Татарка Киевская

Алексей Бакуменко
Тихую, светлую грусть испытываю я каждый раз, когда вспоминаю тот счастливый год, прожитый мною на Татарке. Я тогда только пошел в пятый класс, это был мой первый в жизни переезд. Маленькое любопытное сознание с жадностью впитывало новые впечатления и переживания. Обзавестись друзьями на новом месте так и не успел, поэтому все время, проведенное на улице, я посвятил разведке новых территорий. Что это за волшебная местность! В моем личном рейтинге самых красивых уголков родного города Татарка занимает гордое первое место с большим отрывом. Она как будто застыла вне времени. Стоит лишь свернуть с главных улиц – и ты переносишься в другое измерение… Вокруг тихо. Очень тихо! И спокойно… В воздухе витает непередаваемая атмосфера уютной провинциальности. И мне повезло немного пожить в этой сказочной стране.

Люблю вспоминать то чудное время. Дом, в котором мы обитали, стоит на самой верхушке Татарского холма. В связи с этим взрослые постоянно сетовали на отсутствие нормального транспорта). От метро наверх ездил только 31й автобус, и он частенько был переполнен милыми старушками, которые с огромными клетчатыми торбами «мечта оккупанта» возвращались домой с Лукьяновского рынка. При этом автобус безбожно петлял, что значительно увеличивало время поездки. Это был тот самый случай, когда пешком – вверх по Татарской улице – тяжелее, но быстрее. Именно так я зачастую и делал. А подъем этот очень крут… В результате на вершине всегда чувствовал себя весьма измочаленным). Ко времени моего переезда прямо по Татарской пустили 432ю маршрутку. Оооо, это был настоящий подарок для жителей района! А для меня – в особенности, потому что этим путем мне было удобнее всего возвращаться домой из школы. Маленькие белые микроавтобусы маршрута казались мне тогда вершиной транспортного развития: в салонах чисто, уютно, удобные сидения, приятно пахнет, всегда есть свободные места! Проезд стоил 75 копеек, и за эти деньги я готов был кататься просто ради удовольствия, наслаждаясь живописными картинами за окном.

Помню, возле нас был только один продуктовый магазин – в жилом доме на улице Печенежской. Я часто бегал туда за хлебом, гремя мелочью в карманах. И мне никогда не забыть этот одуряющий аромат свежего, покрытого темной хрустящей корочкой, легендарного кирпичика! А фраза «Пол украинского и батон!» крепко-накрепко врезалась в память от частого употребления. Эх, уже не делают таких батонов, как тогда…(

В том далеком прошлом во время своих затяжных прогулок я открыл для себя дивный, загадочный мир Юрковицы и Хоревицы. Настоящие островки тишины и покоя в бушующем море огромного мегаполиса! На вершине одной из этих гор стоит пятиэтажный дом типичной советской застройки. И его дворик – мое любимое место во всем городе. Когда я узнал, что туда стали водить экскурсии – ужасно расстроился. Подумал, что толпы туристов разрушат ту хрупкую атмосферу полной гармонии и уюта. А потом успокоился. Водят – ну и пускай. Не хорошо жадничать. Я и сам теперь поделюсь. Ребята, вы не представляете, что это за дворик! С одной стороны упомянутый дом, а с другой… шикарнейшая панорама Подола. Такой тихой, ламповой обзорной площадки нет больше нигде. И, став старше, я несколько раз специально приходил сюда, что бы просто посидеть в тишине, проникнуться открывшейся мне красотой. (Для заинтригованных: ул.Олеговская 44).

Сегодня все больше людей интересуются Татаркой. Я и сам сходил на экскурсию, благодаря которой впервые попал на Старообрядческое кладбище и побывал внутри мечети. Растет количество тех, кого очаровали местные холмы, и это радует. Но все же с грустью замечаю я, что современность атакует. То тут, то там романтичный гористый ландшафт уродуют строительные леса. И понимаю, что через 50 лет той Татарки, которую я помню и люблю, не станет. Давайте же верить, что это время наступит не скоро! Не сегодня, не через год, не в этой жизни…