Хроника 42 и 53 ДБАП с 8. 03. 40 г по 13. 03. 40 г

Владимир Мутин 2
Хроника 42 и 53 ДБАП с 8.03.40 г по 13.03.40 г.

*****
Четырнадцатый боевой вылет 42 ДБАП. 8.03.40 г.

Весна пришла. Страна Советов отмечает международный коммунистический женский день. В передовице «Красной звезды» от 8 марта 1940 г. под названием «Патриотки социалистической родины» и в заметке о торжественное заседание в Большом театре можно многое прочитать меду строк, но сначала основные цитаты из этих статей:

«С первых же дней своего существования советская власть отменила все старые законы, обрекавшие женщину на бесправие, и уровняла ее в правах с мужчиной. Большевики первыми сделали шаг, на который не могла решиться ни одна «высококультурная» и «демократическая» буржуазная республика. Положение женщины у нас, в СССР, и в капиталистических странах показывает ту пропасть, которая отделяет мир социализма от мира капитализма.

Женщина — депутат, профессор, инженер, врач, агроном, тракторист, женщина — воин Красной армии — обычное явление в нашей стране. В начале сталинских пятилеток число женщин — работниц и служащих составляло 3 миллиона. В минувшем году эта цифра поднялась до 10,7 миллиона.

Более 19 миллионов женщин участвуют в колхозном труде. Всемирно-историческая победа колхозного строя совершенно преобразила жизнь крестьянки в нашей стране.

Доля ты! — русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать...

Так восклицал великий - русский поэт. От этой бесправной женской доли не осталось и следа. Свыше 13 тысяч женщин сейчас работают руководителями колхозов. 110 тысяч девушек, обучавшихся в 1939 г. на курсах трактористов, — это могучая армия передовых бойцов социализма.


С еще большим рвением они будут укреплять обороноспособность нашей социалистической отчизны. Красная армия, горячо любимая всем советским народом, единственная армия в мире, куда мать с радостью посылает сына, жена —  мужа, куда женщина сама идет с великой любовью. Красная армия воспитала немало за-мечательных женщин-патриоток, которыми гордится советский народ.

Боевые подруги командиров Красной армии явились инициаторами замечательного движения советских патриоток. По призыву жен командиров - танкистов во всей стране развернулась деятельная подготовка медицинских сестер. Жены командиров знают, что именно здесь больше всего нужны их заботливые и умелые руки.

Боевые подруги командиров вместе со всеми советскими женщинами горячо откликнулись на призыв главы советского правительства В. М. Молотова честным и самоотверженным трудом оказывать помощь Красной армии. Движимые великим чувством советского патриотизма, они упорно овладевают различными профессиями, чтобы уметь заменить мужской труд женским. Недавно жены командиров одной из частей Московского военного округа обратились ко всем женам командиров с призывом изучать автодело.

Выступая на Всесоюзном совещании жен командиров, товарищ Ворошилов говорил, что «нет ни одного, буквально ни одного, самого отдаленного, самого оторванного от центров военного гарнизона, где бы жены командного и начальствующего состава не вели большой, полезной, разносторонней общественной работы, где бы они не являлись верными спутницами и помощницами своих мужей в их большой государственной оборонной работе».

Эта разносторонняя общественная работа женщин находит свое выражение в под-готовке трактористок, связисток, переводчиц, летчиц и парашютисток, организаторов противохимической обороны, в заботе об уюте и благоустройстве красноармейской казармы, в активном участии в красноармейской художественной самодеятельности.

Но не только в этом должна проявляться общественная активность женщины. Не-прерывный культурный и политический рост —  одна из серьезных задач, стоящих перед женой командира. Боевая подруга обязана ни на шаг не отставать от мужа в своем культурно-политическом развитии. Она должна систематически учиться. Партийные организации частей должны всемерно способствовать повышению идейно- политического уровня женщин, росту их коммунистической сознательности.

Верная боевая подруга командира и политработника не может не помнить и о своей важнейшей задаче матери-патриотки — о воспитании своих детей в духе коммунизма, о выращивании их крепкими, здоровыми, мужественными и бесстрашными. Вместе со школой и комсомолом советская мать должна глубоко вникать во все, чем живут маленькие граждане страны социализма, правильно организовывать досуг детворы и умело направлять ее духовное и физическое развитие. Счастье материнства, счастье воспитания будущих строителей коммунизма является величайшим счастьем советской женщины».

Торжественное заседание в Большом театре

Радостно и торжественно отмечала общественность красной столицы Международный коммунистический женский день. В Большом театре вчера вечером состоялось торжественное заседание МК и МГК ВКП(б), Московского городского Совета депутатов трудящихся и ВЦСПС совместно с партийными и общественными организациями, стахановцами, ударниками и интеллигенцией Москвы.

Увитые живыми цветами на сцене высятся огромные силуэты Ленина и Сталина —  великих кормчих коммунизма, чьи имена с любовью произносят трудящиеся всего мира.

Горячо приветствуют собравшиеся появление в президиуме товарищей Н. М. Шверника, Г. М. Димитрова, А. С. Щербакова, С. М. Буденного, И. А. Михайлова, В. П. Пронина, Г. М. Попова, членов бюро МК и МГК РКП (б), членов Исполнительного комитета Моссовета и ВЦСПС.

Торжественное собрание открывает секретарь МГК ВКП(б) тов. Попов. Первые слова он посвящает товарищу Сталину —  тому, кто вместе с Лениным воспитал новый тип женщины, показывающей образцы коммунистической сознательности, беззаветно преданной своей родине, своему пароду.

Бурная овация длится несколько минут. По залу прокатываются крики «ура», раздаются возгласы «Да здравствует наш родной Сталин!»

Овации вспыхивают с новой силой, когда в почетный президиум торжественного заседания избираются товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович, Калинин. Андреев, Микоян, Жданов, Хрущев, Берия, Шверник и Димитров.

С докладом о Международном коммунистическом женском дне выступила секретарь ВЦСПС тов. Николаева.

После доклада Герой Советского Союза Марина Раскова предложила послать приветствие товарищу Сталину и зачитала текст приветственного письма. Ее предло-жение было принято под бурные продолжительные овации.

По предложению народной артистки СССР тов. А. К. Тарасовой, встреченному восторженными аплодисментами, собравшиеся послали также приветствие товарищу Молотову, в котором горячо поздравляют его с 50-летием со дня рождения.

По окончании торжественного заседания был показан балет «Светлана». (ТАСС).

А теперь междустрочие: Большая страна готовилась к большой войне. Женщина должна заменить мужчину за станком и в поле, а если понадобится, то и в окопе. Женщина–мать, не только восполняет и приумножает людской резерв социалистического общества строителей коммунизма, но и должна воспитать детей своих альтруистичными исполнителями воли партии и правительства. Женщина ни в чем не должна уступать мужчине. Раскрепощенная советская женщина вместе со свободой приобрела к своим прямым традиционным еще и немереное количество мужских обязанностей, о которых даже не мечтала, так как даже предположить не могла, что ее и так можно, оказывается, использовать и, главное, на это согласилась… Ведь это же что-то по истине новое в ее обыденной женской доле - утереть нос сильному полу везде, где этому будет не только необходимость, но и ради спортивного интереса! И все это под руководством любимых партии и правительства! Вот только о какой женской свободе шла тогда речь так и осталось вопросом до сегодняшнего дня.

А это две небольшие заметки, касающиеся английской «высокой политики». Вот и думаешь, почему Италия и Румыния «забила» на туманный Альбион и, в конце концов, примкнули к гитлеровской Германии… Да лишь по одной причине – «Англия превыше всего» лишь для англичан, а у остальных оказались сугубо свои меркантильные интересы…

Англо-итальянские отношения

БЕРЛИН, 7 марта. (ТАСС). Как сообщает Германское информационное бюро из Милана, газета «Пополо д’Италиа» в связи с задержанием английскими властями итальянских пароходов пишет, что англо-итальянский инцидент принимает все более острые формы. Те сомнения, которые еще оставались относительно намерений английского правительства, теперь совершенно отпадают.

ЛОНДОН, 7 марта. (ТАСС). По сведениям. полученным агентством Рейтер из достоверных источников, в английском морском контрольном пункте Даунсе находятся сейчас 13 итальянских пароходов, груженных германским углем. В это число не входит итальянский пароход «Лоассо», которому было разрешено продолжать свой путь. 5 из этих 13 итальянских судов — «Подзуоли», «Иския», «Интегритас», «Сан-Луиджи» и «Семиан»— были задержаны вчера вечером.

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что по постановлению английского комитета по борьбе с контрабандой уголь, находящийся на задержанных пароходах, будет выгружен в английских портах и продан по твердой цене. Деньги, вырученные за уголь, будут переданы в распоряжение призового суда. Расчет с итальянскими владельцами этого угля будет произведен по окончании войны.

По словам агентства, итальянские суда с грузом германского угля будут и в дальнейшем задерживаться английским морским контролем.

Англо-французский нажим на Румынию

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). На днях в печати появились сообщения о том, что Англия и Франция готовят новый нажим на Румынию. Сведения об этом связываются с поездкой в Бухарест румынского посланника в Лондоне Тилеа. По словам бухарестского корреспондента галеты «Дейли мейл», Тилеа возвращается в Бухарест после продолжительных переговоров с представителями английского правительства.

По сведениям корреспондента, представители английского правительства заявили Тилеа, что Англия и Франция требуют отправки им такого же количества товаров, какое Румыния экспортирует в Германию.
Хотя доля Англии и Франции в румынском экспорте всегда была незначительной, а Германия уже давно занимает первое место в румынском экспорте, тем не менее Англия и Франция настаивают в настоящее время на равенстве с Германией в румынском экспорте, преследуя таким образом цель усиления блокады Германии.

Да и в странах Южной Америки не все испытывали лояльности к политике Англии:

Протест американских стран

НЬЮ-ЙОРК, 8 марта. (ТАСС). Посол Панамы в США Бойд заявил, сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс, что 15 американским республик, в том числе США решили присоединиться к протесту Бразилии Англии в связи с потоплением германского грузового парохода «Вакама» у побережья Бразилии. В числе стран, присоединившихся к протесту, находятся Аргентина, США, Колумбия, Чили, Перу, Гватемала, Эквадор. Гондурас, Гаити, Никарагуа, Куба, Боливия, Уругвай, Парагвай и Доминиканская республика.

Германская команда затопила пароход «Вакама» в пределах так называемой ней-тральной зоны, когда к пароходу приблизились английские военные корабли.

А война в Западной Европе напоминала возню двух баранов, бодающих один и тот же столб напротив друг друга:

БЕРЛИН, 8 марта. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующую сводку верховного командования германской армии: «На западном фронте, кроме местной артиллерийской перестрелки, не произошло никаких особенных событий. В ночь с 6 на 7 марта и с 7 на 8 марта вновь были совершены успешные полеты германских самолетов над восточным побережьем Англии. В результате успешных действий германских самолетов, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, потоплено и повреждено 11 торговых пароходов, шедших под конвоем английских военных кораблей.

Самолеты противника, совершавшие полеты над Северной и Западной Германией в ночь с 7 на 8 марта, нарушили датский и люксембургский нейтралитет».

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Как уже сообщалось в печати, 5 марта отряд германских разведчиков совершил нападение на один из передовых постов английских войск, находящихся на линии Мажино. В результате столкновения, сообщает английский военный совет, 2 человека убито и 14 пропали без вести.

Военные действия в Китае

В Южном Китае. В южной части провинции Гуанси, в Наньнинском секторе, китайские войска, выбившие японцев из Саньтана (в 15 км. северо-восточнее Наньнина), ведут бои в 10 км от Наньнина.

За последнее время среди японских войск на наньнинском фронте обнаружено много антивоенных листовок. (ТАСС).

На финском фронте:

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 8 марта на фронте не произошло ничего существенного. В Выборгском заливе наши части заняли остров Еси-Саари с местечком Есисаари, остров Катилан-Саари с местечком Рахнасаари, остров Терва-Саари, остров Муста-Саари, остров с местечком Хиатасаари.

Нашими частями захвачено 12 орудий, 57 пулеметов, 2 миллиона патронов.

Наша авиация вела активные действия по войскам противника, при этом сбито два самолета противника.

Аэродром Кречевицы. 7.03.40 г.
-------------------------------------------------

Олег Киселев: Две девятки ДБ-3 полка вылетали на боевое задание, но были возвращены из-за плохой погоды.

Из архивной тетради историка Сергиенко: 07.03.40 г. 42-ой ДБАП в период 07:55 – 9:10 производил боевой вылет на цель НР 09 (Выборг) двумя девятками – 18 самолетов. Продолжительность взлета объясняется:

- сменой старта в период взлета;

- разворотом пяти машин во время разбега.

Из района Луга распоряжением командира 27 АБ девятки возвращены из-за погоды. Посадка производилась в исключительно трудных метеоусловиях.

Двадцать седьмой боевой вылет. Аэродром Кречевицы. 8.03.40 г.

Из архивной тетради историка Сергиенко: 8.03.40 г. вылетело 36 самолетов, произвели бомбометание по скоплению войск и военным объектам, пост. Сорвали, Хийтола, западнее Виипури. Сброшено 174 ФАБ-100, 10 ФАБ-50, 72 ЗАБ-50, налет 123 часа.

08.03.40 г. 42-ой ДБАП в составе двух девяток 17 самолетов в период 17:25 – 17:37 выполнял боевое задание по разрушению запасных целей северной окраины Виипури и скоплению войск у перекрестка дорог, что в 1 км восточнее станции Хистола. С Н= 400-350 м  сброшены 110 ФАБ-100, 60 ЗАБ-50. Задачу выполнили полностью. В районе станции Хистола одна из девяток была обстреляна сильным огнем противника. Истребителей не было. Потерь нет.

А) первая девятка, ведущий Ломакин, штурман Соколов, в составе 9 самолетов 14:44 – 15:08 выполняли боевое задание по разрушению цели станции Симола. Полет до цели проходил в исключительно трудных метеоусловиях.  Девятка два раза попадала в сильный снегопад в районе Красногвардейска и в районе западнее Ленинграда. Благодаря настойчивости ведущего экипажа и желания выполнить поставленную задачу было принято решение идти за облаками на разрушение запасных целей. В 17:37 с Н=350 м было произведено бомбометание из-за облаков по расчету времени запасной цели северо-запада Виипури перекрестка дорог, что 1 км восточнее станции Хейталла. Сброшено ФАБ-100 – 60 шт., ЗАБ-50 – 30 шт. Ввиду полной облачности разрывы не наблюдали и фотографирование не производили. Противодействия ЗА и истребителей противника не было. В период 18:47 – 19:20 производилась посадка при ночном старте. Общий налет 33 часа 20 мин.

Б) вторая девятка в составе 8 самолетов, ведущий командир 2-ой АЭ Чеботаев, штурман капитан Червяков производила боевой вылет. В период 15:13 – 15:50 начался вылет и сбор девятки организован был слабо. Полет до цели проходил [стр.98] вместе с девяткой 6-го ДБАП. В районе цели девятка отошла от 6-го ДБАП и задачу выполняли самостоятельно. Исключительно сложные метеоусловия (низкая облачность на Н=100-200 м, плохая видимость местами до 100 м и снегопады). Благодаря желанию выполнить поставленную задачу ведущий довел свою девятку до цели. В 17:25 с Н=4000 м сброшено 50 ФАБ-100 и 30 ЗАБ-50 на запасную цель перекрестка дорог в 1 км ж.-д. станции Хистала, где находилось большое скопления войск и автотранспорта.  Результат сфотографирован.

В районе цели девятка была обстреляна сильным огнем ЗА.  18:45 – 18:48 произведена посадка 8 самолетов при ночном старте. Общий налет 31 час 30 мин. Один экипаж летчик Камынин вернулся с маршрута из-за неисправности мотора.

Облачность 10 баллов Н=100-200 м. Местами сильный снегопад. Общий налет 64 часа 50 мин. [стр.99]

Дополнение к выше представленному по данным Людмилы Мальковой (Прокудиной):

8.03.40 г. боевой вылет осуществлялся в период 16:00-19:00, было установлено: время 17:23, высота Н=4000 м, велся сильный огонь ЗА из района ж.-д. моста в 1 км севернее Сорвали и станции Хиетала, разрывы ложились выше. Время 17:22, высота Н=4000 м, в районе станции Хиетала северо-западнее Сорвали 2 км наблюдалось большое скопление войск, дороги в районе станции Хиетала забиты автотранспортом и войсками, станция забита эшелонами, северо-западной части Виипури наблюдались большие пожары.

8.03.40 г. две девятки (17 самолетов) выполняли боевой вылет. Бомбы сброшены на цель. Отлично справились: майор Ломакин, штурман Соколов; капитан Чеботарев, штурман Червяков; капитан Комаровский, штурман капитан Духонин; старший политрук Смирнов.

Хорошо справились молодые летчики: младший лейтенанты Средницкий, Токарев и др.

Две другие девятки ввиду плохой погоды и поздним вылетом двух первых девяток командованием от полетов были отстранены.

*****
Пятнадцатый боевой вылет 42 ДБАП. 10.03.40 г.

Аэродром Кречевицы. 9.03.40 г.
--------------------------------------------------

Людмила Малькова (Прокудина): 9.03.40 г. имелся безобразный случай подачи к самолетам масла с водой. Благодаря бдительности воентехника 2-го ранга Бортник аварии были устранены. Имеется часть командного и начальствующего состава не получивших в счет 1939 г. общевойсковое обмундирование, а также получившие сейчас ботинки – не носят в связи с неимением краг.

Батальонный комиссар Козлов.

А в это время в Берлине состоялся прием в полпредстве СССР:

БЕРЛИН, 10 марта. (ТАСС). Вчера, 9 марта, в полпредстве СССР в Берлине в связи с подписанием 11 февраля советско-германского Хозяйственного соглашения состоялся прием представителей германских промышленных кругов. На приеме присутствовали полномочный представитель СССР в Германии тов. Шкварцев, народный комиссар судостроительной промышленности СССР тов. Тевосян, торгпред СССР в Германии тов. Бабарин и другие сотрудники полпредства и торгпредства. С германской стороны присутствовали особоуполномоченный германского правительства по экономическим вопросам г. Риттер, руководитель германской хозяйственной делегации по переговорам с СССР г. Шнурре, статс-секретарь министерства иностранных дел Кепплер и другие.
Полпред СССР в Германии тов. Шкварцев в кратком слове указал, что подписанное 11 февраля Хозяйственное соглашение имеет для СССР и Германии большое эко-номическое и политическое значение. Соглашение между этими двумя государствами основано на взаимных выгодах и обеспечивает дальнейшее развитие экономического и политического сотрудничества между СССР и Германией. В ответном приветственном слове г. Риттер отметил, что заключение германо-советского Хозяйственного соглашения является выражением воли германского и советского народов к дружественному политическому и экономическому сотрудничеству.

Прием прошел в дружественной атмосфере.

Никто не отменял закономерностей капиталистического хозяйствования: необходимые для войны ресурсы лишь за «мани», а большие «мани» возможны только от большой востребованности в необходимых ресурсах:

Англо-французские закупки самолетов в США

НЬЮ-ЙОРК, 10 марта. (ТАСС). Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» сообщает, что попытки англо-французской торговой делегации, закупающей самолеты в США, добиться производства тремя крупнейшими американскими авиационными фирмами нескольких стандартных типов самолетов встретили сопротивление со стороны американских военных властей. Последние опасаются, что подобного рода мероприятие помешает развитию новых типов самолетов в США. Против этого плана выступает также ряд небольших авиационных промышленных фирм, опасающихся, что принятие этого плана означало бы монополизацию всех доходов крупнейшими фирмами.

Журнал «Бизнес уик» укалывает, что военные круги США возражают также и против продажи самолетов последних конструкций какой-либо иностранной державе, будь она даже «дружественна» США. Военные круги предпочитают хранить в тайне американские конструкции самолётов. Одновременно журнал «Бизнес уик» сообщает, что военные власти США недовольны тем, что Рузвельт предоставил министру финансов Моргентау право контроля над иностранными закупками.

Указывая на то, что война в Европе вызвала значительное расширение производства американской авиационной промышленности, «Бизнес уик» выражает опасение, что после войны авиационная промышленность США будет стоять перед угрозой огромного краха. В настоящее время, указывает журнал, 85 проц. авиационных заводов США работают на военные нужды.

Авиапромышленники США наживаются на войне

НЬЮ-ЙОРК. 10 марта. (ТАСС). Как известно, война в Европе вызвала значительное оживление в военных отраслях промышленности США, в особенности же в авиационной промышленности. Доходы авиационных компаний растут. Авиационная промышленная компания «Юнайтед эйркрафт корпорейшн» сообщает, что в 1939 году она получила свыше 9 миллионов долларов прибыли против 5 миллионов долларов в 1938 году. Цена на акцию этой компании увеличилась до 3 долларов 53 центов против 3 долларов 5 центов в 1938 году.

В отчете компании указывается, что иностранные закупки полностью покрыли расходы на расширение заводов, принадлежащих этой компании.

В связи с такими исключительно высокими прибылями авиационной промышленности в момент, когда общая американская деловая активность падает, промышленники других отраслей также пытаются урвать долю военных барышей. Газета «Джорнэл оф коммерс» сообщает, что автомобильная фирма «Дженерал моторс» готовится к производству самолетов. Эта фирма уже имеет некоторые вложения в ряде авиационных фирм, однако, до сих пор сама не производит самолетов.

В настоящее время «Дженерал моторс» рассматривает вопрос о покупке и расширении завода «Норт-америкэн авиэйшен корпорейшн» в Бербенке (Калифорния), который выпускает военные самолеты. Представители американского правительства, пишет журнал, также предложили крупнейшим автомобильным промышленным фирмам, в том числе «Дженерал моторс», Форду и Крейслеру, наладить производство самолетов ввиду возрастающей потребности в военных самолетах.

Сколько не изводи плавающих и летающих технических «железных монстров», а войну выигрывают солдатами. Видимо на Западном фронте до этого еще не дошло.

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 10 марта. (ТАСС). Сводка, опубликованная верховным командованием германской армии, гласит: «Между Мозелем и Пфальцским лесом — оживленная деятельность артиллерии и разведывательных отрядов. С начала войны германским военно-морским флотом потоплено 46 неприятельских и направляющихся в Англию нейтральных танкеров общим водоизмещением в 331.543 тонны. Из них английских — 32 танкера водоизмещением в 230.125 тонн. Таким образом уничтожено 10 проц. английского танкерного флота.

Германская авиация проводила разведывательные полеты над восточной Францией. В полдень на германо-французской границе произошел бой между 7 германскими само-летами «Мессершмитт» и 10 французскими истребителями типа «Моран» и «Кертисс».

В результате боя сбит один французский самолет типа «Моран».

ПАРИЖ, 10 марта. (ТАСС). В официальном вечернем французском коммюнике за 9 марта говорится: «В течение дня произошло несколько безуспешных вылазок патрулей противника. Есть пленные. Активность авиации возросла». В официальном утреннем коммюнике за 10 марта говорится: «Утром на фронте ничего не произошло».

ЛОНДОН, 10 марта. (ТАСС). Агентство Рейтер передает по радио, что министерство авиации опубликовало список погибших летчиков английского военно-воздушного флота. В списке приводятся имена 53 убитых летчиков и 15 пропавших без вести, 4 из которых, как полагают, убиты.

А на Востоке все наоборот – истребление живой силы врага в основе военных действий в Китае:


В Южном Китае. В южной части провинции Гуанси 9 марта произошла ожесточенная артиллерийская перестрелка севернее Наньнина.

Китайские войска продолжают теснить японцев в юго-восточных окрестностях Чэнхая (севернее Сватоу). В этом районе 9 марта китайцы выбили японцев с их позиций.

Китайские войска, получив подкрепления, предприняли 9 марта наступление на японские позиции в секторе Шици (севернее Макао).

В Центральном Китае. Активные операции китайских частей отмечаются вдоль шоссейной дороги Ханчжоу — Цзясин — Хучжоу.

Активные действия происходят в районе Синьяна (в южной части провинции Хэнань). Японцы получили здесь свежие подкрепления, которые бросаются в бой против китайцев.

Японская канонерка, шедшая по реке Янцзы, в районе Дунлю (провинция Ань- хуэй) была 10 марта обстреляна китайской артиллерией. (ТАСС).

ЧУНЦИН, 10 марта. (ТАСС). Галета «Шишисиньбао» сообщает, что в Чжандэ (в провинции Хэнань) покончили самоубийством около 60 японских солдат, отказавшихся воевать против китайского народа.

ШАНХАЯ, 10 марта. (ТАСС). Согласно сообщению газеты «Шэньчжоужибао», несколько дней назад японские войска подожгли город Чжэньцзэ (на юго-восточном берегу озера Тайху, в провинции Цзянсу). Масса китайцев, в большинстве женщины и дети, осталась без крова. Материальные убытки исчисляются в 2 млн. долларов.

Газета указывает, что японцы подожгли город потому, что подозревали население в поддержке китайских партизан.

А в это время на финском фронте до окончания Зимней кампании остается три дня:

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 10 марта на фронте не произошло ничего существенного. В Выборгском заливе нашими частями занят остров Варие-Саари. На западном берегу этого зализа наши части заняли местечко Нисалахти (северное). К западу от города Питкяранта на Ладожском озере нашими частями занят остров Вуоратсу. В районе станции! Лоймола на железной дороге Суоярви— Сердоболь усиленные поиски разведывательных партии.

Наша авиация вела активные действия по войскам и военным объектам противника, при этом сбито 8 самолетов противника.

Аэродром Кречевицы. 10.03.40 г.
-----------------------------------------------------

Олег Киселев: 10.03.40 г. 36 ДБ-3 полка под прикрытием истребителей 59 авиабригады в 15:33-16:37 двумя группами по 18 ДБ-3 бомбили ж/д станцию Симола и полотно ж.-д. у станции Лоукко. Сброшено 236 ФАБ-100, 80 ФАБ-50 и 30 ЗАБ-50. Результаты не наблюдали вследствие закрытия целей облачностью. В районе Лоукко прямым попаданием снаряда ЗА сбит летавший с полком ДБ-3 управления 27 ДББ. Пилот инспектор по технике пилотирования бригады капитан Н.Д. Ратников выпрыгнул с парашютом, но дальше о его судьбе ничего не известно, остальной экипаж, включая флаг-штурмана бригады майора Г.К. Самойлова, погиб.

К.-Ф. Геуст в моем изложении: Советский ДБ-3 был потерян в районе Лоуко 10.03. 1940 г., а днем позже был сильно поврежден ДБ-3 из 2-й эскадрильи в результате обстрела зенитной артиллерии в районе Тали. Бомбардировщик пытался дотянуть до аэродрома в Пушкине, однако рухнул в 8 км восточнее Слуцка в лесу, оставшись без обоих крыльев. Экипаж жив и отделался лишь синяками.

Двадцать восьмой вылет 6 ДБАП от 10.3.40 г.: Вылетело 36 самолетов произвели бомбометание по скоплению войск противника в районе Монрепо, Хертуала. Сброшено 23 ФАБ-100, 60 РРАБ-50, 12 РРАБ-30, налет 108 часов.

Из архивной тетради историка Сергиенко: 10.03.40 г. В составе 4-х девяток (35 самолетов) двумя группами (по 2 девятки) 42-ой ДБАП выполнял боевое задание по разрушению ж.-д. станции Симола и запасной цели 5 км станции Лоуко Ю.-В. вдоль железной дороги, идущей на Виипури. В период 15:33 – 16:37 с Н=500-2000 м сброшено 256 ФАБ-100, 80 ФАБ-50 и 30 ЗАБ-50.

После пролета линии фронта на всем протяжении маршрута до заданной цели Лоуоко противник вел сильный огонь МЗА. Огнем ЗА был сбит 1 самолет управления 27 ДББ, летевший в составе 42-го ДБАП. По наблюдению экипажей один из членов экипажа подбитого самолета, предположительно летчик, выпрыгнул с парашютом. Остальной состав экипажа на горящем самолете врезался в землю в лес южнее станции Лоуоко. В момент удара самолета о землю произошел взрыв бомб. Экипаж в составе флагштурмана бригады 27 ДББ майора Самойлова, стрелка- радиста мл. лейтенанта Прокшева, воздушного стрелка лейтенанта Николенко погиб. Судьба выпрыгнувшего летчика, инспектора по технике пилотирования, капитана Ратникова неизвестна, так как период спуска его на парашюте его сопровождали наши истребители в количестве 5 самолетов.

Один самолет второй девятки летчика капитана Дорофеева имеет одну пробоину в фюзеляже осколком снаряда ЗА.

А) одна группа в составе 2-х девяток 17 самолетов, ведущий командир полка майор Авельянов, штурман майор Соколов в 15:33 с Н=500 м сбросила бомбы по запасной цели 4-5 км Ю.-В. станции Лоуоко. Бомбардировка запасной цели произведена по следующей причине: на боевом курсе при подходе к цели был сбит огнем один самолет капитана Ратникова, идущего в первом звене левым ведомым. Горящий самолет стал налетать на ведущего, который опасаясь столкновения, произвел короткое пикирование. В результате строй девятки над целью был нарушен. Бомбы не были сброшены. После разворота [стр.103] ввиду большого радиуса разворота на цель не вышли. Вышли несколько левее, бомбы в количестве 50 ФАБ-100, 10 ФАБ-250, 20ЗАБ-50 первая девятка сбросила по железной дороге 4-5 км Ю.-В. станции Лоуоко. Вторая девятка сбросила бомбы с Н=550 м в количестве 56 ФАБ-100, 20 ФАБ-50 и 10 ЗАБ-50 в 5 км С.-З. Виипури. Самолет летчика Николаева вернулся с маршрута из-за неисправности мотора. Штурман лейтенант Терехов не сбросил 4 ФАБ-100 над целью. Садился с бомбами.

Б) Вторая группа в количестве 18 самолетов ведущий помощник командира полка майор Ломакин, штурман капитан Черкасов 16:16 с Н= 1500-1800 м разрушала станцию Симола.  Производила бомбометание из-за тонкого слоя облаков. Бомбы легли с недолетом левее станции. Потерь нет.

Облачность 8-10 баллов на Н=200-600 м. Местами сильный снегопад. [стр.104]

Людмила Малькова (Прокудина): 10.03.40 г. в боевом вылете задействовано 4-е девятки (34 самолета). Задание выполнили. Лучшие: звено капитана Дорофеева. В районе цели потерян самолет с экипажем командира Ратникова. Самолет капитана Дорофеева имеет пробоину от снаряда ЗА.

Не выполнили боевое задание 4-я эскадрилья, командир Соколов, по причине отказа свечей и не полностью выполнил задание экипаж Толмачева, штурман Терехов, которые не сбросили над целью всех бомб, 4 бомбы ими привезены на свой аэродром.

10.03.40 г. согласно летной книжке летнаб лейтенант Прокудин совершил в качестве второго воздушного стрелка свой четвертый боевой вылет, проведя в воздухе 3 часа 50 минут.

*****
Двадцать четвертый боевой вылет 53 ДБАП. 11.03.40 г. Последний!

Партия большевиков и правительство Страны Советов проявляло реальную заботу о подрастающем поколении и это проявление о детях военных выразилось в следующей заметке из «Красной Звезды»:

Совещание заведующих детскими садами

ЧИТА, 11 марта. (По телеграфу от наш. корр.). Состоялось совещание заведующих детскими садами частей Забайкальского военного округа. С особенным интересом выслушали участники совещания выступления заведующих детскими садами тт. Демидовой, Середкиной и Шиловой, которые поделились своим опытом. Военврач 3-го ранга Рубинштейн прочел лекцию о мерах предохранения детей от инфекционных заболеваний и принципах организации питания детей.

Участники совещания заключили между собою договоры по социалистическому соревнованию. Санитарный отдел округа учредил переходящее красное знамя, которое 1 мая будет вручено лучшему детскому саду.

Ничто не ново под Луной – все через здоровую «конкуренцию», даже в «детских садах»…

Партия и правительство проявляло заботу и об морально-нравственной составляющей будущих командиров РККА. Даже в выходной день будущий командир не мог принадлежать себе, он обязан совершенствовать и накапливать свой духовный потенциал даже тогда, когда и «на рыбалку сходить не грех»!

Университет выходного дня

ПЕНЗА, 11 марта. (По телефону от каш. корр.). В пензенском артиллерийском училище организован и работает «университет выходного дня». В университете четыре отделения—литературное, музыки, военно-историческое, международного положения. Руководят отделениями лучшие преподаватели училища, работники искусств и литературы города Пензы.

Для отделений составлены программы. В программе литературного отделения — Чернышевский, Пушкин, Герцен, Некрасов, Чехов, Толстой, Горький, Лермонтов; в программе отделения международного положения — «Ленин и Сталин о внешней политике СССР и взаимоотношении Советского Союза с капиталистическими странами», «Вторая империалистическая война» и другие.

Много интересных тем включено в программу военно-исторического отделения. Например: «Сталинский план разгрома Деникина», «Штурм Перекопа», «Прорыв конной армией Буденного польского фронта», «Уфимская операция», «Оборона Царицына», «Взятие Чернигова и Киева».

Посещать университет изъявило желание свыше 360 человек.

1 марта состоялась лекция майора Зимина на тему «Оборона Царицына». 6 марта дирижер тов. Вазерский прочел лекцию о творчестве композитора Чайковского. Присутствовало свыше 200 курсантов, командиров и членов их семей. После лекции состоялся концерт. Артисты концертного бюро исполнили ряд популярных романсов Чайковского.

Сегодня состоится литературный вечер, посвященный Н. Г. Чернышевскому. Лекцию читает тов. Выборнова.

Не зря на первой и четвертой страницах «Красной Звезды» на протяжении месяцев мелькала Болгария! И как результат одной из составляющих налаживающего сотрудничества между двух наших стран явилась новая международная авиалиния - МОСКВА—СОФИЯ:

Вчера в 11 часов утра с Московского аэродрома вылетел в первый пробный рейс по авиалинии Москва — София пассажирский скоростной самолет ДС-3, управляемый летчиком тов. Кириченко.

Новая международная авиалиния протяжением в 2158 километров проходит через Харьков — Херсон — Бургас — Пловдив. Около 600 километров самолеты будут лететь над Черным морем. Все расстояние рейсовые машины пройдут летом в течение одного дня, останавливаясь в Харькове, Херсоне и болгарском порту Бургас. Сейчас, в зимних условиях, устраивается ночевка в Херсоне.

Новая линия и самолеты, предназначенные для нее, оборудованы лучшими современными установками, позволяющими машинам летать в любых метеорологических условиях.

Самолет ДС-3 вчера пролетел над Харьковом в 13 час. 30 минут и, взяв курс на Херсон, прибыл туда в 15 часов 30 минут.

Прибытие советского воздушного экспресса в Софию ожидается завтра днем.

Регулярное воздушное сообщение между Москвой и Софией откроется в ближайшие дни. (ТАСС).

Вот и видим мы, что, не взирая ни на что, Страна Советов жила полноценной жизнью по новым доселе не знаемым правилам и развивалась не ведомыми ранее темпами на зависть всему миру… 

А параллельно продолжалась «возня» перед кровавым переделом Мира.

Англия освободила итальянские корабли с углем

РИМ, 11 марта. (ТАСС). Все сегодняшние итальянские газеты под крупными заголовками сообщают об отпуске англичанами задержанных ранее итальянских пароходов, груженных германским углем. Англичане, пишут газеты, которые еще вчера проявляли в этом вопросе непримиримость, явно пытаясь использовать спор об угле в качестве предлога для более широкого обсуждения и урегулирования в интересах Англии итало-английских экономических отношении, сейчас пошли на уступки. Вместе с тем вчерашнее официальное итальянское сообщение, передавая об освобождении итальянских пароходов с углем, указывало, что Англия не собирается в будущем пропускать в Италию германский уголь.

Японо-американские отношения

ТОКИО, 11 марта. (ТАСС). Сегодня на приеме представителей печати, сообщает агентство Домей Цусин, представитель японского министерства иностранных дел сделал заявление о японо-американских отношениях. Он сказал, в частности, что «Япония исчерпала все средства для того, чтобы подготовить почву для урегулирования отношений между Японией и США. Сейчас мы надеемся, что США предпримут что-либо со своей стороны».

На вопрос, намеревается ли в скором времени министр иностранных дел Арита продолжить переговоры с американским послом Грю, представитель министерства ответил, что в связи с сессией парламента Арита, очевидно, не сумеет возобновить переговоры с Грю в ближайшем будущем. Далее представитель сказал, что в отношениях между Японией и США возникают две группы вопросов. Во-первых, группа вопросов, касающихся американских прав и интересов в Китае, во-вторых, группа вопросов об отношении американцев к военным действиям Японии в Китае.

Представитель указал, что случаи нарушения американских интересов в Китае сокращаются. Министерство иностранных дел послало в Китай экспертов, чтобы на месте совместно с японскими властями ускорить разрешение споров, возникших между США и Японией в ходе военных действий в Китае. «Что касается второй группы вопросов, — заявил представитель, — то здесь дело сложнее».

НЬЮ-ЙОРК, 11 марта. (ТАСС). Как сообщает вашингтонский корреспондент агентства Юнайтед Пресс, по общему мнению, конгресс не примет решения о введении эмбарго на экспорт товаров в Японию, пока государственный департамент не сообщит о результатах переговоров, которые будет вести американский посол Грю в Токио.

Война в Западной Европе

БЕРЛИН, 11 марта. (ТАСС). Верховное командование германской армии сообщает: «На западном фронте — никаких особенных событий. Германская авиация продолжала свои разведывательные полеты над Восточной Францией. Неприятельские самолеты несколько раз пытались залететь на территорию Германии. При этом 2 неприятельских самолета нарушали люксембургскую границу.

ПАРИЖ, 11 марта. (ТАСС). В официальном сообщении о военных действиях, опубликованном в Париже вчера вечером, говорится: «На западном склоне Вогезов произошло несколько стычек между нашими передовыми частями и германскими патрулями, причем последним пришлось отступить. Авиация обеих сторон проявляла значительную активность».


В сегодняшнем утреннем сообщении сказано, что на фронте «не произошло ничего существенного».

БЕРЛИН, 11 марта. (ТАСС). Германское информационное бюро передает, что английские власти в Гибралтаре задержали американский пароход, шедший с грузом железа, предназначенного для Турции. По приказу английских властей груз конфискован и выгружен на острове Мальта. Все другие экспортные товары из США, предназначенные для Турции, будут переданы турецким заказчикам только после проверки документов английским генеральным консульством в Стамбуле.

НЬЮ-ЙОРК. 11 марта. (ТАСС). По сообщению корреспондента газеты «Нью-Йорк таймс» с Бермудских островов, английское морское министерство объявило о захвате германского парохода, который вышел из Кюрасао 5 марта. Команда подожгла пароход, но английский военный корабль потушил огонь и захватил пароход.

ЛОНДОН, 11 марта. (ТАСС). По сообщению агентства Ассошиэйтед Пресс, в 10 милях от Тампико (Мексика) находится неизвестный английский военный корабль, который, очевидно, наблюдает за двумя германскими пароходами, нашедшими себе убежище в Мексике с начала войны. Согласно циркулирующим слухам, эта пароходы в ближайшее время отправятся в Германию.

Военные действия в Китае лишь предполагали продолжение конфликта, пока Япония «жива»:

В Южном Китае. В южной части провинции Гуанси после артиллерийской подготовки китайские войска 11 марта заняли японские позиции в 10 километрах северо-восточнее Наньнина.

В Северном Китае. В юго-западной части провинции Шаньси китайские войска заняли ряд пунктов вдоль южного участка Датун-Пучжоуской железной дороги.

В северо-западной части провинции Цзянсу, восточнее Сюйчжоу, в течение 4 дней идут бои между китайскими частями и японским отрядом численностью свыше 1.000 человек. (ТАСС).

А война с Финляндией заканчивалась. Кто прав, кто виноват - каждый теперь имеет свою точку зрения. Но до подписания Мирного договора оставалось еще два дня.

ОПЕРСВОДКА ШТАБА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

В течение 11 марта наши части закончили окружение Выборга и заняли восточную и северную часть города. На западном берегу Выборгского залива наши части успешно продвигаются вперед. В районе станции Лоймола железной дороги Суоярви—Сердоболь столкновения пехотных частей.

Наша авиация вела активные действия по военным объектам противника, при этом сбито 5 самолетов противника.

Олег Киселев: В общей сложности 80 ДБ-3 7 и 53 ДБАП (47 и 33 соответственно) бомбили находившийся рядом с г. Коувола ж/д мост через р. Кюмань. На цель было сброшено 28 ФАБ-500, 125 ФАБ-250 и 210 ФАБ-100. В районе цели бомбардировщики подверглись сильному обстрелу зенитной артиллерией и были атакованы истребителями противника. 53 ДБАП ни потерь, ни побед не имел, а вот 7 ДБАП хотя и претендовал на две победы, сам потерял два бомбардировщика с экипажами.

*****
Шестнадцатый боевой вылет 42 ДБАП. 11.03.40 г. Последний!
-----------------------------------------------------------

Аэродром Кречевицы. 11.03.40 г.

Олег Киселев: 11.03.40 г. 42 ДБАП совместно с 6 ДБАП выполнили под прикрытием истребителей 59-й ИАБ по два вылета (70 ДБ-3 12:55-14:00 и 36 ДБ-3 16:50-17:20 с высот 1100-3000 м) на бомбардировку скопления войск противника в районе Мустила, Пиетиля, Ратаула, Сорвали (северный берег Выборгского залива). Сброшено 510 ФАБ-50, 70 ФАБ-100, 60 ЗАБ-50 и 64 РРАБ-3 с осколочными бомбами АО-8. Один ДБ-3 42 ДБАП при возвращении вынужденно сел в районе Слуцка и при посадке потерпел аварию. Экипаж получил легкие ранения.

Двадцать девятый боевой вылет и тридцатый боевые вылеты 6 ДБАП за 11.3.40 г.


29 б/в: Вылетело 36 самолетов, произвели бомбометание по скоплению войск противника в районе пост. Сорвали. Сброшено 10 ФАБ-100, 110 ФАБ-50, 50 ЗАБ-50, 50 РРАБ-3, налет 54 часа.

30 б/в: Вылетело 36 самолетов, произвели бомбометание по скоплению войск противника в районе Сорвали. Сброшено 60 ФАБ-100, 80 ФАБ-50, 10 ЗАБ-50, 9 РРАБ-3, налет 54.

Некоторые уточнения последнего боевого вылета 42 ДБАП от Людмилы Мальковой (Прокудиной) [Ф. 247383, д. № 012б, 25.1 -18.3.40 г.]: 11.03.40 г. боевой вылет 4-х девяток задержан из-за изменения боевого задания и подвозки бомб другого типа.

Из архивной тетради историка Сергиенко: 11.03.40 г. в составе 4-х девяток (34 самолета) двумя группами 12:05 – 13:14 разрушали цель Рапатилла. С Н=2500 м сброшено 340 ФАБ-100, 50 РРАБ-3 АО-8. Прямое попадание в самолет лейтенанта Бирюкова. Выбит полностью третий отсек элерона левой плоскости. Летчик привел свой Дб-3 на базу.

Один самолет 2-ой АЭ, летчик старшина Дикий, штурман военком 2-ой АЭ старший политрук Смирнов, стрелок-радист мл. командир взвода Левятенко, воздушный стрелок Вашека, потерпели аварию в районе г. Слуцк, деревня Черная, Федоровского сельсовета.  Экипаж получил ранения и отправлен в Федоровский сельсовет.

В период 17:11 – 17:42 42-ой ДБАП в количестве 2-х девяток (16 самолетов) произвел второй удар по цели Репатилла, Юстила и МЗ Пистиля. С Н=1500-2000 м сброшено 156 ФАБ-50, 32 РРАБ-3. Цели поражены полностью. После бомбардировки местами возникли сильные очаги огня. Наблюдался сильный огонь ЗА.

А) первая девятка в составе 9 самолетов, ведущий майор Ламакин, штурман майор Соколов, 12:00 произвел бомбардировку цели МЗ Юстила, с Н= 3500 м сброшено 90 ФАБ-50. Цель поражена отлично. Один самолет, летчика Дикого произвел посадку вне аэродрома в районе г. Слуцк.  Самолет потерпел аварию. Экипаж получил ранения. Из Пушкина вылетела санитарная и техническая помощь. 13:16 – 13:24 произведена посадка 8 самолетов. Повторный удар девятки, штурман майор Соколов, в составе 9 самолетов, ведущий комполка майор Авельянов произвела в период 17:38 – 17:24 по цели Пялтияри, Рапотилла с Н=2000м, сброшено 90 ФАБ-50 и 18 РРАБ-3. Цель поражена. Потерь нет. 18:55 – 19:08 произведена посадка.


Б) Вторая девятка в составе 8 самолетов, ведущий капитан Бабенко, штурман Ушаков, 12:05 – 12:10 бомбардировала цели Рахатила и Юстила, с Н= 3000 м сброшено 80 ФАБ-50 и 16 РРАБ-3. Цель поражена хорошо. Потерь нет.

Повторный удар девятка в составе 7 самолетов произвела в период 17:11 – 17:20 по цели Рапатилла и Юстила. Цель поражена. В период 18:20 – 18:54 произведена посадка.

В) третья девятка в составе 9 самолетов, ведущий майор Плескачев, штурман капитан Поляков. В период 13:08 – 13:14 произведена бомбардировка целей Репетилла, Пестиля и Пялттери, с Н= 2700 м сброшено 90 ФАБ-50 и 18 РРАБ-3. Цель поражена. Имеется прямое попадание в третий отсек элерона самолета летчика Бирюкова. В период 14:20 – 15:05 произведена посадка. Повторного вылета девятка не производился ввиду позднего времени.

Г) четвертая девятка в составе 8 самолетов, ведущий капитан Комаровский, штурман капитан Духонин, в период 13:19 – 13:14 отбомбилась по целям Пястиля и Юстила, с Н= 2900 м сброшено 80 ФВБ-50 и 16 РРАБ-3. Цель поражена. В период 14:35 – 15:00 произведена посадка. Повторного вылета девятка не производился ввиду позднего времени.

Погода безоблачная, Местами сильная дымка, видимость 3-10 км. Общий налет 170 часов.[стр. 107]

Подробности вынужденной посадки Дб-3 летчика Дикого представила Людмила Малькова (Прокудина)[Ф. 34980, оп.12  ед.хр. 1963]: 11.03.40 г. самолет № 1148, пилотируемый младшим летчиком старшиной Диким, после выполнения боевого задания потерпел аварию у деревни Черное в 8 км от г. Пушеино. Экипаж получил ушибы и ранения. В районе станции тали на линии фронта из правого мотора было замечено 2 клуба белого дыма, мотор работал нормально.

Пролетая над станцией Всеволожской (15 км северо-восточнее Ленинграда) на правом моторе послышался взрыв, самолет стало трясти, лопнула стяжка лент капота – «НАКИ» и через одну минуту мотор загорелся. Летчик Дикий резким снижением самолета сорвал пламя – пожар был потушен. Маршрут продолжался на одном моторе, держа курс через аэродром Пушкино, сдал второй мотор (заклинился), самолет резко пошел вниз со скольжением на левое крыло. Ровной площадки не было, и летчик Дикий сел на опушке леса.  Ранен летчик Дикий и стрелок-радист Левченко (Левятенко). Самолет требует ремонта. Поломана левая плоскость и консольная часть правой, пробита задняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение.

11.03.40 г. согласно летной книжке летнаб лейтенант Прокудин совершил в качестве второго воздушного стрелка свой пятый боевой вылет, проведя в воздухе 3 часа 30 минут.