Рельсы Победы Гл. 19 Начальник отдела заграждения

Родион Вильневецкий
Глава 19. Начальник отдела заграждения

26.02.1942 – 04.02.1944
Брянский фронт,
Юго-Западный фронт,
Воронежский фронт

По мере освобождения нашей территории от врага минная война усиливается. На каждом шагу наших бойцов подстерегает опасность.

Немцы минируют дороги, тропы, переправы, развалины зданий и сооружений, улицы, дома, городские парки, сады и хозяйственные постройки. В постройках, которые могут быть использованы нашими войсками под штабы, казармы, госпитали, склады, они устанавливают мины замедленного действия и различные комбинированные взрывные сюрпризы.

Сюрпризы нажимного и натяжного действия кроются в жилых помещениях, пристраиваемые к дверным ручкам, оконным рамам, стульям, одежде, предметам домашнего обихода, печным заслонкам. В результате, погибают военнослужащие и мирные граждане, вернувшиеся в свои квартиры и дома.

Для отвлечения внимания от настоящих мин немцы, стремясь измотать и дезориентировать наши войска, подчас применяют ложное минирование
Очищение от мин освобожденной местности станет одной из моих важных задач.
В феврале 1942 года меня переводят из 82-го батальона начальником специального отдела заграждений Управления военно-восстановительных работ (1) (УВВР–3), где я занимаюсь вопросами разминирования.

По моему ходатайству заместителем назначают капитана Павла Фролова, человека мужественного и отличного специалиста. Например, в июле 1941 года, Фролов, будучи инженером 79-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона, руководит всеми заградительными работами батальона во время отступления с территории Западной Украины.

Под его руководством разрушено 500 километров железнодорожного пути, 20 мостов длиной от 20 до 100 метров, два туннеля и заминирован железнодорожный участок длиной более 200 километров. Эти сухие цифры не передают и сотой части тех трудностей, страданий, переживаний, которые выпали на долю Фролова, бойцов и командиров его батальона.

Вместе совершенствуем способы разминирования, составляя описание устройства различных образцов немецких мин, взрывателей и методов их обезвреживания. Данное пособие в значительной мере помогает минерам наших частей разбираться в секретах минной техники противника.

Помимо прочего, мы разрабатываем инструкцию по минированию и разминированию железных дорог, которая станет руководством и для минеров других фронтов. На ее основе Главное УВВР составляет «Инструкцию по технике минирования и разминирования железных дорог», которая издана и направлена в железнодорожные части в 1943 году.

В середине июля 1942 года ударная группировка немецких войск выходит к излучине Дона. Возникает опасность прорыва врага к Волге. Учитывая данный фактор, ставка Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 года расформировывает Юго-Западный фронт и создает Сталинградский фронт. Моя бывшая 13-я, а также 5, 19 и 27-я бригады стали обслуживать Воронежский и Сталинградский фронты.

Все направления Сталинградского узла прикрывает 27-я железнодорожная бригада, усиленная 16-м запасным железнодорожным полком майора Овчаренко.
На участке Лихая – Сталинград раскинулся большой железнодорожный мост через реку Дон у разъезда Ложки. Его длина более чем в два раза превышает длину Красной площади в столице: 750 метров с 11-ю пролетами.

Саперы 62-й армии приспосабливают мост для пропуска автогужевого транспорта. После отхода частей 62-й армии мост будет взорван. Это – единственный уцелевший мостовой переход на всем среднем течении Дона. Поэтому его судьба волнует и нас, и немцев. Мы намерены уничтожить мост, немцы – сохранить. Об этом свидетельствует тот факт, что противник ни разу его не бомбит и не обстреливает. Над мостом ежедневно дежурит немецкий самолет-разведчик «рама» (2). Очевидно, что враг планирует завладеть мостом внезапным ударом своих мотомеханизированных войск.
 
Подготовку моста к взрыву командир 27-й бригады полковник Павлов (3) поручает 52-му путевому батальону, которым командует высокий, с широкими плечами майор Крутень (4). Я, как начальник отдела заграждений, помогаю ему подготавливать мост к разрушению.

Мы вместе с ним и телефонистом находимся в окопе со специально отрытым ходом сообщения.

Обороняют район Ложкинского моста подразделения 112-й стрелковой дивизии. Передний край дивизии проходит вдоль правого берега Дона. На правом берегу пойму реки пересекает высокая земляная насыпь – подход к мосту. В этой насыпи установлено так называемое управляемое противотанковое минное поле. Мы впервые решаем его применить для защиты моста.

Особое внимание мы обращаем на то, чтобы не допустить случайного взрыва зарядов от попадания авиабомб, артиллерийских снарядов или от грозовых разрядов молний. На мосту непрерывно дежурит взвод подрывников.

8 августа 1942 года части 112-й дивизии отходят с правого берега на левый. Только проскочили через мост бойцы последней роты, как на гребне насыпи показываются немецкие танки. Я насчитываю 24 «железяки». Танки нетерпеливо стремятся к мосту, ведя ураганный огонь из пушек и пулеметов. Уже убиты и ранены три подрывника.
         
Внезапно снаряд ударяет в бруствер окопа, обдав меня и майора Крутень комками земли, и шлепается позади меня. Я оборачиваюсь назад. Наверно, такой похвальной скорости поворота позавидует любой профессиональный гимнаст.

Недаром я был футболистом. Снаряд прокатывается некоторое расстояние по наклонной плоскости и застывает прямо под моими ногами. Телефонист в ужасе замирает с трубкой в руке, у него отвисает челюсть. Крутень, как ни в чем не бывало, делает жадную затяжку, сжимая губами папиросу. У меня же замирает сердце, по спине пробегают мурашки, ноги немеют, а руки словно прикипают к биноклю. Как зачарованный, смотрю на эту красивую штуковину. Она выкрашена в бледно-желтый цвет и поблескивает прозрачным пластмассовым носиком: «Сейчас рванет! Секунда, другая… десять… Не разорвался (5)! Тьфу! Нам везет!».

Крутень потом рассказывает, что он находился в состоянии шока и машинально курил…

Немцев ждет подготовленный нашими минерами сюрприз. Как только три первые бронированные махины врываются на предмостную насыпь, включено управляемое минное поле.

Взрыв!!! Танки замирают, как вкопанные на месте. Мчавшиеся за ними автомашины с пехотой поворачивают вспять. В это время окружающие окрестности потрясает второй сильный взрыв. Мощно рушится в реку Ложкинский мост, подняв огромные водяные столбы и унося в речную пучину остатки немецких танков. Никакого ликования я не испытываю. Только мелькает мысль, что сегодняшний день прожит не зря, работа сделана превосходно. Невольно содрогаюсь, мысленно представив трагическую судьбу танкистов... и вспоминаю наших бойцов, которые часто погибают не от вражеских боеприпасов, а в силу собственной беспечности.




Примечания:

1)    ГКО СССР от 03 января 1942 года принял постановление № 1095с «О восстановлении железных дорог». Руководство восстановительными и заградительными работами возлагалось на НКПС и его органы. В системе НКПС создано Главное управление военно-восстановительных работ (ГУВВР), в ведение которого переданы все железнодорожные войска и спецформирования НКПС. На фронтах организованы управления военно-восстановительных работ (УВВР). Начальник УВВР в большинстве случаев являлся и начальником железнодорожных войск фронта;

2)    «Фокке-Вульф» («Focke–Wulf Fm 189») – самолет прозван так бойцами Красной Армии за характерный внешний вид;

3)      Павлов Борис Иванович (1898гр): в Красной Армии с 1918 года, награжден орденами «Красного Знамени» (1942), «Красной Звезды» (1943), впоследствии заместитель начальника железнодорожных войск Южного фронта;

4)    Крутень Николай Семенович (1909гр): в Красной Армии с 1931 года, начальник штаба батальона, с 6.09.1941 – командир батальона, награжден орденом «Красной Звезды» (1942), медалью «За боевые заслуги» (1944), впоследствии подполковник;

5)    Качество немецких боеприпасов после 1941 года однозначно хуже советских. Сказывались нехватка цветных металлов для элементов взрывателей, ароматических соединений, получаемых из нефти (толуола, ксилола), замена ВВ разного рода суррогатами и саботаж подневольных рабочих и военнопленных.