их цель. Если всегда неправильно реагировать на них бунтом и  гневом против действий Бога, правильно будет подумать, почему они являются частью нашего удела. Можно спросить "почему", но наш ответ почти всегда будет неверным. Мы должны подумать о том, что делает Бог. Чему Он хочет научить нас через тяжелый опыт? Вот некоторые из замыслов, которые могут быть у Бога о наших страданиях.

1) Страдания должны испытать нас

"Превратности судьбы, - говорит Бостон, - отличный двигатель провидения, чтобы заставить людей появляться в их истинном свете" (Boston T. The Sovereignty and Wisdom of God displayed in the Afflictions of Men. Glasgow,1756. P.21). К.С. Льюис однажды назвал страдания "кочками на дороге в ад". То же самое солнце, которое заставляет таять лед, укрепляет глину. Испытания христианства -  это то, что происходит во время шторма, когда дом разрушен ветрами скорби. Вера христианина должна быть испытана и проверена, пишет Петр (1 Пет.1.3-7). Только испытание определяет подлинность нашей веры. Петр напоминает христианам, которым он пишет о великой надежде, почему в настоящее время их огорчает множество испытаний. Причина в том, что Бог очищает золото. Он хочет, чтобы Его золото было чистым от доверия самому себе. Когда эта окалина сжигается, тогда вера будет к похвале, чести и славе Иисуса Христа.
Авраам был человеком веры, и он пережил испытание веры. Бог повелел ему оставить свою комфортную жизнь в Уре и уйти из него на основании обетования, что Он даст ему землю и семя. Это обетование никогда не казалось выполненным. Не было никаких признаков наследника. В нетерпении и неверии  Авраам попытался пойти своим путем. Результатом стал сын Агари Измаил, но Божьей волей это не было. Измаил должен был уйти. 11 лет спустя родился сын обетования.  Но Исаак должен был быть возложен на алтарь. Бог не сразу открыл Аврааму, для чего это нужно. Бог говорит так, как будто Он недавно открыл веру Авраама: «Теперь Я знаю, что ты боишься Бога" (Быт.22.12). Авраам прошел испытание. Его вера была чистым золотом. "Когда твой путь пройдет через огненные испытания, Моей благодати будет достаточно, и пламя не опалит тебя".

2) Страдания разоблачают наши грехи

Когда мы встаем на христианский путь, мы почти ничего не знаем о нашей истинной сущности. Можно даже вступить на христианское служение и ничего не знать об обмане сердца. "Мы слишком хороши для самих себя, - сказал как-то д-р Ллойд-Джонс. - мы ничего не знаем о прахе и пепле". Мы можем искренне молиться о росте в благодати, о возрастании веры, но ответ часто приходит не так, как мы ожидали. Джон Ньютон сделал болезненные открытия, когда он "попросил Господа о том, чтобы расти". Роберт Мюррей Макчейн признал, что семя каждого известного греха пребывало в его сердце: как много скрытого растления у нас внутри! Мы как нефтезавод: достаточно незаметной искры, чтобы его поджечь. Подумайте о прорывах греха в жизни многих святых: Авраам с его обманом, Иов с гнилыми словами, Моисей с гневом, Асаф со своим ропотом. Павел видел в себе массу гордости. Иов мог сказать: "Я ненавижу себя и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов 42.6). Асаф  должен был сказать: «Я был глуп и невежественен, я был как зверь перед Тобой" (Пс.73.22). Такие открытия заставляют нас меньше думать о себе и больше - об Иисусе Христе. Они приносят новые глубины покаяния и восстанавливают истинное чувство нашей греховности.

3) Страдания строят характер

Что бы у нас ни было, если у нас нет характера, у нас ничего нет. Именно характер определяет судьбу. Единственное, что будет иметь значение в итоге - это способность выстроить характер. В обычной жизни  характер формируется путем преодоления трудностей. Состояние нашего общества сегодня противоречит созиданию характера. Даже в церкви молодые люди не подвергаются влиянию, которое будет созидать характер. Не удивительно, что многие остаются духовными младенцами.
 Мы видим известного спортсмена, выигравшего золотую медаль.  Он может создать впечатление, что ему не так уж и тяжело, но победа не могла быть достигнута  без кропотливой подготовки, не встречая все более жесткое противостояние. Процесс, посредством  которого Бог строит характер, изложен  в Рим.5.1-5. Павел говорит, что мы "хвалимся скорбями". Греческое слово, обычно переводимое как "скорбь", буквально означает "давление". Это же слово описывает выдавливание виноградного сока или оливкового масла. Оно означает давление внешних неприятностей или внутренних страданий. Скорбь производит терпение - то есть способность выдержать давление и не разрушиться. Эта выносливость создает то, что обычно переводится как опыт, но точнее было бы назвать характером - то есть результатом испытаний.
Мы могли бы спросить, может ли Бог построить наш характер без страданий. Он не считает нужным так делать. Юный Иосиф показал все признаки того, что он избалован. Он не подходил для того, чтобы быть лидером. Потребовалась тюрьма и 22 два года подготовки, прежде чем он был готов исполнить дело, которое Бог предназначил ему. В тюрьме его душа была обложена железом (Пс.105.18). Не только плоть Иосифа чувствовала кандалы. Бог готовит нас так, как мы сами просто не сможем подготовиться. Когда один скульптор работал над куском мрамора и его спросили, что он делает, он ответил: "Я убираю все, что не похоже на лошадь".

4) Страдания вынуждают нас знать Бога лучше

Страдания учат нас урокам, которые мы не можем выучить в колледже или семинарии. Возможно, мы приобрели диплом, прочли всех великих классиков и умеем спорить на тонкие темы богословия, и все же это знание может быть в значительной степени теоретическим. Одно дело знать о Боге, и совсем другое - знать Бога. Суть вечной жизни заключается в том, чтобы знать истинного Бога (Иоан.17.3). Павел тоже стремился к тому, чтобы познать Его (Фил.3.10).
 Многие христиане могут засвидетельствовать, что они узнали больше о Боге в печи печали, чем во всем их предыдущем опыте. Иов - классический пример. Господь сказал о нем: «Нет такого, как он, на земле, безупречный и честный человек, который боится Бога и избегает зла" (Иов 1.8); так Бог охарактеризовал один из трофеев своей благодати. Тем не менее сатане бьло дано коснуться Иова. Реальный вопрос: что за человек Иов? "Даром ли богобоязнен" он (1.9)? Не исходит ли его религия только из личных интересов? Незнание о битве, происшедшей в небесных сферах. поставило Иова перед множеством вопросов. Интересно, что он не дает конкретных ответов. То, что он получает, - это откровение Бога, которое заставляет его признаться: «Я слышал о Тебе слухом, но теперь мой глаз видит Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов 42.5-6).
 Есть области Слова Божьего, которые мы не можем постичь, пока не переживем страданий. За 30 лет своей христианской жизни я не понял Книгу Иова и не особенно интересовался ею. Но когда в мою жизнь пришли беды, я стал понимать ее. У Мартина Лютера было то же свидетельство: "Страдание - лучший богослов". "Я никогда не понимал Слова Божия, пока ко мне не пришло горе"; "Искушения были лучшими учителями богословия". "Ни один человек без испытаний и искушений не может достичь истинного понимания Священного Писания".

5) Страдания приносят плод и делают нас полезными

В Иоан. 15 наш Господь сравнивает христиан с ветвями виноградной лозы. Он - виноградная лоза, а Его Отец - виноградарь. Отец ищет плоды с ветвей на лозе. Такой плод зависит от союза с Христом, но его качество также связано с обрезкой Отца. Иногда обрезка может быть радикальной. Режущий нож может быть острым. Но вся цель духовного плода - это слава Божья. Без сомнения, в славе будет много смиренных верующих, чьи имена вряд ли были известны на земле, но которые изобилуют плодами. Возможно, они несли в этом мире такие печали, которые они не могли разделить с другими; но если они выстояли, они встанут у Божьего престола благодати, как могучие воины Царства. Филипс Брукс писал: "Где бы ни испытывались и созревали души - Бог высекает колонны Своего храма» (Brooks P. The Candle of the Lord. N.Y.,1910. P.72). Томас Бостон напоминает нам: "Под крестом никогда не бывает ни разочарования в воле Божией, ни недоверия к Нему, но на небесах пишутся записи добрых дел" (The Whole Works. V.3. Aberdeen,1848. P.550).
 Страдания могут принести новое измерение плодотворности в нашу жизнь. Они могут сделать нас мягче и нежнее. Это было очевидно в жизни доктора Мартина Ллойд-Джонса и никогда больше, чем в последние годы.  Во время своих собственных страданий он помнил других, которые страдали. В последний год его жизни наша дочь тяжело заболела и умерла в 13 лет. Услышав об этом, он написал нам очень утешительное письмо, а через три месяца сам вошел во славу. Миссис Ллойд-Джонс позже поделилась с нами самым нежным беспокойством: "Нам хотелось бы, чтобы вы услышали его молитвы о вашей дочери. Он никогда не забывал заботиться о ней и о вас в печади и трауре". Какая славная вещь - принадлежать к семье Божией! Мы всегда чувствуем друг друга.
Мы часто видим печали, ведущие к возрастанию пользы от слуг Божиих. Бог, говорит Сперджен, "извлекает Своих лучших солдат из гор скорби". Он сам был выдающимся примером этого. Он писал: "Я не знаю, является ли мой опыт опытом всех людей Божьих, но я боюсь, что все мои дары, полученные в легкие дни и счастливые часы, дешево стоят; но все, что я получил в дни боли и печали, бесценно". (Spurgeon C. The Trial of Your Faith. L.,n.d. P.50). Томас Бостон, который пережил много горя и печали, заметил: "Обычный путь провидения - через железные врата"   (цит. по: Thomson A. Thomas Boston of Ettrick: His Life and Times. L.,1895. P.72). Джон Райл писал: "Инструменты, которые Великий Зодчий намерен часто использовать, часто держатся долго в огне, чтобы они подходили для такой работы" (Ryle J.C. The Christian Leaders of the Last Century. L.,1869. P.112).
 Примеры этой истины изобилуют в Писании и в церковной истории, и их слишком много, чтобы упоминать. Мы можем подумать о Павле и его болезненном недуге, жале в плоть, и цели, для которой он был послан: "Буду славить в немощи, чтобы сила Христа покоилась на мне" (2 Кор.12.7-9). Мы можем вспомнить о Рутерфорде, брошенном в холодную темницу у моря в Абердине, где у него было "свидание с Господом".  Из этого места страданий шли письма, полные аромата Христа и обогащавшие Церковь на протяжении веков. Мы можем вспомнить о Джоне Беньяне, брошенном в тюрьму за отказ хранить молчание, когда польза, которую он мог принести, была, казалось бы, урезана, но Бог умножил ее через перо в написании "Путешествия пилигрима". Мы вспомним Томаса Бостона, страдавшего от слабого здоровья, от болезни и смерти детей, его жена была психически больна, прихожане терзали его церковными спорами, и он трудился почти в безвестности, но при этом написал книги,   которые принесли неисчислимые благословения множеству людей. Неудивительно, что Джон Флейвел писал: "Благословенна химия небес, если она может извлечь такие милости  из таких страданий!" (Flavel J. The Method of Grace. L.,1875. P.408).

6) Cтрадания ведут к тому, чтобы сделать Бога для нас всем во всем и подготовить нас к славе

Страдания ведут нас к Богу. Мы можем пытаться служить Богу, думая, что Он нуждается в нас, но скоро мы узнаем, что только мы нуждаемся в Нем. «Когда Бог кладет людей на спину, они смотрят в небеса" - говорит Томас Уотсон ("Все содействует ко благу"). Мы часто взываем к Богу о благословениях, но нам не нужен Он Сам. Только Он может Это было открытие, сделанное Джоном Ньютоном в его гимне "Молитва о кресте"/.../
В Псалме 73 Асаф рассказывает о своем опыте почти полного падения: "мои шаги поскользнулись" (ст.2). Пока грешники процветали, он был издерган и наказан. Он был озадачен и сбит с толку, пока он не вошел в святилище Божье. Там он увидел вещи в их истинном свете. В результате он признался: "Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле" (Пс.73.25). Бог стал самодостаточен для его души.
Таким образом, Бог готовит нас к славе. Если бы мы жили здесь среди комфортной и легкой жизни, мы не ждали бы Божьих благословений. "Бог хочет, чтобы Его люди вздыхали и стонали на пути к славе" - пишет Морис Робертс. Томас Уотсон подчеркивает то же самое: «Сосуды милосердия сначала должны быть приправлены горем, прежде чем в них нальют вино славы" (Watson T. A Divine Cordial. L.,1830. P.31).

4. Наше утешение в хмурости провидения 

1) Цель провидения - всегда в любви

Одна из самых трудных вещей, когда дорога груба или когда волны проходят над нами - это чувствовать, что Бог все еще любит нас. Это последнее, что мы можем принять. Но мы не призваны чувствовать; мы призваны верить. В своей книге "Во всех их страданиях" (1969) Мердок Кэмпбелл рассказывает о служителе на севере Шотландии, который внезапно потерял свою духовно мыслящую жену. Когда он молился в ту ночь в присутствии друзей, он сказал: «Если бы ангел с небес сказал мне, что это будет работать на мое благо - я бы не поверил ему, но поскольку это говорит Твое Слово, я должен верить".
 Мы должны измерять Божью любовь не по Его провидению, но по Его обетованиям. «Когда мы не можем проследить руку Бога, мы можем доверять сердцу Божьему», - говорит Сперджен (цит. по: McLaughlin J. Trusting God's Heart: When You Can't Trace His Hand.  Grand Rapids,2002. P.21). Когда пути провидения темны, их трудно читать. Но есть Слово, которое говорит нам, как их просматривать. "Не суди о Господе по слабым чувствам, но верь Его милости; за хмурым провидением Он прячет улыбающееся лицо". По вере мы должны проследить все  до руки нашего Отца. Не бывает нечестного жребия, ибо все есть Божие творение. Мы склонны  останавливаться на вторичных причинах*. Мы можем счесть, что врач или водитель недобросовестен. Мы можем чувствовать горечь от того, «что могло бы быть». Иосиф после великих мук и унижений от руки его братьев прослеживал все это до руки Бога: "Вы замышляли против меня зло, но Бог всегда имел это в виду, чтобы сохранить жизнь великому множеству людей" (KJV). Иов пострадал от рук халдеев и сабеев, но о своей утрате он смог сказать: "Господь дал и Господь забрал; да будет благословенно имя Господне" (Иов 1.21). Иосиф оставил свое дело в руке Бога, и он был оправдан. Иов сделал то же самое. Говорит Сэмюэл Рутерфорд: "Невозможно быть послушным и терпеливым, если вы не хотите вылезти из запутанного переплетения вторичных причин и вопите: о, если бы этого не случилось!".

2) Что-то остается тайной, на которую нет простого ответа

Это лежит в самой сути вопроса.  Это может показаться странным парадоксом, но именно когда Иов был готов понять, что он ничего не понимает, он что-то начал понимать. " Бог движется таинственным образом, и Его чудеса непостижимы". И почему это не должно быть так? Бог есть Бог, а человек есть человек. Это соответствует величию Бога. В проповеди на Иоан.13.7 под названием "Темные пути провидения станут ясны в свое время" Ральф Эрскин объясняет Божью цель таким образом: "Бог открывает Себя способом, подходящим для Него и Его славных совершенств, и показывает, что Его мысли - не наши мысли, и Его пути - не наши пути. Если бы Он действовал в соответствии с нашими мыслями и воображением, мы не поняли бы, что Он Иегова, суверенный Бог, Который делает то, что считает нужным. Бог не обязан давать нам объяснений. Это мы обязаны оказывать Ему безоговорочное доверие и послушание. Нелегко доверять Богу, когда Он, кажется, молчит, как было с Иовом, но это доверие остается нашим долгом".
Д-р Рональд Данн нашел мудрые слова о проблеме молчания Бога среди страданий. "Я думаю, что это самое трудное для нас. Мы можем вынести почти все, если знаем, зачем. Но везде, куда я еду, на каждой встрече меня спрашивают: почему?.. Я скажу вот что: Бог довольно редко отвечает на этот вопрос. Это не то, на что нет ответов в принципе; просто мы с вами, скорее всего, были бы не в состоянии понять ответ, если бы Бог дал его нам. Кроме того, мы должны научиться доверять Богу, и не задавая такого вопроса. Каковы мы будем, если будем требовать от Бога объяснений и призывать Его к ответу?" (Dunn R. Walking with the King. Edinburgh, n.d. P.173).
Кажется, сегодня это навязчивая идея: "Почему я?". Книги, которые утверждают, что имеют ответ на все наши проблемы, регулярно попадают в списки христианских бестселлеров. Одна книга, получившая особенно широкое распространение в США - это "Когда с хорошими людьми случаются плохие вещи" рабби Гарольда Кушнера. Он дал на проблему страдания следующий ответ: Бог имеет ограничения. "Бог хотел бы, чтобы все получили  то, что они заслуживают в жизни, но Он не всегда  может этого добиться". Ответ на это пришел из-под пера Уоррена Уирсби в его книге « Почему мы?» с подзаголовком: «Когда плохие вещи случаются с народом Божьим». Уирсби также извлекает некоторые наиболее полезные идеи из страдания Иова. Он пишет: "Одна из причин, по которой Бог не ответил на вопли Иова о справедливости, состояла в том, что Он хотел продолжать Свои отношения с Иовом на основе благодати. Бог не хотел, чтобы у Иова была «коммерческая вера», основанная на договоре с небом. Он хотел, чтобы Иов верил в Бога с таким богатством характера - любовью, милосердием, благодатью, добротой - чтобы ничто не могло мешать таким отношениям. Главный вопрос не в том, почему праведники страдают, а в том, поклоняемся ли мы Богу, Который вносит смысл в наше страдание".
Как много сегодня эгоцентричного мышления! Именно это заставляет задать вопрос, не почему христиане страдают, а ради чего люди служат Богу. Если Бог лишит нас всего - будем ли мы любить Его, служить и поклоняться Ему?  Если мы можем сделать это, как Иов, мы показываем, что дьявол лжет, и мы прославляем Бога.

3) Единственное приемлемое решение

Гораздо важнее, чем любое объяснение страдания в нашем опыте, наша близость к Богу. «У меня был миллион вопросов к Богу; но когда я встретил Его, они просто ушли и, казалось, потеряли всякий смысл" (Кристофер Морли). Это единственный способ увидеть вещи в перспективе. Вот что случилось с Асафом. Увидеть процветание нечестивых, самому испытывая наказание от Господа, было слишком больно для него, пока он не вошел в святилище и в присутствие Божие. Он услышал Божие слово и тогда, говорит он, "понял конец их" (Пс.73.17). Он не просто почувствовал себя лучше - у него появилось понимание.
Томас Бостон говорит об общении с Богом в провидении. Провидение - это проявление воли Божьей в моей жизни, и его истолковывает Слово. Когда псалмопевец на какое-то время потерял общение с Богом, он оказался в том состоянии, в котором оказался. Он не видел перспективу вещей, и "был как зверь пред Тобою". Когда же он увидел все в перспективе, он смог сказать: "А мне благо приближаться к Богу".
Наша ответственность в том, чтобы независимо от наших обстоятельств продолжать идти по пути долга с доверием к Богу. Люди обычно больше стремятся избавиться от проблем, чем найти цель Бога в них. "Несчастья длятся не дольше, чем они исполнят свое дело" - говорит Мэтью Генри (на Плач 4.21). Также наша ответственность - молиться, чтобы наши страдания были освящены для нас. Уоррен Уирсби  говорит о своем друге, который оказался в море проблем. Однажды, пытаясь его ободрить, он сказал: «Я хочу, чтобы вы знали, что мы молимся за вас». Он ответил: "Чего вы хотите, чтобы Бог сделал?". Уирсби крепко подумал и и упомянул некоторые вещи. В ответ он услышал: "Молитесь еще об одном: чтобы страдания не поглотили меня".

4) Мы можем  убедиться, что благо будет большим

 "Каждое дело Христа по отношению к Его народу», - сказал Ральф Эрскин,  - несет в себе нечто более великое и драгоценное, нежели мы способны понять" (Erskine R. Sermons and Practical Works. V.7. L.,1821. P.3). Уильям Каупер сказал что-то похожее в известных словах: "Испуганные святые, обретите смелость! То, чего вы так боитесь, встретится с благодатью и сломается... Бутон может иметь горький запах, но сладким будет цветок".
 Мы часто видим это в жизни Божьих святых. Подумайте об Иосифе и его долгой ночи страданий.  Что за контраст между тюрьмой и дворцом! "Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его, доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его". И каково избавление! "Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;  поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости" (Пс.104.18-22). Вот время провидения, которое часто бывает таким чудесным, и своевременность милости, которая придает ей такую ценность! Двигатель Божьего провидения может принести целую череду счастливых следствий.
Возможно, мы не сможем понять наше настоящее состояние или страдания, потому что Божье провидение работает в большом масштабе. Иов понятия не имел, что он был фокус битвы между Богом и сатаной, а Бог решил предъявить трофей Своей благодати. Иов думал, что его жизнь была бесполезна. В тот самый момент, когда он думал, что все было потеряно, он делал величайшее - прославлял Бога, изобличая ложь дьявола. Иосиф лишь через 22 года обнаружил причину того, что он был брошен в яму. Томас Бостон не скоро смог понять цель моря его бед в Эттрике. Но он ежедневно упражнялся в постижении Божьего провидения, и это видно почти на каждой странице его дневника. Многие сегодня заключили бы, что он склонен к патологическому самокопанию. Но какая тоска обуревала бы его, не будь он глубоким, опытным святым!   Бремя страданий, которые он перенес, объяснимо изобилием плодов, которые пришли через его труды. Если люди, которые занимали видное место в Церкви в его дни, почти забыты, книги Бостона читаются по всему миру.
Наша жизнь напоминает изготовление гобелена. Его изнанка выглядит как масса запутанных и бесполезных нитей, в то время как на лицевой стороне возникает прекрасная картина. В любом случае надо смотреть на цель. "Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен" (Иак.5.11).

Вывод

 Бог установил неразрывную связь между страданиями и славой. Это была дорога, по которой пошел Христос. Как наш Спаситель, Он должен был "усовершиться через страдания". Он был без греха, и Он перенес многое. Как же важна та дорога скорбей, которая ведет грешников к совершенству и славе! И какая это серьезная причина тому, чтобы смириться со страданиями! "Я всегда чувствую нужду в руке Бога, приносящей скорби" - писал Макчейн. Рутерфорд сказал: "Слава Богу за молот, напильник и печь", и Сперджен повторил: "Этот мир - это печь и кузница". Мы не должны быть обмануты нынешним мнением, что предлагает нам избавиться от наших неприятностей и радоваться. Новый Завет призывает нас радоваться в разгар страданий. На самом деле мы должны быть встревожены, если у нас нет опыта страдания, потому что мы страдаем с Ним, чтобы мы могли прославиться с Ним. Без страдания нет славы.
Синклер Фергюсон как-то видел плакат на доске объявлений в церкви, гласивший: "Мастерская внизу, магазин вверху". Наша жизнь на земле напоминает мастерскую. Это место подготовки. Наше английское слово «образ» происходит от греческого слова, которое означает инструмент гравировки, штамп для штамповки изображения. Испытания жизни могут быть Божьим инструментом, чеканящим на нас образ Его Сына. Этот опыт может быть неприятен, но он полезен. Во славе Бог покажет, что это значило, когда святые будут уподоблены Его Сыну. 
Божий народ никогда не страдает напрасно. Наше нынешнее настоящее страдание - это вклад в будущую славу. Более того, его нельзя даже сравнивать с этой славой. "Однажды вы найдете, - говорит Мэйн, - что   все в вашей истории, кроме греха, было для вас. Каждая волна неприятностей несла вас к солнечным берегам безгрешной вечности ».

Ватсон Т. Все содействует ко благу. Витебск,1996
Флейвел Д. Тайна Провидения. Одесса,2009
Boston T. The Crook in the Lot (Glasgow 1737) Campbell M. In All Their Afflictions. 2003
Lloyd-Jones D.M. Faith Tried and Triumphant. Downers Grove,1987
Rutherford S. Letters. Edinburgh,1884
Schaeffer E. Affliction. L.,1984
Wiersbe W. Why Us? Downers Grove,1984

* «Вторичная причина» - это просто «причина, вызванная чем-то еще "Это выражение используется в теологии, чтобы  различать Бога как конечную причину всего, что происходит, и множество меньших причины, которые мы видим в действии в мире. Некоторые из этих вторичных причин так же необходимы, как и  законы физики. Другие так же свободны, как и решение заказать чизбургер. Но происходят ли вещи через необходимость или непредвиденные обстоятельства, все они происходят под всеобъемлющим провидением Бога.

Перевод, уточнение цитат (С) Inquisitor Eisenhorn