Колыбельная сказка

Арарат Пашаян
Случилось так, что все члены моей семьи должны были присутствовать на одном мероприятии, а жена сына, родившая недавно ребёнка, была еще в роддоме.
Присмотреть за внучкой поручили мне.
Кое -как справлялся, постоянно придумывая чем - же еще ее развлекать, чтобы она не баловалась и не капризничала.
Дожив без потерь до ночи, я наивно подумал, что все сложное позади и наконец мы отдохнем.
- Дедушка, а ты мне сказку будешь рассказывать?
- Сказку? Какую сказку? А нельзя без сказки? Ты очень устала. Я тоже, давай спать!
- Нет, сказку хочу,- упрямо требовала она, заметив лазейку и причину быть недовольной, внучка начала  монотонно  нить...
Я вырос в многодетной семье. При этом был последним - шестым. Поэтому, не был избалован сказками. Маме было не до того.
Сказки я стал читать с шестилетнего возраста, на армянском языке.
Это сейчас изданы альманахи и антологии армянских сказок. Тогда были известны сказки Туманяна и Казароса Агаяна. При этом, не были отдельные буклеты в виде сказок. Надо было брать в руки отдельные томики произведения этих авторов.
С годами, благодаря моей русскоязычной теще, которая перед сном для моих детей читала сказки,  мои знания пополнялись сказками Пушкина, Шарля Перро, Андерсена, Братьев Гримм, Киплинга и других писателей.
Некоторые сказки вызывали отвращение и ярость. Например о людоедах, которые глотали детей. Не помню как они назывались, но помню, были такие.
Истории про мертвую Царевну и про Золушку практически одинаково глупые и неубедительные.
С Дуймовочкой еще хуже. Бездетная женщина по совету колдуньи вырастила из зернышка тюльпана девочку в дюйм (1 дюйм = 2,54 см) ростом.
Тут, разве что, Колобок по глупости может конкурировать с этим бредом. Старик попросил старуху испечь ему колобок. Старуха замесила тесто и спекла чудесный румяный колобок. Положила его на окошко остудиться. Колобку вскоре надоело лежать на окошке, он спрыгнул и убежал. К тому же, конец у сказки грустный - лисица обманывает колобка и съедает его. Эта сказка скорее может быть рекомендована для молодых девочек, чтобы они не попадались в сети аферистов и ловеласов. Но это уже совсем не сказка.
А "Теремок" и "Волк и три поросёнка" практически одинаково построены. Я там не вижу ничего интересного. Дурят мозги детей глупым изложением бредовых действий, далеких от жизни и реальности.
К примеру, "Волк и семеро козлят"  и "Красная шапочка" Они одинаково жестоки и страшны для восприятия.  Шестерых козлят волк съел, а седьмой успел спрятаться. Узнав, что детей съел волк, коза долго плакала, но позже волк предложил ей прогуляться, где он упал в яму, живот у него вспоролся, оттуда выскочили живые козлята.
В красной шапочке Волк более толерантен. Он съел только бабушку. Однако, это его не спасло от жестокой кары. Ему тоже распороли живот, откуда выскочила живая, счастливая и немного глупая  бабушка.
Еще одно меня раздражает. Почему такое глупое начало в сказке?
Особенно у армян. ;;;;;; ;, ;; ;;;;;;; То есть "было, не было". Может отсюда  у армян убийственный хрестоматийный вопрос: ";;; ;;, ;;; ;;;;". Что есть, что нет?
У русских хоть еще относительно терпимое начало: "Жили-были".
Думаю Пушкину тоже не нравилось такое начало. Поэтому свои сказки он начинал скромно, содержательно и адекватно, без дурного пафоса:

"Жил старик со своею старухой".
Или в Руслане и Людмиле:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том":  "

Но потом Пушкин все таки начинает зверствовать. Так, читаем краткое содержание поэмы: ...Но Руслан вонзил копье в язык головы, а затем и опрокинул ее. Князь хотел ей нос и уши обрубить, но голова попросила не делать этого.
А вот как это в поэме-сказке.

И между тем она героя
Дразнила страшным языком.
Руслан, досаду в сердце кроя;
Грозит ей молча копием,
Трясет его рукой свободной,
И, задрожав, булат холодный
Вонзился в дерзостный язык.
И кровь из бешеного зева
Рекою побежала вмиг.
От удивленья, боли, гнева,
В минуту дерзости лишась,
На князя голова глядела,
Железо грызла и бледнела.
В спокойном духе горячась..
Там количество действующих лиц около 20. Как можно ребенку пересказать это всё?
Светозар (великий князь киевский), Людмила (его дочь), Руслан (Киевский витязь, жених Людмилы), Ратмир (Князь Хазарский), Фарлаф (Витязь варяжский), Горислава (пленница Ратмира), Финн (добрый волшебник), Наина (злая волшебница), Баян (певец), Черномор (злой волшебник), сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки, няни и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, карлики, рабы Черномора, нимфы и ундины.
Интересно, с какого возраста можно будет начинать читать такие поэмы? Надо зайти в книжный магазин и поинтересоваться, какие возрастные ограничения у этой сказки? 40+ или как?
Найдется ли на Свете такой мудрый дед, чтобы перед сном вкратце рассказать внучке эту сказку?
Ужас какой. Что за сказки? Эти сказочники совсем спятили, что ли?
Только три сказки поразили мое воображение. Два Андерсена - "Русалочка" и "Голый король", и естественно, венец сказок всех времен. Сказка Пушкина про "Рыбака и про Золотую рыбку".
Однако, я считаю кощунственным такого полета мысли и аллегории воспринимать, а тем более и воспроизвести в качестве сказки.
Какая там сказка в Золотой рыбке? Или в Русалочке?
Шекспир, Гюго и Бальзак со своими знаменитыми произведениями меркнут  перед сказкой о Золотой рыбке, объемом всего 5 страниц.
Это ода о человеческих пороках, об алчности, жадности, неблагодарности, безнравственности, о предательстве, о продажности. Но самое главное, что Пушкин, ненароком и не открыто, но с твердым убеждением, подтверждает существование закона о Бумеранге и о неизбежности поражения зла и победы Добра над Злом.

Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

В зрелом возрасте я увлекся Горьким и прочитал сказки "Старуха Изергиль" со своими легендами о Ларре и о Данко.
Великий гуманист Максим Горький в пяти строках дал исчерпывающий ответ на этот непростой вопрос - что такое благородство, неблагодарность, что такое  способность пожертвовать собой ради других?
«Кинул Данко радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло..."
А ведь для большинства читателей «Сказки старухи Изергиль», всего лишь сказки. И о Данко тоже…

- Дедушка!,- я хочу, чтобы ты рассказывал мне сказку,- вернула меня из облаков моя внучка.
- Дорогая, понимаешь, все сказки, которые я знаю, они неправильные сказки. Они тебе не интересны будут.
- А разве бывают неправильные сказки?
- Понимаешь, не то что неправильные. Просто они не такие, какие ты хочешь слушать и чтобы тебе было интересно.
- Дедушка, а что такое или такая эта  сказка?
- Это маленькие истории, которые сочиняют сказочники?
- А о чем эти сказки?
-В сказках вечно сражаются злые и добрые силы. И всегда добро побеждает зло!
- А в сказке Красная шапочка кто добро и кто зло?
- Как кто? Разве Волк не зло? Он хотел кушать Бабушку. И Красную шапочку тоже.
- А кто добро?
- Охотники. Они же убили Волка. Распороли его живот и спасли бабушку. Видишь, добро победило Зло.
 - А Волк-это зло? Он же в лесу гулял и случайно встретил Красную шапочку. Почему он зло?
- Он хотел кушать Бабушку,- раздраженно ответил я.
- Но Волк был голодным. Ему надо было кушать.
- Нельзя так, дорогая! Мало ли кто голоден и что хочется кушать.
- А охотники, это добро?
- Получается, что да. Они же убили Волка?
- Хорошо. Этот волк виноват. А чем виноваты другие животные, которых они во время охоты убивают? Они все тоже бабушек кушают?
- Нет, моя умница! Только этот Волк кушал бабушку. Остальные просто животные. Живут в лесу. А охотники охотятся. Вот и убивают они этих животных.
- Значит охотники это не добро?
- Получается, что не всегда.
- Значит охотники это зло?
- Моя дорогая, зло и добро не так просто определяются. Это зависит от того, кто что творит, добро или зло? Но в целом, ты права, моя умница,- сказал я, нежно обнял голову и поцеловал ее.
- А кто такие сказочники?
- Это люди, которые пишут сказки. Хотя так получилось, что в народе "сказочниками" называют врунов и тех, которые сочиняют небылицы. Это нехорошее, унизительное прозвище.
- Дедушка, мне не нравится сказка о красной шапочке. И в "Ну погоди" тоже мучают бедного волка Мне волка жалко.
- Знаешь, мне тоже его жалко. Не только наш Волк, а все не вооруженные животные, которых убивают охотники с ружьем в упор.
- Дедушка, расскажи пожалуйста добрую сказку, чтобы я не плакала,  чтобы в ней не мучили и не убивали никого.
Ну не рассказать же ей про Данко, про Русалочку и про Золотую рыбку. Они не для детского воображения.
Представляете, если я ей расскажу, что Руслочка стала человеком, и ее нашел принц. Но она не могла ничего сказать. И он полюбил ее, но как младшую сестренку и подругу  и вскоре принц женился на другой. Русалочка еле сдерживала слезы, но она была счастлива от того, что принц счастлив. К ней приплыли сестры и дали ей в руки нож, сказав, что если она убьет принца и его кровь коснется ее ног, она снова превратится в русалку. Но она не могла сделать этого. Она прыгнула в воду и обратилась в морскую пену.
Ну, какой адекватный человек такое расскажет внучке перед сном?

-  Жил один мальчик,- начал я рассказать неизвестную и вообще не существующую сказку, надеясь, что с ходу буду импровизировать и придумаю  достойную, не очень скучную и не жестокую историю, которую преподнесу внучке, как добрую сказку.
- Обрати внимание, дорогая! Я не сказал жил-был. Знаешь, моя работа связана с тем, что я постоянно говорю. Иногда  времени не хватает, чтобы подумать, что и как сказать потом. Но всегда я стараюсь не говорить слова, без которых можно выразить смысл. Например, как ты думаешь, если жил, значит и был? Разве можно жить, но не быть? Тогда зачем говорят "Жил был"?  А Пугачева 2 раза повторяет "Жил да был, Жил да был один король"!
- Дедушка, хочешь сказать, что наши сказки неверные?
- Сказки не могут быть неверные. Просто не очень правильно их иногда рассказывают.
- Ладно, давай не будем отвлекаться. Я теперь хочу тебе рассказать о хорошем и добром мальчике,- продолжал я.
- Дедушка, а это сказка?
- Моя дорогая, это история. А каждая хорошая и добрая история может быть и сказкой.
- Хорошо! А как звали этого мальчика?
Вопрос внучки застал меня врасплох. Я явно не был готов для такого испытания. Это так спонтанно случилось. И в голове за это время столько завертелось, закружилось, что некогда было сосредоточиться. А рассказать. уже знакомое не смог, потому что ничего достойного я не смог вспомнить.
Про голого Короля Андерсена?. Это для старых политологов и дипломатов, а не для детей.
Про Русалочку? Про то, как и чем можно пожертвовать ради любви? Разве можно о таком рассказывать 5 - летней девочке?
Черт побери. Ничего нормального и подходящего не могу находить.
- Итак, жил один мальчик. Звали его... Звали его, как зовут твоего деда!,- воскликнул я, как Архимед  -"Эврика"- после всплытия из ванны.
- Да?,- удивленно воскликнула внучка.
- Да, именно так. Этот мальчик был очень активным, сильным и умным. Учился в школе на одни пятерки. Занимался спортом, очень любил играть в футбол. Хорошо играл! Думал станет футболистом. Он был счастлив, несмотря на то, что жили они очень бедно. Он очень любил своих родителей. И они его очень любили, как любят самого младшего в семье.
Но случилось беда. Он потерял маму.
- Дедушка, а его маму украли или она потерялась, заблудилась?
- Ты понимаешь, бывает так, что  иногда люди уходят в другие миры. В небеса. Далеко-далеко. Они больше не доступны нам. Потом они возвращаются к нам в наших снах и воображениях. От них остаются только воспоминания, память.
- А другие миры, это очень далеко? Туда самолеты летят? Поезда едут?
- Нет! Туда нет дороги! Это мне трудно тебе объяснить. Потом, когда вырастишь, и я буду жив, тогда мы поговорим об этом.
- И что с этим мальчиком случилось, когда он потерял маму?
- Ему было очень больно на душе. Так больно ему еще никогда не было. Как будто под грудью скребли коты и разрывались бомбы. Помнишь, как наш кот тебя однажды поцарапал сильно, и ты как рыдала. Кричала, я к маме хочу?
- Помню. Было очень больно. Но потом прошло. Ты мне помазал йодом и завязал. Теперь уже не болит.
- А у этого мальчика боль не прошла. И временами становилось очень невыносимо. Он тихо плакал. Но эта боль от этой раны такая, что ее не обработаешь и не завяжешь!
- Дед! А что такая душа? Где она находится? Почему она болит? Кто ее поцарапал?
- Оооо, моя внучка! Душа! Никто точно не знает, что такое душа и от чего и когда и как она болит. Это познает каждый человек по - своему, когда приходят беда и горе.
- А что такое горе? Почему оно приходит?
-  Я же тебе уже рассказал. Этот мальчик потерял маму! У него горе. И душа болела. Ему было очень плохо. Он плакал и страдал. Вот это и есть беда.
- А почему ты начал рассказывать об этом мальчике? Что стало с этим мальчиком?
- Мальчик очень  плакал. Он не знал как избавиться от этой боли, которая становилась все сильнее. Потом он привык к этой боли, которая не стала слабее. Просто привык. И так жил и страдал.
- Дед, а все это сказка? В сказках, как ты говорил, добро побеждает зло, и все сказки имеют счастливый конец.
- Да, моя дорогая, ты права,- ответил я и с ужасом заметил, что я слишком далеко зашел, и мне все труднее становится отвечать на ее вопросы.
- А кто здесь Зло? А этот мальчик воюет со Злом?
Я был повержен. Я понял, что дальше я не выкручусь. Как это так легкомысленно, не обдумав до конца чем это обернется, я начал импровизировать?
Я понял, что нет другого выбора, кроме капитуляции.
- Дорогая, понимаешь, я тебя так люблю, что решил рассказать интересную историю из жизни. Реальную историю, где все понятно, что и как и почему? То, что я рассказывал тебе про этого мальчика, это не сказка. В сказках есть зло и добро. И они всегда воюют, и добро побеждает. Здесь  добро и зло отсутствуют.  Просто надо привыкнуть, что жизнь - добро, а горе и беда - зло! А бороться со злом, значить бороться за то, чтобы быть счастливым. Однако у этого мальчика была проблема. Он не был уверен, что с такой болью можно вообще стать счастливым. Тогда вопрос. А стоит ли тогда бороться за счастье, которое не может быть достигнуто?
Тут опять меня охватила паника. Куда я так далеко опять зашел? Что дальше? Как я собираюсь завершить сказку?
Тут я повернулся и обнаружил, что моя бедная внучка, не выдержав моего путанного и мутного бреда, заснула.
Интересно, какие сны её посетят сегодня?
А мне крупно повезло!
Попробуй  после всего, что я наговорил, завершить так, чтобы и добро победило зло, и чтобы конец сказки  был добрым.
Не зря говорит Eкклecиacт:
"Во многой мудрости много печали;
И кто умножает познания - умножает скорбь..."
27.12.2019
Брянск