Продавец боли

Владимир Демьянов
   Неприятности в жизни случаются. С зуба слетела коронка и это странно. Не то странно, что слетела, а что продержалась она всего два года. За это время зуб под коронкой частично разрушился. Это было ощутимо при прикосновении к нему моего языка. Предстоял поход к стоматологу.

   В поликлинике вела приём женщина. Она покачала головой – нет, вылечить нельзя, нужно удалять. «Эка, какие Вы быстрые», - подумал я и решил отправиться к другому врачу, так как пословицу: «Сколько людей, столько и мнений» можно спокойно перефразировать в утверждение: «Сколько врачей, столько и действий». Это выражение тем более правильно, если окончательно понять, что бесплатная медицина у нас никакая. Вот так. Значит, нужно идти на платную консультацию. Заплатив деньги, я уселся в кресло частной стоматологической клиники. Зуб осмотрели, сфотографировали и вынесли вердикт – удалять. Тут же в моих ушах зазвучала информация о ценах на услуги стоматолога-хирурга, но я твёрдо отказался. Если каждый зуб вырывать, так и без зубов остаться можно! По мере взросления каждый человек понимает, что зубы необходимо беречь.

   Если желаемый результат не дает бесплатная медицина, и даже платная, остается ещё один вариант – идти к знакомому стоматологу. Знакомых у меня вроде бы нет, но знакомые знакомых обязательно найдутся! И такая женщина нашлась на другом конце города. Прихватив фотографию зуба, я отправился на поиски нужной лечебницы. Так как я прибыл без записи, пришлось подождать, но результат меня снова не обрадовал.
- Удалять. – Сказала врач по знакомству.
- А сохранить зуб никак нельзя?
- Понимаете, сложность этого зуба в том, что один из каналов разрушен…

«Ага», - подумал я, - «Так вот о чем напряженно шептались врачи поликлиники два года назад, когда я лечил этот зуб». Тогда более опытный врач мужчина сквозь зубы отчитывал девушку с серьгой в носу и постоянно жующую жвачку за безобразное отношение к работе. Видимо, этой безобразной работой было лечение моего зуба. Теперь я понял, что девушка просверлила канал зуба насквозь. После этого она отказалась от меня, как от пациента, типа сложный случай, а окончательно залечивал и ставил пломбу мужчина, он же предложил поставить коронку на этот самый зуб.

- Таким образом, - продолжала стоматолог, - цементирующий материал вымывается через разрушенный канал, образуется пустота и сам зуб приходит в негодность.
- Понятно. – Вид у меня был, наверное, бледно-разочарованный. – Вылечить нельзя.
Врач посмотрела на меня.
- Нет, отчего же? Полечить можно, но это будет стоить больших денег и гарантии никакой я дать не смогу.
- А сколько это будет стоить?
Зря я это спросил. Врач назвала сумму, услышав которую я решил – буду удалять.

   Расставаться с зубом я пошел в бесплатную поликлинику, в ту, в которой зуб мне и испортили. Пусть и исправляют свою оплошность! Получив талончик, я поднялся на нужный этаж, нашел искомый номер кабинета, на двери которого значилось: «Хирург-стоматолог А.М. Скворцов».
В моей голове прозвучало:

«О вы, жестокие сердца!
 Сотрите стыд души с лица,
 Учитесь чувствам от скворца»!*

 Откуда это? Почему возникло в моей голове? Видимо, я  что-то учил в детстве, не иначе.
Я занял очередь, однако долго ждать не пришлось. Врач Скворцов работал быстро и вот уже два человека впереди меня лишились своих зубов. Настала моя очередь.

    Скворцов был такой кругленький, добродушный, с очками на переносице и невысокого роста. Врач стоял рядом и был на голову ниже меня, но недостаток его роста компенсировал головной убор. Он был не как у всех врачей, просто шапочка из белого материала, а смотрелся как высокий колпак продавца в магазине, который в прошлом времени был обязательным атрибутом работников пищевой торговли. Ещё в кабинете была медицинская сестра, внешности обычной, да я её не особо и разглядывал, не до того было.

   Врач усадил меня в кресло, осмотрел болезный зуб и задал вопрос:
- Анестезию применять будем?
- Что? – Не понял я.
- Есть хорошая французская анестезия, полностью блокирующая болевой импульс. Триста рублей всего, - врач доброжелательно и вопросительно смотрел на меня. – Вы не переживайте, если денег нет, мы поставим обычное обезболивающее.
   Тут я краем глаза заметил медицинскую сестру, стоящую спиной ко мне. Она прикрывала собой шприц, наполненный лекарством, но я видел его в зеркале напротив неё! Врач и медсестра ожидали моего ответа. Страшная догадка озарила мой мозг! Если я сейчас соглашусь на французское лекарство и заплачу деньги или не заплачу денег, довольствуясь бесплатной медициной, результат будет один и тот же – лекарство уже в шприце.
- Вы оплату карточкой принимаете? – Возможно, мой вопрос прозвучал как издевательство для врача, но у меня, действительно, не хватало наличности.
Лицо врача сделалось грустным.
- Приступим.
Медицинская сестра тут же повернулась к нам и передала А.М. Скворцову заготовленную анестезию. Я открыл рот. Укол был благополучно поставлен и спустя минуту стоматолог приступил к делу. Он навалился на меня сверху, вжал щипцы в десну. Я подумал, что рано, нужно было еще подождать действия обезболивающего, но тут боль накрыла меня. Врач сделал несколько движений, раскачивающих зуб, что-то хрустнуло. Из глаз у меня непроизвольно потекли слезы. Рывок…. И врач поднес к моим глазам окровавленный зуб.
- Почернел уже, - удовлетворенно сказал он, - но это только половина зуба, сейчас вторую удалять будем. Больно? Нужно потерпеть, такая уж это анестезия.
Стихающая было боль, вновь обрушилась на меня. Я пожалел, что не захватил на прием к врачу больше наличности. Пара световых вспышек в закрытых глазах  и вот уже доктор прикладывает желанную ватку на развороченную десну, как бы подтверждая, что все мучения в прошлом.

   Дома я лежу на диване, прижимаясь щекой, за которой недавно был зуб, к подушке. По телевизору, как бы в тему, говорят об успехах в российском здравоохранении. Наверное, я уснул, потому, как на экране возник господин Скворцов в белом, накрахмаленном колпаке продавца. Он держал в руках аптекарские весы, на одной чаше которых лежали деньги, а на другой перевязанный красной лентой мешочек с надписью «БОЛЬ». Улыбающийся взгляд стоматолога как бы говорил: «Ну, что же ты? Выбирай»! Но даже во сне я понимал, что выбора нет, ведь скрытая темнотой медицинская сестра уже набрала лекарство в шприц.



* Владимир Раевский  «На смерть моего скворца».