Церьхе-озерная чайка

Татьяна Легкоступ
      Ей уже трудно было подниматься по лестнице в свой дом на  высоком, столетнем стволе огромного дерева. Дом на курьих ножках. В ее селении так строили сараи для хранения припасов от зверей. Она не могла жить в обычных  жилищах-вежах, покрытых сверху бревен оленьими шкурами, чтобы ее не съели дикие звери. Она уже долго , почти, девяносто полярных ночей жила одна, изгнанная  людьми ее стойбища-погоста, за то, что стала шаманкой-нойдой, вместо умершего своего отца. Но разве, она, Церьхе- «озерная чайка», повинна в том, что сила ее отца-нойда, перешла к ней, а не к ее брату, Кутькхемь –«бессердечный», который был слаб телом и разумом. Но, у ее народа – саамов, женщина не могла быть нойдом и говорить с духами.


        Когда Церьхе была маленькой , она присутствовала на всех камланиях отца и все запоминала. После смерти отца, Церьхе стала видеть духов. Она не звала их, они сами приходили к ней, длинными северными ночами, которые длились шесть молодых лун-малн. Потом приходило солнце-паййв и наступала жизнь. Тундра теряла снег и он оставался только на высоких холмах и горах. Зеленел и разрастался зеленый мох-ягель, тундра цвела яркими красными жарками, кусты и  деревья обрастали листвой. Через месяц  котились  оленихи-важенки. Озера и реки кишели нерестящейся рыбой - щукой, сигом, налимом.


       Зимняя, теплая одежда- торк и печок, из меха и шкур оленей , песцов, вывешивалась для просушки и чистки, а более легкая – гакти, оставалась и на северное лето. Позже, появлялись грибы, лекарственные травы.


      Много заботы и работы было у отца Церьхе.Он жил без жены с семьей брата у которого был сын, имел двоих своих детей. Вместе с братом, отец ходил на охоту и рыбалку, растил оленей. Церьхе и жена дяди Акканийди – «дочь старухи», собирали травы, грибы, засаливали мясо и рыбу,собирали сосновую кору, сушили ее, перетирали в муку, чтобы потом добавлять в похлебку. Выделывали шкуры животных, шили одежду и красивые расшитые цветными камешками наряды.


         В тот год, Церьхе исполнилось семнадцать лет. На большой праздник, отец хотел выдать ее замуж за сына его сестры с другого погоста. Аккайниди, помагала Церьхе готовить наряд для нее и  жениха. Но, ночью пришел дух Бора – пожирателя шаманов и забрал отца в Нижнее Царство.Отца в загробный мир, должен был проводить его сын. Но брат Церьхе ничего не знал и не мог сделать этого, потому что  ведьмы-гейду, забрали его разум еще при рождении. И Церьхе, решила, вопреки традиции, проводить отца в подземный мир Ямби-Айо, через реку мертвых Маналу.

 
        Церьхе облачилась в  мужской костюм-огузье, надела кожанную обувь-тоборки из дубленой оленьей кожи, шапку –латушка с четырьмя углами, как мощные оленьи рога. Взяла бубен отца, с рисунками, нарисованными кровью медведя,украшенного  зубами и когтями волка, перьями филина и пустельги, колотушку из заячьей лапки. Она запела высоким, сильным голосом йокинкеги – ритуальные песни, вызывая дух бубна- коамтка, в помощь себе. Так началось ее первое камлание. Она пела и кружилась, призывая в помощь себе духи зверей, птиц, рыб, богов, духов, гномов…


       Наконец она упала на землю и казалась мертвой. Люди смотрели на нее и не понимали, как она могла надеть мужскую одежду и исполнять ритуалы нойда. Но все молчали , смотрели и ожидали, что из этого получится.А дух Церьхе, вместе с духом умершего отца, сопровождаемые духами рыбы, птицы, медведя и волка, путешествовала по подземному миру. Дух волка помог отыскать дорогу к жене главного Бога Радиен Атче, Варалден Олмай.  Дух медведя, помог проломать  сплошную стену деревьев и кустарников, огромных валунов. Дух рыбы перенес дух Церьхе и ее отца, через реку смерти, а дух птицы должен был вернуть дух Церьхе в Верхний мир живых.


       Дух Церьхе обратился к Варалден Олмай - жене Бога, чтобы ее умершему отцу, она дала хорошее место в царстве мертвых. Чтобы он имел мясо и рыбу, ягоды и грибы, чтобы он мог слушать нежные песни и видеть своих живых родственников. Жена Бога согласилась… Дух Церьхе попращался с духом отца и дух птицы унес ее в Верхний мир!


       Церьхе вздохнула и поднялась с земли. Она объявила, что душа ее отца принята и люди могут похоронить тело. В деревянный яшик положили тело шамана , объвязали ящик просмоленными веревками и подняли его на  скалу, обложили камнями. На это место никто и никогда, из людей, не будет приходить, только духи.


       Когда Церьхе заявила о своем праве на шаманство, люди стали смеяться с нее! Ей устроили жестокие испытания, которые не могли выполнить мужчины, претендующие на  место шамана.Она выдержала все испытания. И все же, только потому что она женщина…, ее прогнали из  погоста, запретив даже появляться там.

               
       Так в семнадцать лет, Церьхе, осталась одна в суровой, холодной Лапландии. Брат отца, нашел большое дерево, срезал верхушку и построил маленький, теплый домик для Церьхе. Пол, как и  стены устилали шкуры оленей в несколько слоев, дверь выходила на юг. Жена дяди пошила ей меховые одеяла. Для освещения дядя заготовил много жира, тетя поделилась деревянной посудой, а дядя научил ее делать и  ставить силки на птиц и капканы на животных. Потом, приходить перестали и они. Церьхе осталась одна.


       Но, ее способности шаманки развивались и  становились все более сильными. Он стала повелительницей ветров и воды, рыб и птиц, животных. По ее желанию они сами приходили к ней, чтобы стать ей пищей. Она не убивала их. Они сами ложились у ног ее и испускали дух. Белки и ежи приносили грибы , ягоды и орехи, волки – зайцев, птицы – рыбу . Она собирала травы. Дерево на  стволе  которого построен был ее дом не умерло, а дало новые ростки и ее домик, скрывался в молодых ветках и поросли – новых стволов дерева.

 
      Однажды к ней пришла раненая рысь. В  зубах она держала маленького котенка-рысенка. Положила его у ног Церьхе.
      -Я умираю, шаманка!- услышала внутри себя голос рыси Церьхе.
      -Спаси моего ребенка, моего сына! Он будет верным защитником и помощником тебе! Он будет согревать тебя холодными зимними ночами, будет добывать тебе мясо, будет охранять тебя! Когда придет время его кончины, он приведет к тебе своего сына. А тот, своего сына и так будет до самой твоей кончины, Церьхе! А сейчас забери его…,у меня нет силы, чтобы взобраться на дерево в твою хижину…


       Рысь не успела закончить свою речь. Тонкая струйка тумана оторвалась от ее тела и устремилась в небо. Это ушла душа рыси. Церьхе воспитала ребенка рыси. Три поколения сынов рыси неотступно сопровождали Церьхе по жизни. И всем им было имя Найназ-«витязь».


       Еще одним другом, Церьхе, стал филин. Его принес Найназ, совсем малышом, видимо, забрав из гнезда, не повредив ни одного крылышка. Он был маленьким и Церьхе назвала его Уыза –«воробей». Так втроем и жили в доме на стволе дерева, Церьхе,Найназ и Уыза.



       Люди племени саамы болеют очень редко и, чаще, умирают в «глубокие» годы от старости,  или полученных травм, чем от болезней. Но, в один год, к Церьхе потянулись люди, с просьбами вылечить их родных – мужей, детей. Неудачными стали охота и рыбалка. Редели стада оленей из-за нападения волков и медведей. В стадах оставалось мало важенок, остальные матки были пустыми. Их шаман не справлялся! Он был плохой шаман! Тогда они и  вспомнили о Церьхе. Она не держала зла на соплеменников. Приходила к ним, совершала обряды, вязала узлами заговоры на веревках для каждого человека и погоста в целом, но потом уходила к себе домой!


       Церьхе выяснила причину страдания людей.В погосте она увидела, что люди впустили в селение зло – злую хозяйку Севера  из страны Похьем. Она  подталкивала людей на плохие поступки. Люди перестали ценить землю.Забыли, что она – живая.Деревья и травы – ее волосы, зеленый дерн и тундровые мхи – ее кожа,. Нельзя делать земле больно, нельзя ее ранить. А люди безжалостно, копали ямы,  бросали мусор, перестали приносить дань лесу, омолаживая его. Стали завидовать друг другу, убивать своих соплеменников. Мужчины стали желать других женщин, а женщины не хотели рожать детей.


        Зазвучал колокольчиками шаманский бубен, запела свистковая флейта, кружилась в шаманском ритуальном танце, Церьхе!  Падала замертво на землю.Уходил дух ее в другие миры, вызывал дух Злой хозяйки Севера, сражался с ней до последней искры сознания. Возвращалась шаманка в тело свое без сил.Но одержала победу! Стали люди жить лучше, благодарили ее подношениями. Лечила она людей, помогала им в охоте, в рыболовстве, в разведении оленей.  От пурги, ветров и бед разных защищала их Церьхе. Зажили люди сытно. И перестали вспоминать о Церьхе! Но, вести о сильной шаманке разнеслись по миру.


       Приезжать к ней стали великие люди из южных, восточных и западных государств, чтобы помогла им шаманка, будущее предсказала, от смерти спасла. Не отказывала им шаманка. Помогала, если видела, что во  благое дело сила ее пойдет! Королям отказывала, если видела, что неправдой хочет человек корону получить, войну выиграть…


       Много лет прожила Церьхе. Вот уже и самой пора в Нижний мир. Но, некому проводить ее через реку смерти Маналу, никто не выпросит для нее хорошее место у жены Бога Варалден Омай. Останется тело ее, безтленное, в ее жилище рядом с телами верных ей рыси Найназ и филина Уыза. А душа будет скитаться по  просторам снежным Севера, упырем-равком. Будет пургу нагонять, бураны снежные, людей с пути сбивать, летними ночами, заводить в лесную глушь к Мецу – лохматому черному существу с хвостом  или к водяной белокожей, нагой богине Сацин – в реку или болото.


       Думала так Церьхе, поднимаясь  по лестнице в свой дом. Потом она, из последних сил, втащила веревочную лестницу наверх, зашла в дом и легла на постель. Рядом с ней улеглись рысь и филин. Дух Церьхе уже плыл над землей, а ее звери-друзья были еще живы, но готовы последовать за своей хозяйкой…