Наблюдения и размышления

Ирина Мещёрская
       У Омара Хаяма есть такие строчки:

Кто понял жизнь, тот больше не спешит,

Смакует каждый миг и наблюдает

Как спит ребёнок, молится старик,

Как дождь идёт и как снежинка тает.

Я  уже дошла до такого возраста, когда больше спешить не стоит, а стоит больше наблюдать и размышлять над тем, что видишь. Вот , например, вчера иду по скверу и вижу на лавке лежит старушка, а под её головой вместо подушки очаровательная мягкая собачка. Глаза у старушки были закрыты, и мне подумалось, что может быть, с ней что-то не так, может, она больна. Подхожу, спрашиваю: «С Вами всё в порядке? Врач не нужен?» А она открыла глаза, заулыбалась, села , взяла собачку на руки и говорит: «Вот мой врач». Собачка сразу стала лизать хозяйку, как бы подтверждая её слова. Я пошла дальше, а мне навстречу идёт мужчина лет 50-60 и что-то выискивает на земле. Я присмотрелась и вижу, он заметил на траве ворону, подошёл ближе, бросил ей хлеб и пошёл дальше. Затем  увидел вторую ворону и опять бросил ей хлеб. Когда  кормят голубей, я уже привыкла, но чтобы специально кормить ворон, я это видела впервые.

На днях по телевизору показывали пожары  в лесах Австралии. Там меня тронул такой сюжет: женщина спасается из горящего леса бегом и тут видит на огненном дереве коалу. Она хватает животное в руки и бежит с ним в то место, где люди водой заливают огонь. Сначала спасительница полила водой на зверя, а уж потом стала лить воду на свою одежду, тоже вспыхнувшую. Коала при этом буквально плакал, как человек. Я бы хотела в друзьях иметь такую женщину.

Мне много лет и потому я всё чаще размышляю о смерти и о тех, кто был со мной , но уже ушёл из жизни. Это очень обидно и несправедливо, что «все там будем».

В крематории есть ниша, где покоится прах моих родных. Я прихожу туда и вспоминаю, как меня сюда впервые привела моя бабушка. Её мать, моя прабабушка умерла в 1940 году. Мне был тогда всего год и я её, конечно, же не помню. Но вот свою бабулю я помню прекрасно. Она приходила в крематорий регулярно и всегда с письмами своей мамы, которая посылала их ей в разные годы жизни. Бабушка садилась на скамеечку, доставала письма и читала их все. Какие-то читала мне вслух, но прочие про себя. Бабушка хранила письма своей матери до самой смерти. Бабуля умерла в 1971 году. Когда она уже болела, то просила меня и маму навещать нишу нашей прабабушки, а когда её самой не станет, то не забывать её тоже.  Конечно же, мы ни прабабушки, ни бабушки  не забывали, правда, писем прабабушки возле урны не читали.

Прабабушка приехала с мужем из Австрии. Они оба были немцы по национальности. Здесь в России у них родились дети. Детей было шесть. Все остались жить и работать в городе Клинцы. Прабабушка была хозяйкой  реального училища для мальчиков и гостиницы, где они проживали в Клинцах. Прадедушка фактически являлся директором этого учебного заведения. Он набирал штат преподавателей, знал всех учеников училища. Родные дети с малых лет помогали родителям в работе. Моя бабушка рассказывала, что ей было всего 6 лет, когда она уже должна была помогать, убирать их комнаты пока мальчики находились на занятиях.

Прабабушка кроме немецкого и русского языков прекрасно знала французский, умела играть на фортепиано, хорошо пела. Этому она научила и своих детей. Мальчики ( их было трое), когда подросли, поехали учиться в Москву и Питер. Все трое стали инженерами. Юлиус, например, был один из тех инженеров, которые создали здание Ярославского вокзала в Москве.

Жизнь моей бабушки была трудной. Она могла стать большой актрисой, настоящей пианисткой, прекрасной певицей. Бабушка была очень одарённый человек. Но её родители заставили выйти замуж за богатого человека, бросив и театр, и консерваторию, где она училась у знаменитого Нейгауза. Муж же через 10 лет бросил бабушку с тремя детьми, влюбившись в польку, жившую в соседнем доме. Денег на детей он не давал, и бабушка пошла работать. Где она только ни работала: в церковном хоре, в гардеробе при МХАТ, в библиотеке при больнице. Время было трудное  - 20-е годы, голодали все. Вот и бабушка еле сводила концы с концами. Двое старших детей немного подросли и тоже пошли работать.

В этой нише и прах моей мамы. Активистки, коммунистки, жизнь которой была совсем не похожа на жизнь её матери и бабушки. Время было другое, но трудностей тоже хватало. Взять хоть войну, которую мы с ней прожили в Москве. Она тоже любила музыку и театр, работала до войны в школе учительницей, а во время войны, когда школу эвакуировали, пошла работать в Книжную палату редактором. Так до пенсии и работала редактором в книжном издательстве.

В этой же нише находится прах моего отчима. Удивительного человека, доброго , умного, настоящего революционера и коммуниста. Он всего себя отдал делу Революции и до самой смерти был примером для всех, кто его знал.

Вот так, я и десятой доли не рассказала о жизни самых моих близких людях, а спроси любого другого человека, он тоже вспомнит многих замечательных людей из своих родных. Забыть дорогих сердцу людей нельзя. «Неправда, друг не умирает, лишь рядом быть перестаёт.»