Уроки для добродетельных королей. Сказка

Алексей Горшков
 

По мотивам «A Lesson for Kings», из сборника сказок, составленного Joseph Jacobs

Одним большим королевством правил король по имени Брахма. Он правил абсолютно беспристрастно и справедливо. Любой, кто совершил плохой поступок, будь то нищий или министр, наказывался королём по справедливости и по закону. Все поданные королевства знали об этом и прекратили совершать плохие поступки. Вскоре, люди перестали подавать иски в суды, судьи остались без работы, и все суды пришлось закрыть.

И тут король Брахма задумался: «Неужели это результат моей непогрешимости и абсолютной добродетели? Неужели у меня нет никаких недостатков? Надо поспрашивать людей об этом....»

Король стал опрашивать своих придворных, но те лишь восхваляли короля. Король решил, что придворные просто боятся говорить о его недостатках, и стал опрашивать горожан. Результат оказался таким же: одни похвалы и ни слова критики. Король проехался по сельской местности, но и там люди говорили лишь о любви к нему....

 Надо сказать, что такой результат не польстил самолюбию короля, а весьма озадачил его: «Люди относятся ко мне как богу Брахме, а не как к царю», - подумал он и решил поехать за пределы своего государства, надеясь хоть там услышать правду о себе. Сел король в колесницу, которой управлял возничий, и без охраны отправился в путешествие.

Так случилось, что в соседнем королевстве, которым правил король Маллика,  все его подданные считали короля безупречным правителем, обладающего лишь достоинствами и не имеющего ни малейших недостатков. Король Маллика, почему-то, тоже усомнился в своей абсолютной добродетели, и не найдя в своей стране ответа на вопрос «Есть ли у него недостатки?», поехал искать ответ за границей.

И вот, две королевские колесницы встретились на узкой дороге. Никто из королей не хотел уступать дорогу другому, и никто из них не хотел в ступать в разговор с визави, чтобы не нанести урон своему высочайшему статусу, поэтому разговор вели возничии колесниц, повторяя слова своего Владыки. Первым прокричал возничий короля Брахмы: «Эй, ты, недостойный быть даже колесом моей колесницы, уступи дорогу!»

Возничий короля Маллика прокричал в ответ: «Эй, ты, недостойный быть даже жалкой тенью моего осла, прочь с пути!»

«Как ты смеешь подобным тоном разговаривать со мной, королем Брахмой?!» - кричал возничий Брахмы.

«А как ты осмелился столь оскорбительно обращаться ко мне, королю Маллику?!» - ответил возничий Маллика.

Узнав таким образом, что его визави тоже король, Брахма нашел решение этой сложнейшей проблемы и приказал возничему крикнуть: «Поступим так. Младший по возрасту уступит дорогу старшему! Сколько тебе лет?»

«Тридцать пять, - ответил возничий короля Маллика, но был тут же поправлен своим королем и прокричал: «Шестьдесят пять!»

Через минуту, возничий Брахмы прокричал: «Мне то же шестьдесят пять. Тогда выясним, кто из нас богаче. В моей казне находится десять тон золота! А сколько золота у тебя?»

Возничий Маллика крикнул в ответ: «У меня пять золотых монет...», но, получив указания от короля, крикнул: «У меня то же 10 тонн золота!»

Возничий короля Брахмы крикнул: «А какова численность твоей армии?»

Другой возничий прокричал в ответ: «Вообще-то, это государственная тайна номер один, но я отвечу тебе и приведу тебя в трепет. У меня 765 тысяч солдат и две тысяч боевых слонов!»

У короля Брахмы была точно такая же армия. Надо было придумать новый вызов соседнему королю. Он проинструктировал своего кучера,  и тот прокричал: «У меня точно такая же армия, как и у тебя! А вот сколько у тебя жен и детей?»

«Одна..., - ответил другой возничий, но тут же «исправился: У меня 500 жен и столько же наложниц, и каждая женщина родила мне сына!»

«Тут же прозвучал ответ, который прокричал сам король Брахма: «У меня тоже 500 жен и 500 наложниц, и каждая из них родила мне по два сына! А ещё я женат на своём королевстве! Вот так! Так что, прочь с дороги, жалкий импотент!»

Король Маллик понял, что проиграл это состязание и развернув карету, укатил прочь. А король Брахма подумал: «Я теперь узнал свой недостаток, и даже два. Я лгун. Я соврал, насчёт своих жен и детей. Я давно уж импотент...»

Король Брахма приказал развернуть карету и возвращаться домой. Какой смысл продолжать утомительное путешествие, коли уже выяснил свои недостатки.....