Рельсы Победы Гл. 15 Заграждение Харькова

Родион Вильневецкий
                Глава 15. Заграждение Харькова


      
Октябрь 1941 года,
окрестности Харькова

Одна из уникальных черт Харькова в том, что здесь первыми в Российской империи появились:

1) документальный фильм, снятый известным в свое время фотографом Альфредом Федецким, правда, на 8 лет позже первого фильма в мире француза Луи ле Принца;

2) самая высокая колокольня (при Успенском соборе), чуть уступающая по высоте нашумевшей статуе Свободы в Нью-Йорке.

Довоенный Харьков превратился в крупнейшее стратегическое сосредоточение железных, автомобильных дорог и воздушных путей сообщения.

Обладание Харьковским транспортным узлом обеспечивает немецким войскам:

– свободный маневр силами и средствами, как в направлении Москвы, так и в направлениях на Сталинград и Крым, а в перспективе и на Кавказ;
– быстрое перемещение войск во фронтальных и в рокадных   направлениях фронта;
– удобство переброски продовольствия и на фронт, и в Германию в связи с близким расположением к богатым сельскохозяйственным районам Украины;
– широкие возможности в качестве ремонтной базы.

Харьков – один из главных промышленных центров Советского Союза, прежде всего, тяжелого машиностроения. Самый крупный танковый завод страны, на котором изобретен знаменитый танк «Т-34», дислоцируется в Харькове.

Харьков является наиболее многочисленным городом, захваченным немцами в Советском Союзе: 900 тысяч человек на 1 мая 1941 года – аналогично числу жителей столицы Чехословакии Праги.

По архивным данным после освобождения в августе 1943 года численность Харькова сократилась в 5 раз – до 180 тысяч человек, при этом из оставшегося в оккупации населения:

–  120 тысяч человек, в большинстве своем молодежь, угнаны в рабство в Германию, как если бы обезлюдели два княжества Андорра;

– число людей, погибших от голода, холода и лишений (особенно  зимой 1941–1942 годов) сопоставимо с общими потерями Бельгии за все время Второй мировой войны – около 70-80 тысяч;

– около 30 тысяч убиты немцами , что равно населению княжества Монако;

– остальные скрывались в деревнях, окружающих городские окраины…

В 1943 году противник безжалостно превращает Харьков в груду развалин. Стерты с лица земли десятки замечательных памятников архитектуры и множество других колоритных зданий, такие как:

– Центральный дом Красной Армии (бывшее здание присутственных мест);
– Дом Пионеров (бывшее дворянское собрание);
– Пассаж и вся застройка Соборного спуска (бывший спуск Халтурина);
– педагогический институт (бывший институт благородных девиц);
– гостиница «Красная» (бывшая гостиница «Метрополь»);
– гостиница «Спартак» (бывшая гостиница «Гранд-отель»);
– Малый театр (бывшая вилла купца Жаткина);
– Торговые ряды;
– музей имени Григория Сковороды ;
– Южный вокзал;
– десятки жилых кварталов…

Вывезены из художественного музея в Германию многочисленные художественные ценности, в том числе бесценные картины и уникальные гравюры Рубенса, Веласкеса, Дюрера и Ван Дейка.

Пустыри и руины на месте оживленных кварталов горькой чернотой напоминают горожанам о жестокой войне вплоть до середины 1960-х годов.

                ***

С целью максимального сдерживания захвата немцами Харькова, распоряжением командующего 38-й армией генерал-майора Цыганова поставлена задача обширного минирования Харьковского железнодорожного узла и всех мостов в городе.

Предусмотрены следующие основные мероприятия:

– взорвать полностью мосты в городе по рекам Лопань и Уды;
– уничтожить так называемый Холодногорский железнодорожный путепровод, проходивший над всеми магистралями Южной железной дороги.

Путепровод является главной сухопутной артерией, соединявшей две части города: Большой Харьков по улице Свердлова и Холодную Гору, обеспечивая продвижение основной части войск и транспорта (автомобильного и гужевого). С выводом его из строя прекращается сообщение между двумя частями города и железнодорожное движение на юг.

За две недели октября рабочие харьковских заводов, на давно списанном изношенном оборудовании, оставшемся после эвакуации, героическими усилиями, трудясь сутки напролет на износ, изготавливают:

– 1500 комплектов мин замедленного действия, из них:
– 500 противотранспортных, герметичных, годных для постановки в любых условиях;
– 1000 мин-сюрпризов;
– 100 специальных буров для установки мин.

Помощь харьковчан позволяет нам заминировать Харьковский узел и прилегающие к нему участки: Харьков – Белгород, Харьков – Готня и Готня – Белгород.

Общее руководство по минированию железнодорожных объектов возглавляет начальник военных сообщений Юго–Западного фронта сухопарый полковник Коршунов, который подчиняется полковнику Старинову.

Устройство Харьковского узла заграждений  происходит по двум направлениям:

– минирование железнодорожных объектов (чем в частности занимается мой батальон);
– минирование дорог, аэродромов, мест вероятной дислокации частей противника в Харькове, заводов, предприятий, нефтебазы.

Вторым направлением занимается полковник Старинов и его оперативно–инженерная группа, включая рекогносцировку местности, составление плана минирования, получение взрывчатых веществ и средств взрывания.

Начальник инженерных войск Юго-Западного фронта генерал-майор Невский  на основании  приказа начальника инженерного Управления  Красной Армии генерал-майора Котляра  передает в подчинение полковнику Старинову ряд подразделений, которые ставят мины замедленного действия:

– саперные роты нашей 13-й бригады, 5-й и 27-й бригад;
– четыре отдельных саперных батальона (449, 531, 532, 534);
– 56-й отдельный инженерный батальон.
 
Всего в 1941 году оперативно-инженерной группой установлено около 2000 мин замедленного действия, в том числе около  500 противотранспортных, 1500 объектных, 1000 мин-ловушек, 30 тысяч противотанковых и противопехотных  мин и свыше 5000 ложных мин.

К сожалению, говорить об успехе радиомин в Харькове не приходится: из 30 устройств сработало 6,  что демонстрирует со стороны немцев выработку контрмер по противодействию радиоминам.

В отличие от них, обычные мины  в целом успешно поражают цели.

По данным трофейных немецких документов и нашей аэрофоторазведки, из 315 объектных и противотранспортных мин  с электрохимическими и часовыми взрывателями, установленных на железной дороге, немцы обнаруживают только 37 (обезвреживают 14, а 23 подрывают).

Общие результаты Харьковского узла заграждений подведены в ноябре 1943 года.

По оценкам комиссии Главного военно-инженерного управления Красной Армии в пределах узла заграждений  насчитывается:
– 106 крушений воинских эшелонов;
– разрушено вторично 9 мостов;
– уничтожено 75 автомобилей;
– 3 танка;
– 20 конных повозок;
– разрушено 9 ангаров;
– убито и ранено 2300 солдат и офицеров, включая одного генерала.
         
Результат скромный (хотя немцы обнаружили и обезвредили всего 4.5% установленных мин) по следующим причинам:
– грамотный анализ вероятных мест нашего минирования немецкими саперами;
– отказ от использования перспективных для установки мин объектов для размещения частей;
– налаженная работа немецкой службы радиоперехвата, благодаря которой удалось засечь и нейтрализовать основную часть радиосигналов на подрыв радиомин.
В этот скромный результат посильный вклад внес и я.