Олимпия

Александр Юдельсон
Великая сила искусства может сравниться только с силой атлетов. Это хорошо понимали древние греки, которые раз в 4 года съезжались в Олимпию, чтобы и на лучшие храмы полюбоваться, и на состязания своих героев посмотреть. Как тогда говорили, и на елку влезть, и хитон не порвать.

Казалось, что в дни Олимпийских игр все было для них: лучшие скульпторы и строители открывали для гостей возведенные храмы, лучшие атлеты напрягали свои силы, а лучшие благотворители устраивали пиры и раздавали подарки. Впрочем, не будем забывать про дремучий древнегреческий сексизм, запрещавший появляться на этом празднике жизни женщинам: их, по легендам, за появление в Олимпии во время игр сбрасывали со скалы.

Я в это не верю. Если послушать этих историков, в Греции постоянно кого-то скидывали со скалы, даже детей в Спарте. Сомнительное развлечение, так и демографическую политику провалить недолго. Я прям так и вижу, как толпа обнаженных мускулистых мужчин, разгоряченных пирами и состязаниями, несет на своих крепких плечах какую-нибудь молоденькую заблудившуюся пифию, чтобы сбросить с горы. Пусть они женам своим такие истории рассказывают, мы тоже с друзьями на рыбалку ходим, чтобы рыбу ловить, ога. Но давайте лучше к состязаниям.

Так вот, три тыщи лет назад, или еще того раньше, легендарный Пелоп, царь Писы (не своей, надо полагать, а одноименного города на западе Пелопоннеса, названного, кстати, тоже в честь Пелопа, - а какая связь, я вас спрашиваю?), после своей победы в состязаниях колесниц над царем Эномаем учредил соревнования, посвященные Зевсу Олимпийскому. Игры проходили в 4 километрах от Писы, у холма Кронион, где до сих пор находят ритуальные колесики от колесниц - их то ли Пелопу посвящали, то ли Зевсу, а скорее всего, обоим. Тем более, что два колесика гораздо функциональнее.

Есть также мнение, что Игры учредил не Пелоп, а Геракл, который после чистки Авгиевых конюшен протоптал первые дистанции для правильного состязания бегунов и колесниц, и постановил проводить состязания раз в 4 года (поскольку имел четырех братьев). В этой истории доверия заслуживает только слово «протоптал», поскольку после чистки конюшен следы, действительно, остаются что надо.

Как бы то ни было, в истории древних Олимпийских игр не могли разобраться даже весьма просвещенные греки; хорошо, что утвердившееся в этих местах христианство покончило с этими безобразиями и, по приказу императора Феодосия I, запретило проведение игр. Оставшиеся к 394 году храмы и стадионы разрушили и забросили.

А разрушать было что. Наибольший восторг посетителей вызывал находившийся в центре Олимпии храм Зевса, от которого сегодня сохранился один фундамент. Да и как было не восторгаться, если знаменитый афинский скульптор Фидий поместил в центр храма фигуру сидящего Зевса высотой в 6-этажный дом, тело которого было покрыто слоновой костью, а одежда и скипетр - слоем золота? Глаза бога-громовержца горели драгоценными камнями размером с кулак, а корона сияла благодаря отраженному от купален с водой и оливковым маслом свету.

Все это великолепие уже в римское время начали растаскивать, а в византийский период добрались и до камней храмов - их использовали при строительстве церквей. Впрочем, и византийские церкви потом перестроили в мечети, а после греческой освободительной войны добрались и до них.

Тем не менее, камней в Олимпии до сих пор много. Разбросать разбросали, а собирать что, Геракл будет?