Культурная матрица и теория А. Фоменко

Андрей Козлов Кослоп
Культурно-типологическая матрица и теория А.Фоменко

Многие ученые (в основном математики), многие представители читающей и любопытствующей интеллигенции признали правоту "Фоменко-и-Носовского" (ФиН). Если вкратце, то она состоит в том, что историки изучающие древность и средневековье опираются на хронологическую шкалу, созданную в 17 веке. По мнению ФиН  эту шкалу создали Петавиус и Скалигер. Это, впрочем, не столь важно кто и как её создал, но шкала возникла именно тогда , и "историки" на неё опираются. ФиН не просто высказали подозрение и гипотезу, они выступили в качестве даже не следователей, а экспертов. Они обсчитали всё , что связано с хронологией древности и средневековья, и доказали, что существующая шкала содержит сдвиги (до тысячи лет) , переносы событий  в иные регионы, дублирование биографий истор. деятелей.  То есть,  багаж исторических источников за полнен фантомными фактами. Мы также просмотрели книги ФиН и пришли в заключению, что по указанной  "правоте" математических историков они в целом "правы".
Наше вопрос в этой связи  таков. Почему сообщество историков столь рьяно и агрессивно не принимает теории ФиН?
Мы попробуем посмотреть на этот вопрос под углом двенадцатиричной культурно-типологической матрицы (которую опишем позже, в скобках покамест укажем номера культурно-ментальных типов от 1 до 12).
Первый вариант ответа в том, что "историки" (не только специалисты по "всеобщей истории", но и все, так реально "историки" составляют одно научное сообщество)  как каста со своим "интересом", весом и положением в обществе увидела в теориях ФиН угрозу для их касты.  С точки зрения влиятельной   идеологической касты угроза реальная. С точки зрения науки, угрозы нет. Берем материал изучаем, вырабатываем стратегию, как историческое полотно выправить.
Но всё-так не все "историки" пренебрегают интересами науки, не все так жестоко зависимы от "карающего меча" касты.  Теория ФиН к тому не имеет чего-то опасного в смысле патриотизма или политической стабильности государства.  Скорее всего, теория ФиН "весёлая" и очень любопытная теория и не просто взятая с потjлка, сфантазированная, я довольно педантично обоснованная, что для научного менталитета должно импонировать. Должен импонировать и тот факт , что А.Т. Фоменко академик  Академии Наук СССР и РАН (член-корром стал в 1990, академиков - в 1994) .  То есть, возможно допустить, что антифоменковщиной увлечены наукократы, но должны же быть и "нормальные" ученые-историки, взвешенно относящиеся к теорbи ФиН.

Проблема, видимо, в том, что то, что подразумевается под "историей", как научным ремеслом, не однородно и вовсе не то, что мы "теоретически" представляем.
Собственно в науке (оставим в покое теорию научные революций Куна)  есть два формата. Есть история как преподавание (8), а есть история как объект исследований (9). Первое предполагает передачу студентам "исторических знаний" в соответствии с программой. Второе предполагает сомнение относительно существующих представлений  или вообще отсутсnвия представлений и исследования относительное этих "сомнений".  Первое и второе, как мы видим, даже вполне противоположны. Историков-преподавателей принципиально больше, чем вторых. Мы даже и не имем представления, есть ли вообще историки , которые бы не преподавали в официальных учебных заведениях. Скорее всего, нет.
Историки-исследователи (например, в области источниковедения) заняты так или иначе какой-то ограниченной темой. В советское время (да, нам думается, и поныне) историков-теоретиков крайне мало. В советское время за "теорию" неизбежно прилетало.  Историческая хронология имела быть, но она занималась вопросами частного датирования. Например, историки спорили в каком году возник Екатеринбург -  в 1722 или в 1723.  В 1958 году на страницах вновь учрежденной газеты "Вечерний Свердловск" в преддверии 235-летия города  развернулась дискуссия на тему, какая дата верна. Представленные архивные документы показали, что город возник в 1723 (в начале марта начали строить, а 18 ноября пробно запустили заводской молот, и открыли церковь Святой Екатерины). 
Но история как феномен, не только наука об общественных событиях. Она много ещё чего.

Можно сказать, что история это "историческое предание" (7). Библия в обоих своих заветах в основном изложение исторических  событий. Если Библию расширить, то мы обнаружим "Жития Святых", что тоже описание неких значимых событий. Т.е. история по существу религия.
История является и документом, участвующим в международных отношениях, то есть, военным инструментом (6).
Безусловно, исторический "канон" является идеологическим  основанием государства.   История - это государство (5).
История - является механизмом солидарности, воинского братства, инструментом, продуцирующим и несущим любовь к отчизне (4).
История - это традиция, и фактически функционально "история" не отличается от мифологии (3), героического эпоса и т.д.
История - это этнос (2). Завораживающе бряцая на гуслях, сказители повествуют  о подвигах, о славе, о героях Махабхараты, о Гераклах, и Вещих Олегах, Коловратах и Муромцах.
История - это язык (1). И даже можно сказать наоборот: язык, этимологии слов, память, которую хранит топонимика,  древо языков, которое  изображают лингвисты - это костяк, скелет, основа исторической картины. Это самый древний и наиболее надежный хронитель старины. Молчат и мумии и кости, на мировом погосте звучат лишь письмена. 
История не заканчивается наукой.  История - двигатель прогресса (в прямом значении понятия "прогресс") . Мы были такими, мы будем такми и дальше, и даже лучше. История одного государство сопоставляется с историей другого. Возникает соревнование. История связана со стрелой времени.  Зацикливаются, повторяются некоторые тенденции, сама история устремлена исключительно вперёд (10). Минин и Пожарский освободили Москву от иноземцев.  Шведов разбили под Полтавой. Турок разбил Нахимов. Суворов перешёл Альпы. Кутузов прогнал Наполеона из России.  Армии Жукова, Конева, Рокоссовского прогнали Гитлера. История выступает как закоперщик, диктует, рисует трафик "рекомендуемого движения", путь в "эру светлых годов".   
История - это также и технология (11). Скорее всего, "высокая технология".  "Историческое творчество" может разрушать, создавать, укреплять, ослаблять государства. Собственно ФиН и обнаружили факт масштабного "исторического творчества".  Это "творчество" тормозило регенерацию метрополии мировой интегрии (империи), тормозит и до сих пор. Империя  ослабла либо по причине климатической катастрофы, либо от системного кризиса, когда уделы империи достигли такого расцвета, что традиционное  (единая религия и родственные монархи, находящиеся в пложении вассалов относительно "Цезаря") управление утратило свою способность управлять миром, провинции подняли знамена самостийности, отвергли или потеряли их объединяющую власть. Возможен и вариант, что оба фактора повлияли.  Теории ФиН, конечно, повлияют на возникновение многополярного мира (под кураторством России, Китая и континентальной Европы)  и его упрочение. Как высокая технология скорректированая история    является "мощным" оружием России, но , видимо, пока активное развитие хронологии ФиН было бы не своевременно, так как  "старая хронология" делает  "стратегических противников"  лишенными понимания исторической логики (в конце концев это слепота, которую они же и создали). Они также барахтаются в исторических загадках, как в теореме Ферма, теориях Коперника и законах Ньютона, тогда как в России в сущности эти проблемы уже в основном решили (в своих закрытых "шаражках").  А в момент времени "Ч"  карты раскроются,  и псевдонаука (большая часть современной "науки") уйдёт в область креативных предрассудков, в историю псевдонауки, религии и эпохи первобытно- дологического мышления. 
История - это генератор  харизмы, смелости, авантюризма, мастерства (12). На необитаемом острове мы все забудем, даже если с нами будет энциклопедический словарь. Новые поколения не будут интересоваться написанным в словаре, не будут знать как строить самолёты, как руководить взводами, полками, армиями, как устроен двигатель внутреннего сгорания, электрическая лампочка, радиопередатчик, как играть в шахматы или набирать номер телефона но сотике. Их будут интересовать способы добычи пищи на их острове - "История их острова". Харизма - это смелость, мастерство, "наука побеждать", "страна героев" .  "Стать крутым"  значить стать таким как кто-то великий. История - это "тексты о великих". В целом "Историю" интересует политика и битвы, культура в "Истории" факультативна (но и в разделе "культура" историк нам расскажет опять же о первопроходцах, знаменитостях, о "нашем всё" , о "солнцем нашей поэзии"). Хотя логически История представляется как наука о событиях прошлого, но очевидно, что событий бесконечное множество, а  историка интересуют только важнейшие, знаковые, легендарно-мифологические события, события-бренды. Иногда историков интересуют злодеи, но опять же "выдающиеся". Кстати, здесь надо быть осторожнее. Мастерство, харизма, смелость не обязательно позитивны. Дерзкими бывают не только артисты, художники и ученые, но и преступники, уголовники, проходимцы, барыги, эгоцентристы и психопаты. В целом харизма связана со стремлением "вперёд и вверх". История занята тем, что рисует нам этих героев разных сфер.   
***
Мы показали как ведёт себя "История" в 12-ти форматах, в шкале-матрице культурных типов.
Объяснять подробно и скрупулёзно  оказалось бы малоудобным для прочтения большинством читателей, так что мы просто без детальных разъяснений перечислим  фазы на шкале-матрице, которые нам также показалось правильным называть форматы:
1. Язык.
2. Этнос-община.
3. Традиция-мифология.
4. Иерархия-дисципилина.
5. Государство-закон.   
6. Экспансия-внешняя политика.
7. Метафизика-религия.
8. Система образования.
9. Наука, накопление знаний, теорий.
10. Прогресс, конкуренция.
11. Технологии-инструменты.
12. Харизма, мастерство, героизм.
Эта матрица внутренне выстроена научно и логично, как комбинация трех модальностей (торможения, рефлексии и возбуждения). И всё это форматы, которые при возобладании "фундаментализма" свою эффективность направляют во вредном для себя направлении, то есть, создают проблемы, способствуют стагнации.
Но поскольку есть форматы, то должен быть и "неформат".

Сразу  скажем, что "неформат", увиденный нами, похож на дао, дзенское зеркало, которое "изначально ужЕ чисто", сатори, не требующе чего-то ещё. Этот неформат предполагает персонализм, панпоэтический дискурс, проявляется как абсурд, иррационализм, как оксюморон, как творческий катарсис. Китайцы объясняют Дао, как череду Ян и Инь. Неформатное расплывчато, неуловимо, "умом не понятое". "аришном не измеренное", обладающее загадочной особенной статью. Череда-смена противоположных принципов Ян и Инь позволяет говорить о неформате через форматы.
Дао-неформат , по всей видимости, то же самое, что поэтическое или художественное. Объяснять, доказывать не будем, разбирайтесь сами.  Будет не вредно и для начала неплохо,  если поверите на слово.
***
Матрица форматов может быть наложена и на исторический процесс и на ойкумену.   
1. Африка южнее Сахары.
2. Сомали, Эфиопия, Судан, Аравия, Ирак.
3. Индийский субконтинент .
4. Юго-восточная Азия (индокитай) и Океания (включая Австралию).
5. Китай, Япония, Корея.
6. Территория тюркского каганата (Монголия, юг Сибири, уйгуры, Средняя Азия, Иран) .
7. Ближний Восток.
8. Северное Средиземноморье.
9. Германия, Франция, Голландия.
10. Великобритания, Северная Америка.
11. США.
12. Латинская Америка.

В неформатной же зоне разместилась Россия-Евразия.  То есть, идея ФиН о империи вполне соответствует общему рассмотрению пространственно-исторической динамики ойкумены.  Здесь на территории Большой России возникла индо-европейская семья народов, которая каким-то образом ещё в доколумбову эпоху заселила две трети Евразии (видимо,  из синтеза финноугорских языков с языками народов северного Средиземноморья) . При этом финноугры не исчезли, а при соприкосновении с причерноморскими индо-европейцами, двигающимися на север, создали славянство, которое сегодня известно как "восточное славянство" или русские. 
ФиН предложили изучить историю "с белого листа", без скалигоровской хронологии. Это революция. Но пока эта "революция" - вещь в себе. Но она, как говорил вождь, должна овладеть массами. Вопрос и всем, и самому себе. Как это сделать?
***
13  марта 2019 года Анатолию Тимофеевичу Фоменко исполняется 75 лет.