Романтик волейбола

Александр Щербаков 5
Сегодня в Казани праздник. Обе волейбольные команды города – мужская «Зенит» и женская «Динамо», выиграли сегодня Кубок России.  Первый Кубок носит название Ревы, в 40-50-е годы лучшего нападающего СССР. А второй Кубок носит название Ахвледиани,  лучшего волейбольного тренера ХХ века.  И речь в сегодняшнем рассказе пойдет о человеке, который в Большой спорт поехал из этого города, и сейчас живет в нем, будучи уже далеко не молодым человеком.  И в 2009 году Кубок носил его имя – Фасахова.

Для многих моих читателей не секрет, что я большой поклонник волейбола. Пришел в этот поистине народный вид спорта (ранее в каждом селе, городке, во многих городских дворах были волейбольные площадки, на которых проходили баталии с участием мужчин и женщин, юношей и девушек) не случайно. Мой родной дядя, Виктор Степанович Пастернак, был лучшим волейболистом Хабаровского края в 50-е годы, призывался в сборную РСФСР для участия в первой Спартакиаде СССР 1956 года.  Он-то и давал мне первые уроки волейбола. Тогда, в начале 60-х годов, когда я делал первые шаги в волейболе, очень известной была фамилия игрока – Нил Фасахов. Он отличался тем, что, не обладая высоким ростом, всего 184 см,  по грудь выпрыгивал над сеткой и умел сильно бить двумя руками.  Подражая ему, я старался больше делать ей, чем правой, чтобы развить свою левую руку.  На разминке у меня получилось наносить сильные удары левой рукой, но вот в игре я делал это редко, скорее вынуждено, в отличии от героя моего повествования.

К сожалению,  звезда Фасахова недолго была на небосклоне, из-за травм он рано ушел из большого спорта, и даже не принял участие в Олимпийских играх 1964 года, когда впервые волейбол был включен в программу игр в Токио.

Сейчас, когда я пишу свои произведения на литературном сайте, мне доставляет удовольствие находить неизвестные страницы из жизни когда-то известных личностей в истории нашей страны – и исторических деятелей, и спортсменов.   Я нашел в Интернете интересные сведения о когда-то известном игроке сборной СССО по волейболу, чемпионе мира Ниле Фасахове, которыми хочу поделиться со своими читателями.

Детство Фасахова прошло на Дальнем Востоке, но в 1942 году, когда нависла серьёзная угроза со стороны Японии, его семья переехала в Чистополь, а в 1948-м — в Казань, где он под руководством тренера Исаака Борисовича Брена всерьёз начал заниматься волейболом.

В 1955 году Фасахов был приглашён в сборную СССР и сыграл на чемпионате Европы в Бухаресте, а в 1956-м, после яркого выступления на Спартакиаде народов СССР,  стал игроком одного из сильнейших клубов страны — ЦСК МО. В 1957 году в Софии участвовал в показательных матчах для делегатов 53-й сессии Международного олимпийского комитета, на которой было оглашено решение о признании волейбола олимпийским видом спорта.

Самобытнейший игрок, Нил Фасахов мог атаковать с любой передачи и без подготовки. Выпрыгивая по грудь над сеткой с поднятыми вверх обеими руками, он не давал шансов сопернику угадать, с какой руки и в каком направлении ударит — Фасахов считался непревзойдённым левшой, но столь же сильно бил и правой рукой.

Чемпионат мира 1960 года стал пиком его карьеры. Сборная СССР под руководством нового тренера, Гиви Ахвледиани, не проигравшая в Бразилии ни одного матча, завоевала звание сильнейшей команды планеты, а Фасахов был признан лучшим игроком турнира. Он мог сыграть и на первом олимпийском волейбольном турнире в Токио-1964, но травмы, преследовавшие игрока на протяжении почти всей карьеры, выбили из его из строя в самом расцвете сил. С одной из травм связана любопытная история. На чемпионате Европы 1958 года Фасахов повредил ногу и в решающих матчах выходил на площадку босиком — после новокаиновой блокады нога так распухла, что надеть на неё тапочек было невозможно…

После завершения игровой карьеры Фасахов некоторое время работал тренером московского «Буревестника» (позднее переименованного в МВТУ). Под его руководством команда вышла в высшую лигу, а в 1972 году завоевала Кубок СССР. Но большую часть своей тренерской жизни он посвятил детям, работая в старейшей московской детской спортивной школе — СДЮСШОР № 73 «Виктория».

С 2005 года в Казани ежегодно проводится международный открытый турнир по волейболу на Кубок чемпиона мира Нила Фасахова.

Нилу Фасахову был посвящён матч на Суперкубок России по волейболу, состоявшийся 3 октября 2009 года в казанском «Баскет-холле» с участием «Зенита» и московского «Динамо».

Перечень достижений и наград Нила Фасахова.
• Чемпион СССР (1958, 1960, 1961, 1961/62), серебряный призёр чемпионата СССР (1957).
• Победитель Спартакиады народов СССР (1963), серебряный призёр Спартакиады (1959).
• Победитель Кубка европейских чемпионов (1960, 1962).
• Чемпион мира (1960), бронзовый призёр чемпионата мира (1956)
• Бронзовый призёр чемпионата Европы (1958).
• Победитель Всемирных студенческих игр (1957).
• Награждён орденом «Знак Почёта» и медалью «За трудовую доблесть».

А вот что рассказал Нил Фасахов о себе в одном из интервью:

«Рос я на Дальнем Востоке, когда же нависла угроза со стороны Японии, двинулись мы в Сибирь. 35-40 километров не добрались тогда до Шушенского и зимовать остановились в деревне Лопатка. Год там перекантовались и отправились в Чистополь, где у мамы были родители. С 1942-го по 1948 год наша семья жила в Чистополе. По большому счету, жизнь в этом городке мне не запомнилась. За исключением, пожалуй, того, что я здорово увлекся спортом. Играл в русский хоккей, футбол, волейбол, даже в бильярд. Любая игра меня привлекала.

А все потому, что рядом была личность — учитель русского языка Валентин Степанович Сафронов. Вернувшийся с фронта после ранения, он был настоящей находкой для Чистополя. Одаренный человек, настоящий педагог. И не увлечься спортом рядом с ним просто нельзя было. К тому времени, когда в 1948 году пришло время отправляться в Казань, я уже знал биографии многих известных советских волейболистов того времени. Фамилии Якушева, Ревы, Пименова, Воронина, Ульянова были на устах у многих. Массу журнальной литературы перечитал, где описывались их спортивные подвиги. А в Казани я всерьез занялся волейболом.

Вопрос:  Говорят, на «Черном озере» произошло ваше знакомство с Бреном, ставшим потом вашим тренером…

Фасахов:  С Исааком Борисовичем я познакомился, скорее, не на площадках «Черного озера», а в авиационном техникуме, где учился. Мы играли на первенство города среди средних учебных заведений. Сказать, что я сразу состоялся как игрок на этих соревнованиях, не могу. Я был то ли черной вороной, то ли белой, как хотите, так и называйте, но зачастую попадал в нестандартные ситуации, начинал теряться. Когда раздавались судейские свистки, не знал порой, как реагировать. Возможно, потому и выделялся. А играли мы тогда помногу. Представляете, занятия у нас заканчивались в 15 часов, а через полчаса мы уже были на площадке и уходили с нее, когда уже мяча не было видно из-за темноты Доберешься, помню, до кровати, голову на подушку — и проваливаешься в сон.

В один прекрасный момент наш преподаватель физкультуры Быков и сказал Исааку Борисовичу, что, мол, у него есть один паренек, на которого ему стоит обратить внимание. Брен пришел, посмотрел и пригласил тренироваться в «Динамо». Так я оказался в команде, откуда и начался мой путь в большой спорт.

Вопрос:  И кто на первых порах преподавал вам уроки волейбола?
Фасахов:  О, скажу вам, это были уникальные люди! Сначала я познакомился с Юрием Солдатовым. Я буквально восторгался им. Потом в мою жизнь вошел Николай Колчин. Эти двое, да еще, пожалуй, Матвеев с Поповым, и были моими кумирами. Но особенно меня поражал Николай Тимофеевич Колчин. Одареннейший был человек. Прекрасно играл на фортепьяно, великолепно пел. За что бы ни брался, все у него получалось лучше других. А как играл в волейбол, баскетбол, каким был десятиборцем!

Вопрос:  Когда вы отправились завоевывать Москву?
Фасахов:  Я уехал из Казани в 1956 году и сразу попал в ЦСК Московского округа, нынешний ЦСКА. И вплоть до 1964-го, года очередной Олимпиады, куда я очень хотел попасть, моя жизнь была связана с армейским клубом. Но, видимо, не судьба. На Олимпийских играх мне так и не довелось выступить. Перед этим, правда, была Спартакиада народов СССР, где выиграл золотую медаль — последнюю награду в моей коллекции.

Вопрос: А что помешало вам сыграть на Олимпиаде?
Фасахов: Была травмирована спина, и, чтобы пробиться в состав олимпийской команды, необходимо было основательно поработать. Нагрузки, рекомендованные мне тренером сборной, оказались для меня слишком большими, и организм не выдержал испытания. Я участвовал в предолимпийском турнире, напрягался до предела, старался сыграть так, чтобы не снизить свой рейтинг, стоило это колоссальных усилий. Я опять был признан лучшим нападающим турнира среди всех игроков участвующих команд, но это была моя лебединая песня.

Вопрос: Согласно одной из легенд о вас в спортивных кругах, вы левой рукой били сильнее, чем правой?
Фасахов: Я ведь играл с двух рук. И мне не составляло большого труда ударить левой или правой рукой. В детстве я был левшой. Бросал камешки, снежки, держал ложку исключительно левой рукой. Когда пошел в школу, пришлось переучиваться, и все мои действия переключились на правую руку. И писать стал правой, и все остальное делать, хотя на первых порах получалось довольно коряво. Я забыл о своей левой руке, пока не пришла пора играть в волейбол. И поставил себе задачу одинаково хорошо научиться владеть обеими руками. Из моих знакомых подобным универсализмом обладал Костя Рева. Хотя сейчас, по прошествии лет, моя левая рука, считаю, была все-таки точнее, если так можно выразиться, чем у Кости.

Вопрос: А что за случай был, когда вы играли на площадке босиком?
Фасахов:  На чемпионате Европы в 1958 году у меня была травмирована нога. Врачи сделали новокаиновую блокаду с гидрокортизоном. Нога моя припухла, и тапочку надеть не было никаких возможностей. Вот и пришлось играть босиком. Хотя, скажу вам, я не испытывал большого дискомфорта, ведь на площадках «Черного озера» в Казани было привычным делом играть босиком.

Вопрос:  Самым удачным в вашей биографии был, наверное, 1960 год, когда вы стали чемпионом мира?
Фасахов: Пожалуй, самым лучшим для меня все-таки был сезон 1956 года, когда я первый год сыграл за ЦСКА. Как раз на это время пришлось создание новой армейской команды. Я попал в руки выдающегося наставника, признанного лучшим тренером ХХ века, — Ахвледиани. Для него не существовало секретов в волейболе. Вместе со мной в ту команду пригласили Жору Мондзолевского, из московской «Энергии» перешел Коля Буробин, из «Спартака» перетащили Семена Щербакова. Уже четыре человека — шестьдесят процентов основного состава. Правда, с первого года у нас не получилось стать чемпионами. Проиграли мы тогда ленинградскому «Спартаку». Мы догнали спартаковцев в чемпионате по очкам, но уступили им в переигровке в Самаре. И повинен в случившемся был я.

Вопрос: Неужто до сих пор корите себя?
Фасахов: Как не корить, если мы были в одном шаге от золотых медалей, но из-за меня сорвалось? Играем пятую, решающую партию. Солнце бьет, словно прожектор, прямо в глаза. Этот мяч оброс такими легендами, что я уже и сам не могу с уверенностью говорить, как все обстояло в деталях на самом деле. Помню только, что мяч был у меня в руках, и судьба золотых медалей зависела от меня. Но напортачил, и для меня это было величайшим горем.

 Вопрос: Но ведь были эпизоды, доставляющие вам и сегодня приятные воспоминания?
Фасахов: Конечно, хорошего было больше. Поскольку ЦСКА был неоднократным чемпионом Союза, базовой командой сборной СССР. И все успехи начались в 1959 году, когда мы впервые выиграли Кубок мира. И пошло, и поехало. Помню, как последним ударом выиграл золотые медали чемпионата страны 1958 года. Мяч уходил за пределы площадки по диагонали, в аут через вторую зону. И где-то в метре над сеткой он должен был перелететь на половину соперника. Счет был 14:13 при нашей подаче. На максимальном прыжке, какой только можно было совершить, левой рукой я достал его. Было важно не дать мячу уйти в аут, удар получился не сильный, укороченный. Соперники явно не ожидали такого поворота событий и были не готовы к приему мяча. А тот буквально свалился на пол, и все бросились обнимать меня. Я пытался отнекиваться, ведь в той победе был велик вклад Кости Ревы, после выхода которого на площадку нам удалось догнать соперника.

Вопрос: Нечто подобное было и на чемпионате мира?
Фасахов: Мне повезло, что удалось поставить победную точку и на чемпионате мира в Бразилии. В финальном матче партнеры сзади подняли мяч, он висел в нестандартной ситуации, совершенно, казалось, безнадежной для атаки. Трудно было нападать. Было ли нечто подобное в тренировочном процессе, уверенно сказать не могу. Но то, что в нужный момент сработала подготовка, — факт.

Травма вынудила меня раньше времени завершить выступление, и я готов был к такому повороту событий. Занялся детской работой. К чему я, собственно, и планировал прийти. Но в 1968 году меня пригласили тренировать команду «Буревестник», к тому времени вылетевшую из высшей лиги. И в течение трех лет мне пришлось заниматься студенческой командой. В первый же год мы довольно легко вернулись в высшую лигу. Потом выиграли даже Кубок СССР. Кстати, еще при мне команду переименовали в «МВТУ», правопреемницей которой стала нынешняя «МГТУ-Лужники». Но работать больше с командой я не смог — организм в очередной раз дал сбой. Напомнили о себе прошлые болячки, да и нервная работа последних лет сказалась. Врачи поставили диагноз: язва двенадцатиперстной кишки…

Вопрос: И вы опять вернулись в детский спорт?
Фасахов: Да, пошел учить волейболу подрастающее поколение. Одно время возглавлял отделение девочек, был старшим тренером школы Ленинградского района. Потом где-то около четырнадцати лет работал директором этой школы. Добился рекордного результата за всю историю детских соревнований в Москве.

Вопрос: Что за достижение такое?
Фасахов: Наша школа выиграла практически все, что можно было выиграть в Москве. Семь возрастов выиграли первые места, один — второе, а две команды стали победителями первенства страны в своих возрастных группах. И это достижение до сих пор не побито. После этого я сдал свою должность. К тому времени мне было 62 года. С тех пор в качестве методиста остаюсь в школе до сегодняшнего дня.

Вот такую историю рассказал Нил Фасахов во время приезда в Казань на финальный матч на Суперкубок России по волейболу, состоявшийся 3 октября 2009 года, который был посвящен ему, волейболисту Нилу Шафиковичу Фасахову, которому 16  ноября этого года исполнилось 87 лет.