Две жены

Айша Курбанова 3
                Не было, нет и не будет человека,
                достойного одного лишь
                осуждения или одной лишь похвалы.

                Стезя добродетели.  IV – III в. до н. э. 

              Герейхан влюбился сразу в двух девушек. Обе были хороши собой, обе умницы. Молодой человек не мог сделать выбор. К тому же обе девушки любили его. Измучившись от долгих размышлений, он пошёл к старцу за советом. Старец, выслушав его, ответил:
              – Женись на обеих.
              – Как это «на обеих»? Это кощунство!
              – Скажи, пожалуйста, обе девушки любят тебя?
              – Любят.
              – Обе хотят быть счастливыми вместе с тобой?
              – Хотят.
              – В чём же загвоздка? Средства тебе позволяют: построй для каждой отдельно дом, и живи с ними, как повелит тебе совесть. Жизнь покажет, с кем тебе жить, а с кем расстаться.
              Герейхан вернулся домой удручённый и злой на старца: «Как он не может понять, что жить сразу с двумя женщинами, позорно».
              Но, проклиная старца, он стал строить два дома в одном дворе. Особняки молодой человек достроил, но сомнения не покидали его: «Кого засватать? Кого из девушек выбрать? Ну, не смогу я жить с двумя жёнами! Это же будет не жизнь, а ад на земле». Однако сколько бы он себя ни спрашивал, ответа на свой вопрос не находил. Устав от противоречивых размышлений, он решил последовать совету старца: жениться на обеих девушках. Справляя свадьбу, он предупредил избранниц, что расстанется с той, которая выразит недовольство другой женой.
               Соседи, посмеивавшиеся над Герейханом и его жёнами, ждали скандалов, проклятий в его адрес или в адрес другой жены. Но ничего этого ни один сосед не услышал. Зато всегда их удивляло желание жён горца помочь друг другу. 
               Супруги Герейхана, не желая терять его, ужились в одном дворе, каждая из них старалась относиться к другой с уважением и заботой. Они вместе вырастили детей, доверяя их друг другу, поженили их общими усилиями, не требуя от мужа привилегий ни для себя, ни для своих детей.
               А Герейхана всю жизнь не покидали мысли: «Правильно ли я сделал, женившись на обеих женщин? Не подло ли я себя веду? Устав от размышлений, сам себя успокаивал: по крайней мере, я никого из них не предал, никого не оскорбил, никого из детей не бросил. Жил, заботясь о каждом из них. Да, необычно сложилась моя жизнь. Но в ней не было места эгоизму. Может быть, грешно иметь две семьи, но ещё грешнее иметь множество жён и детей, не имея семьи».