Цитаты из гхеранды-самхиты, гл. 1

Пиротехъник
               
        Предисловие.
        Конспектирую наиболее интересные (понравившиеся) цитаты из Священного текста Гхеранда-Самхита, явленного миру ~1000 лет назад в индийской йогической культуре. Цели и задачи Писания уходят далеко за пределы рационального понимания, и, по сути, противостоят западной ментальности – в рамках одной и той же природы человеческих существ. Что удивительно и не комментируется, хотя известно.
        По известным причинам, стараюсь быть корректен и скромен. (Наверное.) Но оставляю за собой право на собственные комментарии, ибо ради познания это дело и затевается. В известной мере, эксперимент нагл. Ну, интересно же!
        (Мои комментарии в скобочках.)

        Глава 1. «О ЙОГЕ ТЕЛА»

        1.6. Тела живых существ возникают из добрых и злых дел; из этих же дел возникает судьба (Карма) и это всегда идет по кругу, как колодезное колесо.

(Христианские понятия «добра» и «зла» получают кармические значения.)

1.8. Постоянно разрушается тело, как распадается в воде необожжённый кувшин. Обожги тело в огне йоги и так соверши его очищение.

(О каком «очищении тела» говорится, пока неясно. Но если «вращается колесо Кармы» и «постоянно разрушается тело», насколько актуальным остаётся «очищение тела»? Ибо гибель тела постулирована – «как распадается в воде необожжённый кувшин».)

1.9. Вот средство для этого (очищения), состоящее из 7 частей:
  - очищение;
        - настойчивость;
        - твёрдость;
        - стойкость;
        - лёгкость;
        - познание;
        - незапятнанность – САДХАНА  (трени¬ровка), состоящая из 7 частей. – 

(Для западного читателя невольно возникает перекрещивание смыслов – «настойчивость-твёрдость-стойкость». Возможно, вследствие тонкостей языка оригинального текста.)

        1.10. Составные элементы САДХАНЫ (7 частей):
- Шесть действий (Шат-карма) дают очищение.
- Асаны дают силу.
- Мудры дают стойкость
1.11. - Пратьяхара — покой.
- Пранаяма дает лёгкость.
- Дхиана — восприимчивость своей Сущности.
- Самадхи даёт неокрашиваемость (незапятнаность, «нирлиптата»), которая есть освобождение (Мокша).

(Вновь перекрещивание, на этот раз тождество слов – «очищение-стойкость-лёгкость», они уже были в п.1.9, хотя явная иерархичность изложения. И тут же появляются новые – «сила-асаны», «покой-пратьяхара», «дхиана-«саморефлексия»», «Самадхи-незапятнанность-«нирлиптата»» и «Мокша-освобождение». (Восьмеричный формализм.) Ягодка на торте – всё перечисление элементов САДХАНЫ-тренировки в п.1.10 разбивает пополам п.1.11. От такого поворота бледнолицые тихо свирепеют. Вероятно, это редакционный брак форматирования текста. Но что бы означало тождество слов в разных пунктах иерархии, хотелось бы узнать...)

        1.12. Дхаути, Басти, Нети, Лаулики, Тратака и Капалабхати – 6 действий очищения, которые нужно выполнять.
        1.1З. Дхаути бывает 4 видов:
        - наружное очищение (Антар-Дхаути, омовение);
        - очищение зубов (Дант-дхаути);
        - очищение сердца (Хрид-дхаути);
        - очищение заднего прохода (Мула-садхана).
        1.14. Внутреннее Дхаути тоже имеет 4 части:
        - очищение воздухом (Ватасара);
        - очищение водой (Варисара);
        - очищение огнем (Агнисара);
        - Бахиш Крита.

(Структура понятна. Очищение необходимо. Правда, очищение «наружное», «ануса» и «зубов» по своей физической природе должно как-то отличаться от /нефизического/ «очищения сердца». Слово «САДХАНА» уже было в смысле «тренировки» в п.п. 1.9-1.10, а в п.1.13 есть «Мула-садхана». Ммм… интересное дополнение.)

        Внутреннее дхаути (внутреннее очищение)
        Ватасара Дхаути (1.14)
        1.15. Со ртом в форме вороньего клюва пей воздух очень медленно, двигай животом и затем заставь этот воздух выйти через задний проход.
(В детстве было интересно заглатывать порции воздуха и проталкивать в желудок. Ни о какой йоге, конечно, никто не знал. Потом был дискомфорт в желудке, а воздух вдруг выходил обратно – отрыжкой. В пионерском лагере считалась крутой самая долгая и громкая отрыжка. Но вот выпустить воздух через противоположное отверстие… ммм… пионеры не пробовали. Эх, вернуться б в детство на машине времени, да испытать выпуск через противоположное отверстие! Хотя, бывало, и газы отходили, но, скорее, по причине лагерного пищеварения. В этом случае, к заднему проходу пукающего пионера через трусы другие пионеры старались поднести зажжённую спичку, чтобы воспламенить горючий газ метан. Такие эксперименты были обычными на сончасе. Такая йога юных строителей коммунизма "единственно верным" материалистическим способом)

         Варисара Дхаути (1.14)
         1.17. Наполни горло водой и пей ее медленно. Двигая воду в желудке, этим движением заставь ее выйти из заднего прохода.
(Это непросто. Вода (несолёная) начнёт сразу всасываться в желудке и кишечнике. Так объясняется в технике очищения «Шанк-прокшалана». Должна случиться интоксикация, из-за всасывания неподсолёной воды. Или это ранняя технология Шанк-пракшаланы?)

         Агнисара Дхаути (1.14)
         1.20. Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это — Агнисара Дхаути, которая прино¬сит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения.
(Технически просто, но… немалое упорство!)

         Бахиш Крита Дхаути (1.14)
         1.22. Выполнив Каки-мудру (вдыхая через рот в форме вороньего клюва) — наполни желудок воздухом. Задер¬жи его там на полтора часа и выпусти снизу (через зад¬ний проход). Эта Дхаути должна держаться в строгой тайне и никогда не разглашаться.
         1.23. Затем войди в воду до пупа и позволь прямой киш¬ке выйти наружу. Мой ее руками, пока она не станет чистой, затем втяни ее обратно в тело.
(Такая процедура бледнолицым кажется невероятной и небезопасной. Но ведь ДЕЛАЛИ люди! ВПЕЧАТЛЯЕТ. Как выпускать и мыть прямую кишку, ей-ей.)


         Разнообразные дхаути (наружные)

         Данта-дхаути (1.12)
         1.26. Мытье корней зубов, корня языка, обеих отверстий глаз, лобных пазух и обеих ушей — пять видов Данта-дхаути.
(Значит, к «Данта-дхаути» относятся ещё 4 вида ЛОР-очищений + 1 очищение глаз!)
Данта-Мула-Дхаути (1.13.1)
         1.27. Чисти корни зубов порошком катеху или чистой гли¬ной, пока грязь не будет удалена.
         Джива Садхана (1.13.2)
1.29. А теперь я расскажу тебе, как очищается язык. Вы¬тягивание языка на всю длину предохраняет от болез¬ней, старости и смерти.
1.30. Три пальца — указательный, средний и безымянный — правильным образом вставь в глотку и медленно три корень языка. Этим трением слизь постепенно уда¬ляется.
1.31. Три язык свежим коровьим маслом и все время при этом дои его. Затем вытягивай его железными щипцами все больше и больше.
1.32. Делай это всегда на восходе и заходе солнца. Если делать это постоянно, язык удлинится.
(Верю. Но непонятно – зачем. Наверное, чтобы перекрывать дыхательные пути языком?)
          Карна Дхаути (1.13.3)
          1.33. Указательным и безымянным пальцами три отвер¬стия обеих ушей. Если это делать постоянно, тебе откро¬ется внутренний звук Нада.
(Наверняка зазвучит, если тереть правильно. Хотя два пальца в отверстия ушей не влезут. Тут без гуру не разобраться, ни с ушами, ни с прямой кишкой, ни с языком…)
Капала Рандха Дхаути (1.13.4)
          1.34. Большим пальцем правой руки три пазухи лба. Этим упражнением удаляется слизь.
          1.35. Нади очищаются и возникает божественное зрение. Выполняй это ежедневно, после пробуждения, в конце Дня и после еды.
(«Нади» - это какие-то внутренние резервы. А про мытьё глаз не сказано. Наверное, тривиально.)

          Хрид-дхаути (1.13)
          1.36. Хрид-дхаути — очищение сердца — имеет три вида: палкой, при помощи рвоты и при помощи куска ткани.
          1.37. Введи банановый или тростниковый стебель в глот¬ку, двигай его там медленно и так же медленно вытяни его наружу.
          1.38. Так слизь, желчь и всякие другие жидкости будут удалены через рот. Этой «Дхаути  с  палкой»  уверенно излечиваются все болезни сердца. (Такова Данта-дхаути.)
(Комментировать трудно. Но глотка всё же в стороне от сердца… И причём здесь «Данта-дхаути», с ней вроде уже разобрались? Что-то напутано в классификации, не всё ясно для бледнолицых.)

          Вамана Дхаути. (?)
          1.39. После еды знающий человек пьёт много воды и пос¬ле того, как он некоторое время смотрит вверх (стоит на голове), выпускает воду с помощью рвоты. Постоянным упражнением в этом очищении устраняется слизь и желчь.
Вастра-дхаути. (?)
          1.40. Медленно проглоти тонкий платок шириной в 4 паль¬ца и затем вытяни его наружу. Это — очищение платком.
          1.41. Хронический гастрит, лихорадка, воспаление селе¬зенки, проказа и заболевания желчного пузыря исчеза¬ют, а здоровье, сила и самочувствие упражняющегося возрастают с каждым днем.
(Вообще-то эти два вида очищений (водой и платком) стоило б отнести к «внутренним Дхаути». А они ещё не упоминаются в классификации. Понятно, разных практик очищений много.)

          Мула-садхана (1.13)
          1.42. Пока ты не очистишь задний проход, Апана-вайю (газы) не могут выходить свободно. Поэтому нужна тщательная очистка.
          1.43. Корнем (стеблем) куркумы или средним пальцем тщательно мой несколько раз задний проход.
          1.44. Этим ты устранишь запор и несварение пищи. Это очищение дает красоту, рост и разжигает пищеварительный огонь.
(Трудно считать такое «очищение заднего прохода» за панацею, но что-то в этом быть должно наверняка.)

          Басти (клизма) (1.12)
          1.45. Упоминается 2 вида Басти: Джала-басти (водяная клизма) и Сукшма-басти (сухая клизма). Водяную клиз¬му всегда делают в воде, а сухую — на земле.
Джала-Басти (разновидность Басти)
          1.46. Вытянувшись в воде в позе Уткатасана (см. 2:27), выполни Джала-басти, поочерёдно сокращая и сжимая задний проход.
          1.47. Этим ты устранишь заболевание мочеполовых орга¬нов, расстройства пищеварения и вздутие живота. Твое тело станет подвластным твоей воле (и прекрасным), подобно телу бога любви Камадэвы.
(Поза непонятна, ибо: 2.27. «Крепко держи пальцы ног на полу, а пятки в воз¬духе. Положи зад на пятки. Это известно, как Уткатасана».)
          Сукшма басти (разновидность Басти)
          1.48. В положении Пасчимоттанасана (см. 2:22) медлен¬но двигай внутренностями книзу. Ашвини-мудрой то со¬кращай, то расширяй задний проход.
(См. 2.22: «Вытяни ноги на полу, как палки. Положи руки на обе ноги и тщательно держи руками концы ступней. Это — Пасчимоттанасана». Не каждый бледнолицый дотянется руками до пальцев прямых ног.)
          Нети (1.12)
          1.50. Введи тонкую нить длиною с кисть руки в ноздри, а затем вытяни ее через рот. Это упражнение называет¬ся Нети (очищение носа).
(Что-то не договаривается, ибо обычная нить в носу скомкается и «потеряется», её не протащить в рот.)
          Лаулики (1.12)
          1.52. Сильными толчками двигай (мышцы) живота то в одну, то в другую сторону. Это называется Лаулики-йога; она устраняет всякие болезни и разжигает огонь пищеварения.
(В принципе, выполнимо, но нужно хорошо постараться.)
          Тратака (1.12)
          1.53. Смотри на маленькую точку, не мигая и не закры¬вая глаз, пока не потекут слезы. Мудрецы называют это «тратака».
          1.54. Этим упражнением несомненно достигается Самбхава-сиддхи (3:64—67). Исчезают болезни глаз и достига¬ется божественная сила зрения.

          Капалабхати (1.12)
          1.55. Капалабхати бывает 3 видов: Вамакрама, Вьюткрама, Ситкрама. Этим устраняются болезни слизи.
Вамакрама.
          1.56. Вдохни через левую ноздрю, выдохни через пра¬вую; вдохни через правую и выдохни через левую.
          1.57. Ни вдох, ни выдох не должны быть слишком силь¬ными. Это упражнение устраняет заболевания слизистой оболочки.
(Вот так, просто – дышать. Но пальцами-то можно зажимать ноздрю?)

          Вьюткрама.
          1.58. Втяни воду обеими ноздрями и медленно выпусти ее наружу. Это называется Вьюткрама, устраняющая болезни сердца.
Ситкрама.
          1.59. Со звуком «сит» втяни воздух через рот и выпусти его через ноздри. Это упражнение сделает тебя равным богу любви (Камадэва).
          1.60. Тебя не поразят ни старость, ни лихорадка. Забо¬левания слизи исчезнут и твое тело станет гибким и под¬властным твоей воле.
(Вот так, просто – дышать. Но ведь какую-то мантру нужно читать при этом?)
               КОНЕЦ Главы 1.
(Дальше идут АСАНЫ, многие из которых труднодоступны бледнолицым.)