Художник счастья. Огюст Ренуар-11

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

ШЕДЕВРЫ РЕНУАРА КОНЦА 70-х - НАЧАЛА 80-х ГОДОВ.
В конце 70-х и начале 80-х годов Ренуар напи¬сал целый ряд замечательных картин. Среди этих картин Ренуара можно выде¬лить яркие своими портретными образами картины «После зав¬трака», «Гребцы в Шату», «Завтрак у реки», «СЕНА В АНЬЕНЕ», «СЕНА В АРЖАНТЕЕ» и большую многофигурную картину «Зав¬трак гребцов».
В третьей четверти XIX века, благодаря развитию железнодорожного транспорта, красивые окрестности французской столицы стали легко достижимы для обитателей Парижа. Формы досуга, проводимого на Сене, были различными для разных населенных пунктов. Аржантей, где ещё в 1873 году прочно обосновался Моне, стал важным центром парусного спорта. Любители гребли, напротив, устремлялись в Шату и Аньер и т.д. Всё это нашло отражение в картинах художников, в том числе и Ренуара, многие картины которого на тему отдыха на реке, стали настоящими шедеврами.
«Зав¬трак гребцов» (1881, коллекция Филлипс, Вашингтон).
Эту картину с полным правом можно назвать групповым порт¬ретом. С ней подходил к концу целый период жизни и творчества Ренуара. В отличие от «Бала в Ле Мулен де ла Галетт» здесь укруп¬нен масштаб фигур, все они портретны и узнаваемы и составляют основное содержание картины. Пейзаж, окружающий террасу, на которой собрались друзья, зелень вокруг, виднеющаяся сквозь нее Сена с бегущими по ней парусниками и лодками составляют атмосферу картины, ее радостный фон. На этом фоне написаны все участники встречи, собравшиеся за уста¬вленными вином и фруктами столиками в ресторане Фурнеза в Шату. Сам хозяин стоит здесь, опершись спиной и руками на перила террасы, крепкий, уверенный в себе мужчина, одетый в рубашку без рукавов, обнажившую сильные руки. Перед ним, за столиком, сидит очаровательная девушка, посадившая перед собой на стол маленькую пушистую собачку и забавляющаяся игрой с ней. Ренуар представил зрителям Алину Шериго, которой в ту пору было чуть больше двадцати лет и с которой он оконча¬тельно свяжет свою жизнь именно в 1881 году, хотя официальная регистрация их брака состоится только в 1890-м.
«Зав¬трак гребцов» (1881, коллекция Филлипс, Вашингтон).
ДЕТАЛЬ С ПОРТРЕТОМ АЛИНЫ ШЕРИГО.
Здесь мы чуть отвлечемся от остальных образов картины и задержимся на фигуре Алины Шериго, которую Ренуар считал в конце своей жизни идеальной матерью и женой. Она была дочерью крестьян-виноделов из Бургундии. Отец оставил ее с матерью перед войной в 1870 году и уехал в Америку. Мать с дочерью перебралась в Париж и стала портнихой. Дочь помогала ей. Ренуар познакомился с Алиной в молочной, где завтракал и обе¬дал. Она, когда у нее было время, особенно в воскресные дни, позировала Огюсту. В 20 лет она уже была пухлень¬кой, но с осиной талией .«Я ничего не пони¬мала в живописи, но мне нравилось смотреть на то, как он пишет»,- вспоминала потом Алина. «Известно,- говорил сын художника Жан Ренуар,- что Ренуара привле¬кали женщины типа «кошечки». Алина Шериго была совершен¬ством в этом жанре. Целому¬дренные высказывания моего отца на этот период жизни заставляют меня думать об их огромной взаимной любви».
„ЖЕНЩИНА С СОБАЧКОЙ (ПОРТРЕТ АЛИНЫ ШЕРИГО)“ (1880, частн. собр. Париж).
„АЛИНА И ПЬЕР“(1887, муз.искусств, Кливленд),
„КОРМЯЩАЯ МАТЬ (Алина и Пьер)“ ( муз.изобр. иск., С.-Петербург, США),
„СЕМЬЯ РЕНУАРА“(1896, Фонд Барнса, университет Линкольна, США).
Ренуар неоднократно писал Алину. Вот, например, ее замечательный портрет на фоне природы.
Изображал он ее и с детьми — Алина родила Ренуару трех сыновей: Пьера, Жана и Клода. Она ушла из жизни раньше Ренуара, в 1915 году, после сердечных потрясений, испытанных ею за раненого сына Жана, которому собирались ампутировать ногу. Сына она спасла. На могильной плите Ренуар сначала хотел поставить скульптурную компози-цию «Материнство», использовав композицию одной из своих кар¬тин, но затем остановился на скульптурном бюсте жены.
О судьбе детей Ренуара предлагаю статью http://proza.ru/2017/11/21/81
«Гребцы в Шату» (1879, Нац.галерея, Вашингтон).
Полотно „ГРЕБЦЫ В ШАТУ“ соотносится с новеллами Мопассана. Ренуар ненавязчиво воспевает ленивое течение времени на берегах Сены, здесь обыгран контраст между теплыми и холодными тонами, сведенными в единый аккорд в красно-синем платье девушки (это Алин Шериго, с ней в компании брат Ренуара).
„СЕНА В АНЬЕНЕ (ГРЕБЛЯ)“ (ок.1879, Нац. галерея, Лондон).
Эта картина, в которой Ренуару удалось передать атмосферу безмятежного летнего дня, позволяет постичь сам дух импрессионизма. Сияние красок и характер движения кисти говорят о том, что художник достиг пика технического совершенства. Ренуар писал эту картину чистыми цветами, используя всего восемь красок (включая белила). Кажется, что Ренуар перенес на полотно непосредственно то, что видел, руководствуясь лишь порывом вдохновения. Но анализ красочного слоя показал, что в процессе работы автор вносил много поправок, т.е. эта работа есть результат большого труда художника. В центре картины сияет белый цвет одежды дамы, сидящей на веслах. Лодка выделяется на фоне водной глади, ибо синий цвет наиболее контрастирует с оранжевым.
„ПОСЛЕ ЗАВТРАКА“ (1879, Штеделевский институт, Франкфурт на Майне).
Сценка, изображенная на картине, разыгрывается в садовой беседке небольшого ресторанчика на Монмартре „Кабаре Оливье“. Ресторанчик был любимым местом Ренуара и его друзей. Картина выглядит как будто запечатлено мгновение, подобно фотоснимку события. На самом деле это тонко срежиссированная художником ситуация. Персонажи это: пара за столом в тени цветущих каштанов актриса Элен Андре и брат Ренуара; дама в модном черном одеянии – модель художника. Несмотря на простоту сюжета, перед нами разыгрывается несколько загадачная любовная сцена, где только жесты и взгляды раскрывают суть происходящего - типичная для Ренуара картина.
В начале 1880 года Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда, но не отчаялся и решил извлечь пользу из несчастного случая, научившись писать левой рукой. Денежные заботы потеряли свою остроту для Ренуара. Его слава портретиста — автора женских и детских портретов — всё росла. А в его душе в это время нарастал кризис. Он сомневался в себе, с неудовольствием вглядывался в свои полотна. Он не знал, к чему привёл его двадцатилетний труд, все эти поиски, весь этот импрессионизм. Взвинченный, усталый, Ренуар работал мало и плохо. Он начал изучать английский язык и собирался поехать в Англию, но потом резко передумал и в 1881 году уехал в Алжир.