Сноуборд, начало

Мареман Рыбник
Наверное, Вы слышали, что существует такой бугельный подъёмник, чтобы затаскивать горнолыжников на небольшие и относительно пологие горки, если нет более подходящих способов на них подняться.  В идеале – лифт практически прямо из холла гостиницы, как на одном из аляскинских горнолыжных курортов.  Я на таком лифте в пос. Гирдвуд тоже в конце 1990-х поднимался, когда ещё, увы, не катался на сноуборде и доски у меня не было.  А вот с бугелем у меня сразу не заладилось. 

В принципе, бугель – это просто буксир.  Берёшься за палку на канате и тебя этим канатом тянут вверх.  Но это лыжникам хорошо, а на сноуборде езда по прямой – дело вообще непривычное, неправильное и случающееся крайне редко.  Поэтому доска с пристёгнутыми к ней ногами при буксировке всё норовит притормозить или вильнуть в сторону, в то время как верхнюю часть туловища канатом тащит прямо вверх.  Через какое-то время ситуация идёт «на разрыв» и ничего не остается, кроме как отцепиться от этого неудобного буксира и съехать вниз на отвоеванные с трудом полсотни метров, и это в лучшем случае. 

Эксперты советуют подниматься на бугеле, отстегнув одну ногу от доски.  Ещё больше мне нравился совет приобнять поднимающуюся горнолыжницу и двигаться в гору вместе с ней.  Но первая рекомендация не сильно помогает.  Напротив, с одной пристегнутой ногой уже и вниз толком не съехать, отцепившись.  А вторая и подавно оказалась не реализуемой – не оказывалось под рукой знакомых горнолыжниц.  В общем, в начале третьего зимнего сезона я так и продолжал скатываться по лесным тропам, избегая больших скоплений собратьев по выбранному виду спорта.  И успокаивал себя тем, что они там, на большой горе катятся только вниз, а я еще и вверх с доской поднимаюсь.  Так что, кроме адреналина, еще и физическая нагрузка, вдвойне полезно. 

В зимние школьные каникулы сын сказал, что хочет покататься на обновленном большом горнолыжном спуске на Горном Воздухе.  Ничего не оставалось, кроме как согласиться.  Надо же как-то поддерживать родительский авторитет.  Хотя в памяти вполне еще живы были картинки прошлых лет: и многосотметровые очереди на подъемник, и конфуз с бугелем.  В общем, сплошные разочарования, но отступать некуда.   

Между тем, Горный Воздух за прошедший год изменился кардинально.  Теперь уже не нужно было карабкаться на машине по разбитой грунтовке к середине склона, канатная дорога начиналась снизу, от стадиона «Локомотив».  Да, очередь в кассу была, но двигалась быстро.  Симпатичные сине-зелёные кабинки подъемника быстро сновали по кругу, выхватывая из толпы очередную шестерку ожидающих.  Лыжи и доски оставались снаружи, в специальных пазах.  На первый взгляд, очень неглубоких.  И я сначала все настороженно поглядывал через стекло дверцы на свою подрагивающую доску – не вывалится ли. 

Вид на город из кабинки открывался потрясающий, но я больше смотрел вниз.  Внимательно отслеживал пути отступления – на какой из ведущих вниз по склону тропинок лежит милый сердцу «пухляк» (рыхлый, не утоптанный снег) вместо заглаженных до льда горнолыжных трасс, на которых, к тому же, как предупреждало рукописное объявление на окошке кассы, попадаются камни.  Какую-то тропу я даже сперва наметил, но она шла прямо под столбами канатки, а ниже и вовсе прерывалась забором имения одного из неуступчивых дачников.  Обитающие здесь люди не согласились продать кровную дачную землю под спортивные сооружения за предлагаемые деньги.  Тогда линию канатной дороги слегка сместили и обошлись без этих земельных угодий.  А местные жители, глядя в дачные окошки, теперь могут отсчитывать точное время без часов по регулярно проплывающим над их участками кабинкам.  Правда, не перестающие облаивать их сторожевые псы хрипнут в первый час работы канатной дороги. 

Наверху на горе своя погода, сильнее задувает ветер и чаще летит снежок.  Сын ловко пристегнул доску и изготовился поехать вниз с группой ровесников.  Я попросил времени осмотреться.  Все же кости в полсотни без малого лет срастаются куда как хуже, чем в семнадцать.  Выяснилось, что на спуск с вершины сопки ведут, как в любой русской сказке, три пути (и это потому, что южный склон из-за дефицита снега пока закрыт).  Можно рвануть вперед с видом на город, то есть прямиком на запад.  Но склон здесь уходит вниз так круто, что подойти к краю и осмотреться затруднительно, да и просто неприятно для человека, у которого не то чтобы страх высоты, а так… должна же быть какая-то фобия.  Лыжники и сноубордисты подкатывают здесь к краю и исчезают за ним, как в пропасти. 

Я побрел с доской наперевес правее, где склон сопки обрывался на север чуть более полого.  Здесь отвесная, на мой взгляд, стена спуска отлично просматривалась, и далеко внизу было хорошо видно упавшего поперек трассы сноубордиста.  «Прямо пойдешь – живу не быть, направо пойдешь – коня потеряешь…» – услужливо подсказали мне из глубины памяти забытые детские страхи.  Ну, что ж, боевой мой конь, – погладил я сноуборд, пристегивая крепление к левой ноге.  Зато народу здесь куда как меньше.  Стоят трое, пялятся с испугом вниз.  Вот отойдут, тогда я и поеду.  Меньше глаз – меньше позора. 

Из предстартового транса меня вывел звонок сотового.  Сын сообщал, что он уже внизу, сейчас снова поднимается наверх, и что нужно ехать вслед за ним по дороге слева, которая описывает с вершины сопки две небольших петли «серпантина» и выводит уже более подготовленного к крутизне склона сноубордиста на вершину спуска, оборудованного в прошлом году специально для любителей доски.  Отстегнув сноуборд, я вернулся к кабинкам подъемника.  Скоро появился мой парень, и, пристегнувшись к бордам, мы друг за другом двинули вниз.  Меня сильно ободрило то, что передо мной на доске ехала девчонка, которой я в умении кататься явно дал бы сто очков вперед – эк ее шатает и разворачивает.  А ведь не боится же! 

Дорожка полого вела нас на юго-запад, хорошая такая трасса, и с заглаженной серединкой, и со снежными закраинами.  Захотел сбавить скорость – не нужно тормозить доской, просто на снежную целину вырулил и отдышался.  Но вот резкий поворот под прямым углом, и перепад высоты, и узкий желоб вдоль мрачного пихтового леса.  Лечу, притормаживая задним кантом (я езжу в левосторонней стойке).  Лицом в склон, а не в обрыв – хорошо, не так страшно.  Через минуту выезжаю на большой центральный спуск, но пересекаю его поперек по ходу ветви «серпантина», заодно поглядывая вверх, чтобы не столкнуться с пролетающими горнолыжниками.  Вторая петля совсем короткая – и нужно снова пересекать склон.  Дальше путь идет прямо вниз, но вдоль кромки леса здесь есть снег, и доска управляется хорошо.  Вдоль левого края спускаюсь еще метров на сто вниз, где собственно и начинается спуск, используемый преимущественно сноубордистами.

Дух сперва захватывает, но я уже увлечён процессом и не отвлекаюсь на такие мелочи.  Сперва становлюсь на задний кант и маятником влево-вправо.  Сын отрывается и уезжает вниз, но мне склон кажется сильно крутым для первого раза, чтобы начинать вертеться.  А вот теперь уже, наверное, можно: поворачиваю доску концом вниз по склону и в мгновения набираю сумасшедшую скорость.  Перекладываю ноги и лечу по всей ширине спуска наискосок, снова перекладываюсь у другой стороны – и назад.  Ах, как здорово!  Да я, оказывается, еще и не катался толком на доске за прошедшие сезоны!  Тут борд налетает на ледышку и я с размаху врезаюсь в утрамбованный снег.  Ноги продолжат свой полёт, вращаясь на манер вертолетного винта.  Сел, отряхнулся – живой! 

Но долго на склоне лежать не нужно, еще задавит кто-нибудь.  Вскакиваю, и еду дальше, снова быстро вхожу в ритм.  Длина склона позволяет сделать не меньше десятка дуг.  И вот внизу уже совсем пологий участок перед выездом к нижней базе канатной дороги.  Скорость падает, здесь доску держу прямо, только объезжая остановившихся по какой-то нужде и поднимающихся на горку пешком в целях экономии.  Мышцы ног спереди подают сигналы – ты что, дедушка, спятил?  Мы тут захлебнулись уже молочной кислотой.  Доезжаю донизу, сажусь на скамейку, отцепляю борд.  Поднимаю голову и гляжу на гору.  Неужели несколько минут назад я был вон там, на самом верху?

Через какое-то время на спуске появляется успевший еще раз подняться и скатиться сын.  Тоже, говорит, устал.  Ну раз так, пора домой.  Мне для начала и одного раза с избытком.  Но теперь я на горку еще не раз вернусь, это точно.