Пьяные гуси

Наталия Макаревич
Да , несомненно , воспоминания детства всегда даруют сердцу теплоту и какие -то солнечно- приятные ощущения счастья. Природа мест  , где мы родились и отдыхали –это не только красота пейзажей , но ещё и состояние души , необычайно острое чувство солнечной  радости. И эти чувства каждый человек трепетно хранит в себе долгие годы.
     Одним  летом , в августе , родители решили устроить нам отдых возле посёлка  Летки на Десне . Компания была большая : мамин двоюродный брат с семьёй ,  их друзья с детьми и мы- мама , папа , брат и я.
На крутом берегу раскинулась сказочная поляна и на ней расположился  наш целый палаточный городок.  Было всё заманчиво  , ведь такой красоты и романтики в городе не найдёшь. Да и ещё спать в палатках , есть всевозможные кушанья , приготовленные на костре . А  как заманчиво было заплывать в затоки на лодке со взрослыми , где открывался неизведанный мир чудес . Видеть ковёр из оранжевых кувшинок , лилий , похожих на крохотных белых лебедей , застывших над водной гладью молчаливых , всегда загадочных омутов.
По утрам папа учил ловить меня с братом рыбу ( мне тогда было 9 лет). Вот с той поры у меня любимое хобби – рыбалка . Особенно утром , когда перед восходом солнца , откуда – то из-под коряг , подымались  сперва сомы. Затем их сменяли медночешуйные судаки , которые начинали  буравить зеркало омутов , подпрыгивая над ним , и ,  звонко шлёпались  в воду. А в какой-то час по синей глади реки , в полном безветрии , пробегала зыбкая дрожь- это шарахалась мелюзга от хищной рыбы.
   Для нас , детей , было  всё необычно и  привлекательно.  Да и  просто раздолье .  Так же было интересно ходить за молоком в посёлок  Летки . Гурьбой , с бидончиками , мы шли к женщине , с которой предварительно договорились родители. А там , новые познания жизни и чудные ,я бы сказала даже   красочные   рассказы сельских жителей. Приходя к молочнице , мы отдавали бидончики и сами ждали на длинной скамейке возле её дома, пока она вынесет нам , пахнущее лугом ,  молоко.
Рядом с её домом , у соседей , была такая же скамейка. На ней  вечерами сидели кумушки после работы , смачно щёлкая семечками.  Их разговоры были настолько колоритны , что наши ушки всегда были  '' на макушке ''.
  Вот в один такой вечер нас привлекло поведение этих женщин . Они , дополняя друг друга , раскатисто смеялись  , повторяя :'' Пьяные гуси.  Ха –ха-ха! '' Эту историю  в своей интерпритации  я вам и расскажу.
      В  Летках жила Парася с дочкой Олесей . Имела огород , на котором стройными стручками  рос молодой лучок. В бархатно – нежных листьях нежились тугие огурчики . Рядом росли краснощёкие помидоры , на которых поутру  каплями сверкала роса россыпью  чистых , прозрачных бриллиантов. Также красовалась бело-розовым цветом картошка . Тут же распустил свои пышные  зонтики укроп. Пузатая капуста , как королева , широко раскрыла свои листья , закрыв  молоденькие тыквочки . А чубчики моркови и редиски торчали из земли , ожидая своей участи. 
Был и сад небольшой , в котором , будто девушка на выданье , в бусах из корралов , росла вишня. Яблони , раскинув ветви , как объятья , лелеяли сочные , янтарные  плоды. Груши , высокие и гордые , синеглазая слива.
   Парася любила свой огород и хозяйничала на нём с самого утра , пока ещё не было жарко . Да и после обеда до вечера. Первая клубника – дочери , а остальное – на базар для отдыхающих. Чем могла , тем и проторговывала. Помощи не было , потому что муж где-то повеялся на заработки,  да и поминай , как звали.
Олеся заканчивала институт в Киеве и жила в общежитии. Приезжала к матери только на выходные. Парася хотела , чтобы её дочь была одета , как краля , поэтому и экономила каждую копейку.
В конце её огорода  протекала речушка Любич , которая  впадала в Десну. Почти все соседи имели гусей . И хозяйственная Парася тоже купила пятнадцать гусят , чтобы вырастить , продать и купить Олесе на выпускной в институте платье,  '' как у людей ''.
Как она этих гусей лелеяла , кормила , выпасала . А было где. Берега реки Любич , как впрочем и Десны ,  утопали в зелени , которая играла разнообразными цветами и оттенками . Благоухание луга пьянило неповторимым запахом свежести.  Среди такой красоты гуси действительно росли , '' как на дрожжах '' . Они уже стали такие хорошенькие , пушистые , толстенькие , вот-вот готовы для продажи .
 В одно утро , в пятницу , Парася встала рано , как всегда , вышла во двор – нет гусей.  Она быстро побежала в конец огорода  к  речке.  Но там , отовсюду отталкиваясь задними лапами и вытаращив глазищи , догоняя одна другую , плыли только большие зелёные лягушки . Они ещё не отладили своего хора , но у многих на щеках уже вспухли пузыри . Гусей не было...
Парася жила на краю села и  недалеко находилась куча мусора .  Люди свозили туда сухие ветви , ботву , всякий хлам . Парася , будто '' спринтер '' оббежала всё вокруг и , возле кучи мусора нашла своих жирненьких гусей.  Они лежали в ряд , будто оловянные солдатики. Бездыханные...
На гвалт  Параси сбежались люди. Все были в недоумении : '' Почему сдохли гуси ? Может какой-то мор?’’  Обеспокоенность охватила весь посёлок. Позвонили в районную газету , приехали корреспонденты снимать павших гусей . Паника развеялась , как вихрь .
    Парася плакала , все кругом утешали её , но сами боялись за своих гусей.
В субботу приехала Олеся из Киева. Застала свою маму зарёванной , с опухшим лицом , будто пчёлы искусали... Всхлыпывая , Парася рассказала дочери о своём несчастьи.  Погоревали вдвоём , а потом решили пойти и ощипать перья гусей – хоть какая-то польза будет. Как решили , так и сделали. Взяли мешок и пошли.
'' А они ещё тёпленькие '',- сказала Олеся .  '’Так они на солнце же лежат , вот оно их и
 согрело’’ , -  ответила Парася, вытирая слёзы. Нащипав полный мешок перья ,  мать с дочерью с грустью вернулись домой.
Воскресенье прошло тихо и безрадостно . Провела Парася вечером Олесю на автобус в Киев ,
пришла домой , села на крыльце и вновь заплакала.
В понедельник утром вышла Парася на огород и не поверила своим глазам . Переминаясь с ноги на ногу, слаженно шли ощипанные гуси.  '' Боже мой , инопланетяне’' ,-  крикнула Парася.
Гуси шли к речке пить с такой жаждой , будто бы наелись селёдки . Их бока переливались на солнце янтарным жирком , а ощипанные шеи  выглядели , как у долговязых подростков . Инопланетяне , да и только.
Напившись вдосталь воды , гуси обступили Парасю радостным гоготом :'' Га-га-га!!!!! '’
Но женщина не могла понять , почему в воздухе стоял запах такого стойкого  перегара , как от конюха Савки  , который хорошенько прикладывался к рюмке .
Не  обращая на  это внимания , Парася смеялась . '’ Ожили , мои дорогие. Произошло чудо!’’
Прибежали соседи , удивлению не было предела . Зашёл   сосед Павел и принёс ради такого события бутыль самогона , который выгнал несколько дней тому. Свекольный , крепкий. Тут же принесли  еду- всё , кто что имел. Дружно сели в саду под яблоней праздновать возрождение гусей. Самогон сделал своё дело и , раскрасневшись , люди разговорились. Павел поведал , что жмых , который остался  , когда он гнал самогон , выкинул на кучу мусора.
''Ох, там мои гуси  ходили и наелись . Опьянели и уснули . А я думала , от кого такой перегар’’,- в растерянности сказала Парася . Настала тишина... Но уже через минуту хохот стоял на весь посёлок '' Пьяные гуси. Ха-ха-ха! ‘’- звенело вокруг раскатистым колокольчиком.