Рельсы Победы Гл. 5 В преддверии войны

Родион Вильневецкий
                Глава 5. В преддверии войны
               
Февраль – май 1941 года

В феврале 1941 наша 5-я железнодорожная бригада (командир полковник Кабанов, начальник штаба полковник Миридонов, батальонный комиссар Бакарев (1)) передислоцирована из Приморского края на Львовскую железную дорогу.

Бригаде поставлена задача проложить вторые пути на участке Лановцы – Тернополь–Березовица–Остров–Потуторы–Ходоров общей протяженностью около 200 км. Строительство обхода (2) вокруг Тернопольского железнодорожного узла длиной 5 км пришлось отложить на две недели в связи с необходимостью выкупа земельных участков, находившихся в собственности крестьян.

Объем работ на обходе узла составляет порядка 920 тысяч кубометров – весьма значительный, глубина выемок (3) достигает до 20 метров, ширина по дну – около 6 метров. Еще два таких обхода с половинкой и получится общий объем знаменитой пирамиды Хеопса в Египте.

В наши обязанности входит  обеспечение бесперебойной эксплуатации вверенных участков дороги. Мой батальон занимается строительством, реконструкцией и обустройством путевого хозяйства Львовской железной дороги между станциями Березовица–Остров и Тернополь (4).

Бойцы и командиры размещаются вместе в палатках, в части объявлена постоянная боевая готовность.

Наши механизмы – три экскаватора, мотовозы и автомашины работают безотказно. Применяется на строительстве подвижной состав широкой и узкой колеи, тракторные скреперы, граберки и тачки. К нам периодически приезжает на строящиеся участки командир корпуса комкор Просвиров (5). Выборочно заводит скупые разговоры с бойцами и командирами: интересуется ходом работ, возникающими проблемами.

Если остается довольным, то уезжает с хорошим настроением, желая нам успехов в нужном, трудном деле. В ином случае, он сухо, но жестко распекает комбата…

Моя семья, как и семьи других командиров, в феврале 1941 года осталась в селе Ново-Сысоевка Яковлевского района Приморского края (с началом войны, в августе 1941 года они переезжают на станцию Иланская Красноярского края).

***

Отчетливо помню солнечный морозный субботний день 15 февраля 1941 года – гнетущий душу день разлуки с семьей.

В просторную комнату добротного дома комсостава в селе Ново-Сысоевка проникают первые яркие лучики солнца, которые играют разноцветными красками на оконном стекле.

Негромкий стук в окошко первого этажа пробуждает меня от чуткого сна. Аккуратно освобождаю свою левую руку из-под головы моего надежного, верного тыла – супруги Нади. Младшая дочка Лиля (меньше годика) спит, тесно прижавшись к своей маме. Галя (8-ми лет) и Эдик (3-х лет) сладким сном посапывают на кроватках у противоположной стены.

Стараясь никого из родных не разбудить, быстро подхожу к окошку. Там виднеется посыльный из штаба длинноногий красноармеец Симушкин, который громко произносит:

– Тарщ майор! Здравия желаю! Вас срочно вызывает комбат.

– Тише ты. Ступай, зови других! Скоро буду, – цыкаю на него и машинально бросаю взгляд на наручные часы «Звезда» (6): 7.32.
– Есть тарщ майор!  – стремительно прикладывает ладонь к пилотке Симушкин.

Я почти бесшумно натягиваю нательную рубашку и галифе. Достаю из платяного шкафа гимнастерку, брюки, портупею, и выхожу на крохотную кухню, аккуратную и чистую. Энергично умываюсь из рукомойника и бреюсь. На столе в плетеной корзинке лежат румяные краснобокие яблоки, которые пару раз в неделю выкладывает Надя. Я с удовольствием уплетаю два яблока. Сочная сладкая мякоть приглушает чувство голода. Зачерпываю ковшиком из кадки вкусной колодезной воды со смородиновым листом. В прихожей меня наготове с нетерпением поджидают шапка-ушанка, валенки и шинель с рукавицами.

Напротив нашего дома через дорогу частный дом, хозяйка которого и угощает нас яблоками и листьями смородины. Мария Никитична, для своих пятидесяти восьми лет – очень стройная, подвижная дама с миловидными чертами лица, уже встала. В сероватом тулупе она очищает лопатой от снега дорожку к дому. Она держится с чувством собственного достоинства. По ее словам, муж машинист Борис Ставинский погиб во время аварии на станции. Сын Виктор, лет тридцати, пойдя по стопам отца, работает помощником машиниста.

В отличие от словоохотливой матери, при встрече со мной он неохотно вступает в разговоры, недовольно отделываясь короткими фразами.

Я здороваюсь с ней.
–  Добрый день, товарищ командир! – приветливо, с улыбкой отвечает она.
–  Василий Степанович, сегодня ж субботний день!? Вы куда собрались? – Мария Никитична с легким недоумением смотрит на меня.
– Служба есть служба, Мария Никитична! – козыряю ей лихо.

Неспешно отправляюсь к месту дислокации батальона. Благо дистанция небольшая, рукой подать – всего метров 500  по укатанному насту.
В просторной комнате штаба в 7.56 уже собрался весь комсостав батальона (начальник штаба, политрук батальона и другие командиры).

Взволнованный комбат, вбежав в кабинет и отрывисто со всеми поздоровавшись, огорошивает меня и других командиров следующим известием:

– Тавщи командиры! У меня тревожные новости. В связи с активизацией действий немецких войск на приграничной с нами территории поступил приказ командира корпуса о передислокации нашей бригады на Украину…

На вокзале семьи командиров прощаются со своими мужьями.

Я долго глажу вместе с Эдиком белого пушистого котенка, сидевшего у него на ручонках. От удовольствия котенок забавно жмурит зеленоватые глазки, довольно урча и дергая носиком. И продолжительное время крепко держу в своих объятиях Надюшу:
– Скоро свидимся, родная! Жди меня, Наденька!

Надя со слезами тыкается мне лицом в плечо, изредка всхлипывая:
– Вася! Возвращайся быстрее!

Глажу ее длинные сиза-черные волосы, выбивающиеся из-под шапки. Целую лучистые зеленые глаза на милом лице. Тем временем, старшая Галенька качает Лилю в коляске.

Мой немудрящий скарб (вещмешок  и чемодан) рысью метнулся в штабной вагон. А я мигом обратно на перрон.

Напоследок поочередно целую и нежно обнимаю всех. Стоя на подножке вагона, я всматриваюсь вслед ускользающему перрону, на котором кучкой сбились Надюша с детишками. С каждой секундой они уменьшаются в размерах, вскоре превращаясь в крохотные точки. Пока их не закрыл поворот, непрерывно взмахиваю правой рукой, сохраняя в памяти дорогие черты родных. Выступившие слезы замерзают на щеках от студеного мороза и пронизывающих порывов ветра. Как сильно я тоскую по своим родным кровинушкам!

Слава Богу, они выжили в эти годы жестоких испытаний. Испытания, через которые мы прошли с честью  в непрерывной борьбе с умным, безжалостным врагом. Но кроме стремительно продвигающейся лавины танковых клиньев, колонн пехоты и бронетехники, налетов авиации, враг интенсивно применяет диверсии для дезорганизации наших войск летом 1941 года.


Примечания:
1) Кабанов Павел Алексеевич (1897–1987): участник Гражданской войны, награжден медалью «20 лет РККА» (1938), 4-мя орденами Ленина и другими наградами, впоследствии генерал-полковник;

Миридонов Василий Сергеевич (1900гр): уроженец г. Мары Туркменской СССР, участник Гражданской войны, награжден медалью «20 лет РККА» (1938), дважды орденом «Красной Звезды» (1942), орденом «Красного Знамени» (1944), впоследствии генерал-майор, командир 19 железнодорожной бригады;

Бакарев Петр Иванович (1907–1974): генерал-лейтенант технических войск (1949). Окончил 2 курса Ленинградского металлургического института. Кандидат технических наук, в вооруженных силах с 1929 по 1930 и с 1932 г., военный комиссар бригады, замкомбрига, командир 5 железнодорожной бригады, начальник УВВР-3 и железнодорожных войск 2-го Белорусского фронта, впоследствии главный инженер –заместитель начальника железнодорожных войск по технической части (1961);
 
2) Обход разгружает отдельные участки железнодорожных путей и улучшает организацию движения поездов;

3) Заглубленное линейное сооружение, построенное на трассе дороги посредством изъятия грунта на заданную глубину и обеспечивающее размещение верхнего строения пути на заданных в проекте железнодорожных отметках ниже поверхности земли;

4) Железнодорожная станция Тернопольской дирекции Львовской железной дороги;
В 1939 году Тернополь занят  Красной Армией и вошёл в состав УССР. С 1918 года после Первой мировой войны и распада Австро-Венгрии город находится в составе Польши. Во время Великой Отечественной войны с 22 по 29 июня 1941 года в городе находился командный пункт Юго-Западного фронта. 2 июля 1941 года город  оккупирован наступавшими немецкими войсками группы армий «Юг»;

5) Звание высшего командного состава Красной Армии до 7 мая 1940 – соответствует генерал-майору (Указ Президиума ВС СССР ввел систему генеральских званий в Красной Армии);

Просвиров Никон  Андреевич (1901-1971): в Красной Армии с 1918 года. С июля 1938 года – командир 5-й бригады железнодорожных войск, с января 1939 года – командир Особого корпуса железнодорожных войск, с мая  1944 года – начальник Главного управления военно-восстановительных работ НКПС. Награждён двумя орденами Ленина и другими наградами;

6) Производства Пензенского 3-го ГЧЗ (государственного часового завода).