Рельсы Победы Гл. 2 Байкал манит и зовет

Родион Вильневецкий
                Глава 2. Байкал манит и зовет
               
Весна–лето 1934 года,               
Кругобайкальская               
железная дорога

Наш 82-й отдельный железнодорожный батальон под командованием военинженера III-го ранга Десяткина (1) действует на участке станций Байкал –Слюдянка (2), где насчитывается до 40 тоннелей. Мы выполняем капитальный ремонт пути и укрепление земляного полотна вдоль берега озера Байкал (3), путем устройства подпорных стенок, дамб и крепи.

А что же мы делаем? Меняем полностью рельсы в тоннелях, расположенных на криволинейных и прямолинейных участках железнодорожного пути.

Путь – воплощение жизни железной дороги. Он все время незаметно меняется в зависимости от действующих нагрузок и погодных условий, требуя постоянного внимания и ремонта.

При этом, один путь, на котором производится смена рельсов, закрывается на время производства работ, а поезда в тоннеле проходят по другому пути в разных направлениях. Интенсивность движения поездов здесь высокая, габарит погрузки предельный (4), шумно, тесно, темно, сыро и грязно, клубится дым от проходящих поездов. В общем, условия работы – аховые (5).

Огни былых мест службы Москвы, Рязани, Свердловска, Челябинска и Новосибирска сменились для меня калейдоскопом ярких звезд, многообразием изумительных пейзажей, шумом таежных рек Баргузина и Тыи, величественной гладью Байкала.

Грандиозный Байкал для местных жителей – истинный кормилец и поилец! Байкалу по праву присущи эпитеты с местоимением самый:
–  самое почтенное озеро в мире возрастом под 35 миллионов лет (6), помнящее у своих берегов первого самого большого сухопутного млекопитающиого– индрикоптерия;

– самое глубокое озеро на земле – более 1600 метров (7), что сопоставимо с высотой величественной горы Манарага в Приполярном Урале;

– самые толстые донные отложения (ил) в мире – около 8500 метров, которые в полной мере могут соперничать с высотой самой высокой горы мира Эверестом;

– самый крупный источник чистой пресной воды на планете – 20% всех запасов (при потреблении каждым человеком в мире 500 литров воды в день, доступные ресурсы озера сохраняются для всего человечества на протяжении 40 лет);

– самое прозрачное из всех пресноводных озер – в некоторых районах различимо дно на глубине 40 метров, что сравнимо с высотой башен Московского кремля.

Уникальное «славное море — священный  Байкал» (8) испытывает наш батальон на прочность, позволяя в полной мере познать его капризный характер, сменяя солнечную погоду ненастьем. Байкал хочет, сутки напролет, пронизывая дождями бойцов и командиров, чтобы мы расклеились и замедлили свою работу. Он застилает наш взор, затянув пучинами грозных грозовых облаков, вершины окрестных скальных массивов, а туманами – подопечные нам тоннели.

Кажется, что ноги уже не идут, руки не поднять, глаза залипают от едкого пота, дыхание перехватывает от нехватки воздуха в тоннеле! В голове роются мысли: шабаш, пора… пора на отдых!!!

Однако, шальные сердца и крепкая воля не дают нам покоя! Бойцы и командиры закаляются в студеных ветрах, набравшись заряда решительности и душевного тепла. Мы соприкасаемся плечо к плечу, всячески помогая друг другу. Стискиваем зубы и дорабатываем смену, выполняя план работ.

Мужество: преодолеть себя, превозмочь трудности, выполнить сложную и ответственную работу на благо Родины. Высокая дисциплина среди личного состава батальона, выдержка и строгое соблюдение техники безопасности способствуют намеченной цели.

После рабочей смены, все бойцы и командиры –  мокрые, грязные, утомленные напряженным и опасным трудом. Полевая баня после смены – истинная благодать для нашей души и тела. Она представляет собой палатку без настила с деревянными бочками, в которые помещаются раскаленные камни. А как замечательно попарить тело веником: баня парит – душу правит!

После бани живительное дело посидеть у костра, глядя на потрескивающие угольки, изгибающиеся языки яркого пламени подобные изумительным движениям грациозной танцовщицы, держа мозолистыми ладонями горячую кружку ароматного чая. Словно и не было за день трудных метров пути.

Пьем чай с сахаром, хвоей, разными травами, даже с медом, если раздобудем или местные им одарят, наслаждаясь вечерним закатом…
Серьёзнейшей проблемой на нашем участке дороги являются частые обвалы горной породы, которые иногда приводят к  многочасовым перерывам в работе.

Так, например утро 11 мая кажется обыденным и не предвещает тревоги. К 10 часам я с бойцами второго взвода первой роты коренастого, розоволицего воентехника II-го ранга Лачугина (9), начинаю прокладку новых рельсов и шпал у входа в тоннель на 94 километре.

Лачугин забавно распекает бойцов, выдавая на гора одиозные фразы, как:
–  Гляди двумя глазами на костыль, а одним на меня!...

– Тимофей! Какие у тебя сильные руки! Положи кайло и задуши себя: не глумись над рельсом!...

– Как свадьбу сыграешь, передашь мои соболезнования своей супруге. Как она будет жить с таким неритмичным парнем!...

– Я церемониться не стану и научу вас любить, если не меня, то ремонт пути!...

– Будь это прописано в уставе, я этой шпалой обеспечил бы тебе двойную циркуляцию воздуха в организме!...

Устав, отдыхаю на штабеле шпал, утирая измызганным платком, струящиеся капельки раздражающего пота со лба. Вместе с высоким, уравновешенным, деловитым помкомроты военинженером III-го ранга Грядиным в очередной раз изучаем схему ремонтируемого участка.

Внезапно краем уха ловлю скрежет, переходящий в нарастающий гул. Он раздается с противоположного склона метрах в двадцати слева от нас. Поднимаю глаза, и в этот момент время застывает для меня, растягиваясь тягуче-неуловимо. Наблюдаю с изумлением, как медленно нарастает бег множества глыб, несущихся вниз с каждым метром все быстрее и быстрее.  Они низвергаются с высоты более пятнадцати метров, достигая в объеме кубометров трех.

Я прихожу в себя и ору, надрываясь с использованием неслужебного лексикона:

–…Бегом в тоннель!

Глыбы рушат и увлекают за собой все, что находится на пути каменной лавины.

Лачугин с бойцами, бросая кайла, лопаты и костыли, резво устремляются к входу в тоннель. Грядин огромными скачками несется впереди меня. Следом за ним, придерживая стиснутой левой рукой, планшет с картами и схемами, мчусь я как беговая лошадь, ставя рекорд скорости. После обвала я нахожу свою фуражку. Она, разомлев на штабеле, осталась цела, но имеет плачевный вид: заляпанная и потрепанная…

С трудом перевожу стесненное дыхание, кровь бурлит в висках учащенными толчками. Пышное облако пыли быстро поднимается, застилая обзор и заставляя меня, Грядина, Лачугина и бойцов откашливаться и сплевывать запекшимися губами песок, скрипевший на зубах. Мы мигом закрываем глаза, оберегая зрение, а наши лица покрываются тонким слоем пылюги. Раскатистый гул обвала сродни сильному взрыву. Вскоре пыльная завеса рассеивается и перед нами открывается хаотическое нагромождение камней на недавно отремонтированном участке. Нам повезло – все остались целы и невредимы, только потрясенные недавним событием. Докладываю по телефону (телефонная линия не пострадала) комбату о происшествии. От него по данному поводу я наслушался различных виртуозных заковыристых выражений, суть которых вкратце: быстро расчистить завал!

Обвал достигает объёмом около 30-40 кубометров породы, в результате чего движение поездов прервано более чем на 2 часа. После жесткого приказа комбата я с бойцами и командирами усиленными темпами устраняю преграду: постепенно, по частям разрушаем обломки, закладывая динамитные шашки и растаскивая после взрыва их фрагменты.

Комбат Десяткин – сухарь и педант, с мрачным выражением лица, действует и общается с нами только в рамках приказов и распоряжений. Во время службы у меня сложились с ним напряженные отношения. Я вздыхаю с облегчением, когда его меняет в 1936 году военинженер III-го ранга Байков.

Местное зверье не теряет времени даром. Так рыжие бестии (лисы) стерегут любой момент стащить продовольствие у наших поваров.

Чуть ли не символом нашего батальона стал молодой лис, который целый месяц следует за нами по пятам, подпуская к себе на расстояние вытянутой руки. Однако, трогать себя не дает. Мы дали ему прозвище Проныра. Он везде сует свой черный носище, вкрадчиво перебирая мускулистыми лапами. Проныра хитрыми пронзительными глазками взирает на нас, умильно размахивая пышным рыжим хвостом над поджарым туловищем, в предвкушении угощения.

И бойцы, и повара не обманывают его ожидания, потчуя чем-нибудь вкусненьким: гречневой кашей и куриными косточками, сырыми куриными яйцами и кусочками сахара, ломтиками хлеба и сухарями.

Однажды утром, выйдя из палатки, я чуть не наступаю на Проныру, дремавшего на траве, свернувшись калачиком, прям у входа в палатку. Благо я успел среагировать, вовремя перебросив правую ногу, слегка задев его бок. Проныра вздрагивает, сонно покосившись на меня прижмуренным левым глазом. Далее он с ленцой перемещается на пару метров подальше. При этом брезгливо дергает правой лапой, отряхивая холодную росу, и снова отправляется в объятия лисьего Морфея.

Я думаю, что все огорчились, когда он внезапно прекратил забавлять нас своим появлением.

Крайне живой интерес проявляют при нашем появлении и бурые медведи, которые забавно трутся своими мохнатыми пузами о склоны и деревья. Правда, к счастью для них или для нас, только на значительном расстоянии.

Мне одновременно радостно и грустно. Радостно потому, что все задачи, поставленные перед батальоном, успешно выполнены в полном объеме, без аварий и раньше установленного срока.

Я не только прошел всю дистанцию протяженностью более 90 км, но и в полной мере вновь насладился удивительной красотой родного сурового края (10).

Уникальная природа Восточной Сибири, никого не оставит равнодушным: причудливые скалы-останцы Приморского хребта самых разнообразных и выразительных форм, неповторимые скальные отроги Тункинского хребта, сам Байкал с удивительными по красоте голубыми наледями и прозрачной чистой водой.

В зимнее время мы наблюдаем интересное природное явление на поверхности Байкала: цепь причудливых ледяных шатров высотой метров до пяти, напоминающих своеобразный миниатюрный горный хребет.

Бывало, поднимешься на вверх окружающих скал, чтобы отвлечься от ремонта путей. И наслаждаешься сказочной красотой, распростертой перед твоими ногами.

Знаете, такой свободы как на берегу Байкала, я не чувствовал давно. Служба и комбат, редкие недопонимания с родными, круговерть денег, забот и армейской суеты – все вторично, отходит на второй план. Есть только настоящее! Сейчас мои щеки разукрашивает румянец, губы обжигает бодрящий ветер, глаза поглощены изумительным сиянием неба, величием гор и мощью Байкала. Я свободен, я счастлив, несмотря на все трудности!

Похоже, что поэтому родная Природа так сурова. Она вбирает всю давящую тяжесть из людей, помогая жить, творить во благо отчизны. Взамен вливает в сердца успокоение и трепетное чувство выполненного долга.

Эх-ма, как меня потянуло на лирику!?

Грустно, что мы покидаем благодатную местность, где природа в изобилии одаривает нас ягодами, грибами и невероятным количеством рыбы. Ягоды (жимолость, черника, голубика) и грибы (белые, маслята и рыжики) – полезное и приятное дополнение к рациону. Особенно прекрасна похлебка из белых грибов: ароматная, вкусная и питательная. Блюдами из нежного мяса байкальских омуля и хариуса радуют наши мастера-повара. Чистейшую воду Байкала мы используем для питья и приготовления пищи.

Коренные жители создают удивительную душевную атмосферу бескорыстия, взаимовыручки и товарищеских отношений, причем независимо от социального статуса – от простых рыбаков, работников редких колхозов и руководства колхозов и Маритуйской дистанции пути, которая обслуживает один из сложнейших в стране участков железной дороги. Они помогают нам и продуктами (рыбой и овощами), и технически (подвозя необходимые строительные материалы и дрова). Местные – Люди с большой буквы, являются для меня самым ярким и неожиданным впечатлением от Байкала.

Больше всех врезается в память высокий широкоплечий плотник Иван Максимович Макорин с пышной седовласой бородой и густыми усами, взгляд его карих глаз  всегда мягок и безмятежен.

Кряжистая, подтянутая фигура плотника выдает армейскую выправку, над которой не тяготеет шестидесятилетний возраст. Энергично подавая свою мускулистую руку, Иван Максимович иногда сжимает мою кисть со всей силы, заставляя морщиться от боли. Он неизменно общителен, прост и приветлив. Речь его отличается неторопливостью и плавностью выражений. Охотник и рыболов от бога он щедро делится плодами своей добычи со мной и бойцами первой роты. При встрече с нами непременно угощает прекрасной настойкой на таежных травах, которая удивительным образом ощутимо придает сил даже в небольших дозах…

Капитальный ремонт путей в тоннелях Байкальской дороги – для меня не только самое тяжелое испытание в этот период службы, но и самое яркое на впечатления и эмоции.
А вскоре судьба перенесет меня на Дальний Восток, где уютно расположилось неповторимое чудо природы – Уссурийская тайга.

Примечания:
1)  Военинженер III-го ранга – звание командиров военно-технического состава Красной Армии до 1940 года: соответствует капитану;

    Десяткин Николай Георгиевич (1900-1963): в Красной Армии с 1919 года, призван Уфимским ГВК, награжден медалью «20 лет РККА», орденом «Красная Звезда» (1942), золотыми часами и именным браунингом, впоследствии командир 3 железнодорожной бригады, генерал-майор технических войск;

2)  Железнодорожная станция в посёлке Байкал, на озере Байкал в истоке реки Ангары;

    Слюдянка-II – станция Улан-Удэнского региона Восточно-Сибирской железной дороги  на  Транссибирской магистрали (5311км) в городе Слюдянка Иркутской области;

3)  Распространённые версии происхождения топонима «Байкал»: от бурятского «бай» (стоять) и гал (огонь), от якутского «баай» (богатый) и «кюёл» (озеро);

4)  Габарит погрузки – предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом железнодорожном подвижном составе при его нахождении на прямом горизонтальном железнодорожном пути;

5)  Аховые – скверные;

6)  По другим данным – 25 миллионов лет;

7)  По одним данным – 1642 метра, по иным данным – 1637 метров;

8)  Название песни, сочиненной по стихотворению Д.П. Давыдова «Думы беглеца на Байкале» (1848);

9)  Фамилия недостоверна (в связи с давностью лет настоящая фамилия не установлена). Далее, если нет соответствующих сносок, имена и фамилии изменены (в целом текст соответствует подлинным событиям);

10) Поселок Тулун Иркутской области (губернии) относится к Восточной Сибири.