Дети и интернет

Севрикова Светлана
Мы - первое поколение родителей, столкнувшихся с проблемой влияния компьютеров и интернета на сознание и психику наших детей. Наше собственное детство было другим. Лучше или хуже - вопрос неоднозначный. Но, предел наших "электронных фантазий" - "волк с яйцами", тетрис, тамагочи плюс китайский калькулятор. И только в юности у многих (но не у всех сразу) появились ПК, которые мы стали подключать к интернету по картам через телефонные модемы...

В жизнь наших детей "хищные вещи века" вошли одновременно с плюшевыми мишками, пирамидками и букварями. Начиналось с "посмотри мультики на Ютубе" или "поиграй в электронную азбуку". И вдруг, - бац - у ребёнка уже собственные аккаунты в соцсетях, куча странных контактов в скайпе, удивительные покупки в интернетмагазинах, увлечение киберспортом и ещё бог знает чем, что просто не укладывается в нашей голове... А мы сидим и не понимаем, как вышло вдруг, что эта коварная паутина опутала отпрыска с головы до пят. Вроде же всё было под контролем... Ну, "почти"...

С проблемой массового "ухода" детей в "параллельный мир" - взрослые столкнулись впервые. Да, какое-то непонимание, отдаление, отчуждение - случалось и раньше. Тургенев в романе "Отцы и дети" об этом писал. Но чтоб вот так, сразу и настолько, - не смогли предусмотреть даже Стругацкие в "Диких лебедях".

"Сетевые дети" - специфическая проблема нашего времени. Явление уникальное, неизученное, поэтому, опасное.

Лет через 100, а может и через 50 - появятся проверенные рецепты контроля и противодействия пагубному влиянию сети на детскую психику. Но сейчас их - нет. Ибо искать и проверять эти рецепты - выпало нам: родителям первого поколения детей-сетевиков.

Искать, не покладая рук. Просто сидеть и терпеливо ждать, когда решение найдётся "само-собой" - нельзя: недавно мы убедились, насколько может быть высокой цена такого "безучастного ожидания". Мне жаль родителей псковских подростков. Уверена, они не хотели зла своим детям. Но оказались слишком наивны, думая, что в ситуации с современными детьми можно положиться на "дедовский опыт", опирающийся на методы авторитарного подхода к воспитанию... Предполагали ли они, какова будет расплата за эту "наивность"?...

История с псковскими подростками, конечно, крайний случай. Гораздо чаще встречаются другие истории: когда ребёнок, увлёкшийся инетом, не хочет делать уроки. Играет, болтает в соцсетях, или то и другое сразу... Он мог бы учиться лучше. Мог бы в свои 15 иметь более четкие представления о будущей профессии. Больше заниматься спортом. Заниматься в актёрском кружке, ходить в походы... Собирать марки и конструировать авиамодели... Читать журналы "Юный натуралист", "Юный техник"... Но этого всего нет, ибо есть "паутина"...

И вот эти "распространённые истории" - проблема не менее серьёзная, чем история с "псковскими подростками". Она есть почти у всех. И у меня тоже.

Поэтому - не надо тратить времени на размышления, кто виноват в гибели псковских "бони и клайд". С виноватыми разберутся следователи. А мы - срочно должны сосредоточиться на своих детях. Присмотреться, что с ними не так. Попытаться понять их. И найти способ помочь, если помощь нужна. А она, безусловно, нужна.

ноябрь 2016