Занимательная Египтология. Часть 68

Шестакова Евгения
А теперь фрески!  Гробницы в Долине Царей. Часть 3

Если мы в царской гробнице видим изображение божества с головой шакала, то знаем, что перед нами  Бог Анубис. Он считался Великим Хранителем Царского некрополя, и он принес людям тайну бальзамирования. Анубис - это проводник для души усопшего в иной мир.

Бог с головой сокола - это Гор или Хор. Великий Бог Царственности. Фараон является земным воплощением этого Бога.

Богиня Хатхор, изображенная на стенах гробниц - это другая Хатхор.  Это Хатхор Имендет. Великая Мать Запада, Защитница всех умерших. Она помогает душам умерших победить смерть и обрести жизнь вечную.

В гробнице Рамзеса Третьего есть один рельеф, закрытый стеклом. У меня его не получилось хорошо сфотографировать, в этой части гробницы было очень темно. Но я его узнала.  Я медленно шла вниз, к погребальной камере царя, и из несколько десятков уже просмотренных рельефов,  я увидла его и поняла, что  я знаю эту картинку. В одной из своих лекций по истории Древнего Египта ее разбирал Виктор Солкин. Я же теперь тоже умная, я понимаю, о чем тут идет речь!

На обратном пути возле этого рельефа меня весьма неплохо сфотографировал араб - привратник. За что ему большое спасибо!

Передо мной был не объемный рельеф. Это чуть-чуть другая структура изображения. Это утопленный рельеф.

На его изготовление древние художники тратили гораздо меньше сил. Напомню,  шел 12 век до нашей эры.

Справа стоит фараон Рамзес Третий, у него в руках ритуальная курильница асэтэш. В курильнице находится  ладан.  Ладан и мирра в те времена были главными ароматами египетских храмов.

В другой руке у него золотые сосуды с чистой водой и он совершает возлияния перед Богами Иного мира.

Первый Бог - это Птах-Сакар-Осирис. Такая форма Бога Осириса. Великий покровитель искусства и ремесла изображался с кожей зеленого цвета, потому что зеленый, по понятиям древних Египтян,  считался  цветом вечной жизни. Это цвет прорастающего зерна. За Осирисом стоит его верная супруга Исида, она держит в руках Анх - знак вечной жизни и своими крыльями Исида закрывает фараона от всех вредных духов, которые могут ему нанести какой-либо вред. Богиня Исида отгоняет силы хаоса и прочие вредные элементы потустороннего мира.

А сама «Книга Мертвых» на оригинальном языке звучит, как «Речение выхода в свет дня». Вообще ни одного намека на слово «смерть».   Длина  известного папируса из гробницы Ани  «Книги Мертвых» 23, 5 метра. Но в Британском музее хранится папирус длиной более 40 метров.

А для бедных в гробницы помещали совсем маленькие свитки, иногда это был просто один лист папируса.  Но мы сейчас говорим не об этих захоронениях. Мы сейчас говорим про царские гробницы.

Древние египтяне воспринимали смерть, как переход. Как начало новой жизни. Смерть – это была некая грань, которая стоит между миром земным и миром вечности. И эту грань, этот порог нужно было суметь переступить. Мы же помним про кристально чистое сердце, которое будет взвешено на весах…И если сердце будет тяжелее пера Богини Истины Маат, то душа умершего отправится ждать в небытие.

Жизнь земная – это был лишь маленький фрагмент великого ахау – время существования человеческой души. Душа может жить многие миллионы лет.
Человек, по понятиям древних египтян состоял из 9 сущностей. Это были важнейшие составляющие личности и сущности, которые распадались в момент смерти. И начинала происходить трансформация.  Чтобы трансформация прошла успешно, нужно было сделать так, чтобы тело усопшего не подверглось разложению в первые месяцы. Потому что разложение тела мучительно сказывалось на тонких сущностях личности.
У древних египтян не было понятия – «покойный», было понятие «возродившийся» - тот, кто победил смерть и возродился в виде Бога Осириса.

На пелены царской мумии уходило до 375 квадратных метров льняного полотна, между которыми укладывались амулеты и магические предметы.

Объемный рельеф и утопленный рельеф – это были два главных элемента в оформлении царской гробницы. Просто роспись стен встречалась не так часто.

Если мы видим на стенах гробницы изображение дерева,  то перед нами сикомора. Это разновидность инжира. Дерево -  это мать - защитница для усопших. Когда-то огромная сикомора росла в Долине Царей. Мы же все понимаем, что древний ландшафт Долины Царей не имел ничего общего с тем, что мы видим сейчас. Сейчас все сделано для туриста и во имя туриста.

Имена Богов и Богинь на стенах и потолках гробниц выписаны в картушах, которые расположены либо над, либо сбоку их изображений. И поэтому египтологи точно знают, кто из Богов на каком рельефе  стоит рядом с фараоном.

Мумия фараона оставалась в гробнице. Навсегда. Его жизненная сила КА – одна из девяти сущностей, тоже навсегда оставалась в гробнице.  Но это было не главное.  Главное было – дальнейший путь БА человека сквозь смерть, сквозь пространство Иного мира, сквозь Дуат – Место Восхваляемое. Именно так называли Загробный мир древние египтяне.

БА – это что-то приближенное к нашему понятию о душе человека. Древние египтяне очень боялись потери этой сущности. Боялись, что она не вернется.

Перед тем, как мумия фараона оказывалась в гробнице, проводился  ритуал отверзания уст и очей мумии под специальным навесом.  Это был очень сложный ритуал, который состоял из 75 элементов. Под каждым из элементов был довольно сложный религиозный  подтекст. Смысл ритуала состоял в том, что сначала мумию показывали солнечному свету. Солнечный свет должен был отдать свой жизненный импульс и проникнуть внутрь мертвого тела.

Египетские погребения всегда проводились днем – между 12 и 16 часами. Живому теленку отрубали ногу и ее подносили к мумии. Чтобы свежая кровь запустила жизненный цикл. И тд и тп.

После завершения всех ритуалов, тонкая  сущность умершего получала способность передвигаться, мыслить, говорить, чувствовать, видеть и слышать.  Все или почти все эти ритуалы изображались на свитках, которые помещались внутрь гробницы. И на стенах самой гробницы.

А вот изображения  ритуала бальзамирования практически не встречалось. Это было запретное и тайное знание. Можно лишь встретить пару совершенно канонических сцен бальзамирования, которые не имеют ничего прочего с реальностью. Например, как жрец в маске шакала склоняется над мумией. И все.
 
Описание всего процесса бальзамирования встречается у Геродота. Но и ему, как иностранцу, египтяне показали лишь часть ритуала. Но без этого описания вообще бы до наших времен могло ничего не дойти. Спасибо Геродоту за его визиты в Египет.

Ложные погребальные камеры фараона, которые  встречались в некоторых гробницах, были так же богато декорированы рельефами и текстами, как и основная камера.
В полу каждой гробницы была спроектирована шахта. Но сейчас эти шахты закрыты плотными досками, чтобы в них не упали туристы. Глубокая вертикальная шахта – это, прежде всего, защита от воров. В древние времена шахты были закрыты очень тонким материалом, на который была нанесена грунтовка, имитирующая покрытие пола.

Так же в шахту должна была уходить дождевая вода. Да, в Долине царей в древние времена раз в 10 лет случались сильные ливни и потопы. И чтобы избежать затопления гробницы, нужны были дождевые стоки. Но не всегда, как оказалось, эти стоки работали.

А еще, шахты были местом поклонения для богини Сокар. Об этом я прочитала в одной книжке египетского ученого и археолога - Доктора Мохамеда Насра. Виктор Солкин ни разу не упоминал про такую Богиню. Пришлось идти в Гугл.))

Оказалось, что мне попалась книжка с очень плохим переводом на русский язык. Богиня Сокар оказалось Богом Сокром. Это Бог плодородия и покровитель мертвых. Этот Бог родом из города Мемфиса. Сейчас Мемфис – это окрестности Каира. Бог Сокр часто изображается  с головой сокола, который держит скипетр и кнут.

Ну конечно, такие изображения очень часто я встречала на фресках в гробницах.
Трудности перевода, так сказать..)

Сокор – очень древний Бог. Позже в Мемфисе его заменил собой Осирис.
После погребения фараона его гробница никогда сразу не опечатывалась.  Сохранились рисунки на остраконе, то есть наброски,  еще одного ритуала, который проводили жрецы в первую ночь, когда мумия размещалась в саркофаге. Тут же были и плакальщицы, и вдова, которая держала руки в знаке траура возле своего лба и жрец, совершающий возлияния.

Это все должно было помочь сущности умершего сориентироваться в пространстве. Сущность, после погребения мумии, находилась в состоянии не понимания. Что же ей теперь делать и куда идти? И вот все эти  ритуалы, который проводил жрец заупокойного культа,  должны были помочь БА фараона найти верный путь. Жрец впадал в транс, он засыпал своим физическим телом, но просыпался своей сущностью. Жрец видел весь мир духов и богов, которые стояли вокруг усопшего. И жрец призывает священных животных для того, чтобы они указали сущности умершего правильный путь в мир иной.

И только на следующее утро после Ночи сна, который провел жрец, гробницу опечатывали.

В гробницах со времен правления Рамзеса Второго можно увидеть еще одно непривычное божество. Некто с головой барана. Но тут все очень просто. Теперь Бог Солнечного диска Ра изображался именно так. Голову барана на некоторых рельефах мог заменять  жук - скарабей.
 
Всех Богов, которые изображаются рядом с фараоном запомнить невозможно. Кажется, мне пора учиться читать иероглифы..) Следующий шаг. Мне же больше заняться в этой жизни  нечем..) А вот увидите, я выучу….

Много- много Богов, которые связаны с концепцией времени,  помогают фараону в потустороннем мире победить змея Апопа, победить хаос, чтобы солнце вновь  зашло на восточном горизонте. Чтобы был вновь сотворен день.

Египтяне считали, что время – это главный враг Богов и человека. Время – это смерть. Египтяне не боялись смерти. Они боялись времени.

Если вы в гробнице увидите изображение гигантской веревки или рисунок огромного змея, или змея, которого несут духи ночи – то знайте, что все это относится к концепции времени.

В гробницах фараонов содержатся тексты и рисунки не только из Книги Мертвых. Есть еще Книга Пещер, Книга Врат…  Эти заупокойные тексты по-своему рассказывают о тайных областях Иного мира. Вообще, Книга Мертвых – это была не книга для фараона. Книга Мертвых – это книга для простых людей, хотя ее и обнаружили в первый раз на пеленах мумии одной из египетских цариц. Я забыла ее имя.
Для перехода БА фараона в мир иной существовали другие знания и ритуалы, не доступные простым людям. Это было слишком тайное и слишком сокровенное знание. К нему не допускался никто, кроме жрецов и фараона.

А если вам попалось изображение коровы- то значит это Небо. Эта Небесная корова подняла Бога Солнца на небо,  и произошло великое отделение миров. Отныне мир людей и мир Богов начали существовать отдельно.  Я не помню, честно, всю мифологию, почему люди взбунтовались против Богов или почему Боги разлюбили людей, но вот так когда-то давно и произошло.

В гробницах, особенно на потолке,  часто можно увидеть изображение бегемотицы с точкой на плече. Точка - это звезда Тубан - Полярная звезда древнего мира. А сама бегемотица – это созвездие Дракона. Мы помним, что ось Земли в те времена была расположена не так, как сейчас. И поэтому Полярная звезда была иная.
Погребальные камеры фараонов, которые носили название «Золотой покой» создавались по строгим канонам.

В камере вырубались 4 ниши ориентированные по четырем сторонам света. В эти ниши ставились скульптуры на подставках, изображающие Анубиса – это шакал, столб джет – символ незыблемости, фигуру Осириса и фигуру сфинкса. На подставках были нанесены специальные  магические иероглифы.

Эти предметы должны создать новый мир вокруг лежащей мумии и защитить его БА от всех бед и всякого зла.

В Ином мире фараон работает, он становится спутником солнечного Бога. Рай – это бесконечные поля тростника. А вот понятия ада у древних египтян не было. Было просто небытие. Душа никуда не исчезала насовсем, даже если она была очень не праведная в жизни земной. Нет никаких страданий, нет никаких чертей и адских котлов с орущими грешниками. 

Фараон в раю должен поддерживать Маат – Великий Вселенский миропорядок, он должен бороться с силами хаоса…

На рельефах часто изображался фараон, который стоял перед самими главными божествами иного мира.   Бог с головой сокола – это Бог Хор или Гор, сын Осириса и Исиды, родоначальник царской власти, небесный божественный прототип каждого египетского фараона.

Богиня с рогатым солнечным диском на голове – это Богиня Хатхор – Иментут. Хатхор Запада. Великая защитница всех умерших. Она олицетворяет собой весь фиванский некрополь. Она помогает умершему успешно завершить трансформацию, переход в Иной мир и превратиться в Ах – бессмертный дух, который будет либо спутником солнечного бога, либо будет пребывать среди северных звезд в благом состоянии вместе с душами предков. У древних египтян все не просто. Все очень сложно, все переплетено, но какие-то верхушки, какие-то пласты их культуры египтологи расшифровали.

Часть этого можно понять, можно запомнить и начать восхищаться культурой Древнего Египта.

Изображения Осириса на стенах гробниц – это сам фараон, который представлен в этом облике в Загробном мире. Это и Бог умерших и Бог вечноживых. Потому что обретя Вечную жизнь и став владыкой Иного мира, он тот, кто встречает усопшего на пороге Иного мира. Причем это относится и к царю, и к простому египтятину. Осирис встречает всех! И это не маловажный факт. А затем, на загробном суде Осирис выносит свой оправдательный или обвинительный приговор.