Записки линейного пилота. Шайтан

Сергей Разживин
Небо для пилота это муза

Сергей Разживин 3

Самолёту расстоянье не помеха,
Шасси попрощается с землёй.
Взлётная полоска в мир успеха
И пилот у неба вновь слугой.

Эта служба вовсе не обуза,
Для пилота небо благодать.
Небо для пилота это муза
И любовь, которой не отнять.
10.12.18.

                «Кукурузник»

Это было в мою бытность пилотом на биплане Ан-2 – летающем везде, где есть небо.

Его называют «кукурузником» - ласково «Антоном» или «Аннушкой».
 
Это легендарный самолёт, любимое детище известного во всём мире авиаконструктора Олега Константиновича Антонова - отца транспортной авиации.

Ан-2 вошёл в книгу рекордов Гиннеса, как наиболее длительно выпускаемый (более 60 лет) самолёт в мире!
 
К тому же, он самый массовый и самый крупный в мире одномоторный биплан за всю историю авиации.

Он стоял на вооружении ВВС многих стран, использовался, используется и сейчас как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолет, и относится к категории легких транспортных самолетов.

Ан-2 производился сначала в СССР, затем в Польше, теперь продолжает выпускаться в Китае.
Всего было построено более восемнадцати тысяч единиц этой техники. 

                Прилёт

Итак, во второй половине апреля, на этом легендарном самолёте, наш экипаж вылетел с базы для производства авиационно-химических работ – рассева минеральных удобрений с воздуха, на оперативную точку - село Тёплый Стан Кошкинского района Куйбышевской (Самарской) области
 
Все мы были молоды.
Мне, командиру - 22 года, а двум Володям: Володе Цыплакову - второму пилоту и Володе авиатехнику - по 23.
   
Подлетев к селу, я снизился до высоты пятьдесят метров, увидел мечеть и лихо заложив крутой вираж, выполнил круг почёта над минаретом.

Мобильников тогда ещё не было, поэтому для привлечения внимания руководства колхоза, выполнил пару виражей над конторой, несколько раз переведя сектор шага винта с малого на большой шаг, движок при этой манипуляции сильно "взрёвывал".

Покружившись, сел на площадку за селом.
Время было уже послеобеденное, а мы голодные, как волки.

Минут через десять за нами приехал главный агроном и повёз на постой в частный дом.

                Знакомство
   
Агроном представил нас хозяину Равилю - сорокалетнему мужчине и хозяйке, Вазифе - молодой, привлекательной женщине лет тридцати пяти и трем их дочерям, а сам уехал на склад за продуктами для экипажа.

Село оказалось полностью татарским.
По двору бегал молодой, рослый красавец пёс чёрной масти, в белых «носках» на передних лапах, с белой звёздочкой на груди, по кличке Шайтан – помесь лайки с овчаркой.
 
Как сказал нам хозяин, ему было шесть месяцев и он оказался очень дружелюбным, весёлым, и жизнерадостным.
Мы явно ему понравились, а он нам.
   
Прошло уже больше часа, агронома всё нет и нет, а мы всё сильнее хотим есть.
Тогда я попросил хозяина организовать для нас обед.

Он дал команду жене и, немного погодя, она пригласила нас на кухню, налила по чашке чая с двумя кусочками сахара.

Мы были обескуражены таким "обедом" и скупостью хозяев, которые прекрасно знали, что вот-вот привезут продукты, но тем не менее, нас не накормили.
Стало неприятно от такого "гостеприимства".

Наконец, приехал агроном, привёз продукты.
Мы естественно высказали ему недовольство так называемым обедом.

Он жёстко поговорил с хозяином на родном языке, затем перевел нам этот разговор на русский.
Хозяева извинились.

Вскоре мы были накормлены очень вкусным обедом, а затем и ужином.
Надо сказать, что после этого случая у нас больше ни разу не возникало никаких претензий к хозяевам.

                Клуб
   
Отужинав и узнав у хозяев где клуб, мы направились туда по мосту через глубокий овраг, разделявший село примерно на две равные части.

Как потом выяснилось, лихая молодёжь этих частей села враждовала между собой и периодически устраивала драки.

И вот, мы у клуба, узнали, что будет показана киносказка «Илья Муромец».

Этот фильм, в своё время стал первым советским широкоэкранным, выпущенным в прокат.

В сюжете картины слились воедино множество былинных сказаний, а также некоторые элементы сказок Пушкина.

Мы купили билеты и заняли передние места в зрительном зале.

Вскоре он был заполнен почти полностью, в основном молодёжью.

Друзья, если кто забыл или не смотрел этот фильм, предлагаю краткий его сюжет.
   
В лесной деревне больной богатырь Илья Муромец - актёр Борис Андреев, сидит на печи.

Вдруг звучит набат и конная орда "тугар" во главе с мурзой Сартаком совершает набег на деревню.
 
В плен попадает Василиса - жена Ильи Муромца, а Илья, видя это, не может ничем помочь ей из-за отсутствия у него богатырской силы.

"Тугары" грабят княжеский обоз.
Наконец, с помощью колдуна Илья выздоравливает и прибывает в Киев на службу к князю Владимиру Красное Солнышко.
 
От "тугар" приезжает посол — "Идолище Поганое", требуя сдать город.
Илья убивает посла и отгоняет "тугар" от Киева.
И так далее, и тому подобное - в том же духе.
 
Понятно, что под "тугарами" подразумевались татары.
   
В отделе культуры какому-то дураку, а может и тайному врагу, с целью разбудить националистические чувства, пришла в голову идея направить этот фильм в татарскую глубинку.

Всеми фибрами ощущаем рост напряжения в зале.

Зрители всё громче обсуждают фильм, поглядывая в нашу сторону.
Чувствуем себя всё более неуютно.

Сидевшие за нами зрители более зрелого возраста, шёпотом посоветовали уходить иначе экзальтированная и подвыпившая молодёжь вместо обычной драки между собой отлупит нас.
Пришлось ретироваться.

                Авиатехник Володя
   
Наш авиатехник Володя мечтал стать лётчиком.
Он неоднократно пытался пройти медицинскую комиссию для поступления в лётное училище, но безрезультатно.
А страстное желание летать осталось.

При любом удобном случае, он всегда стремился  управлять самолётом.
Уважая его стремление, я при полёте от базы и до оперативной точки, разрешил ему управлять самолётом под моим контролем.

Володя уже немного умел пилотировать.
Он пилотировал с места второго пилота: в наборе, горизонтальном полёте и на снижении, и делал это почти профессионально, как заправский лётчик.

Впоследствии я доверял ему выруливание и заруливание самолёта на стоянку, и на место заправки топливом.
Надо было видеть, как это ему нравилось.

Володя обожал и умел ездить на всём, что ездит: тракторах, грузовиках, легковых машинах и мотоциклах.
 
На мотоцикле - на заднем колесе, стоя или лежа.
На легковой машине трюкачил на двух боковых колёсах.

На старой агрономовской "пятёрке" научил езде на двух левых боковых колёсах и меня.

Он также мог управлять всеми типами тракторов, часто заменяя подвыпивших трактористов.
Кстати, мне тоже нравилось ездить на всём, что ездит.
               

Лётный день

На следующий день мы встали ещё до рассвета, легко позавтракали и отправились на аэродром, не заметив, что за машиной увязался Шайтан.

Прибыв на место, начали обычную рутинную подготовку к полётам: отвязали самолёт от якорной стоянки, расчехлили движок, сняли чехол с ПВД (приёмника воздушного давления), струбцины.

На лётной площадке, высунув язык от усталости, появился Шайтан, удивив, обрадовав и позабавив нас.
 
В награду за совершение такого утомительного пробега, мы накормили его "стартовым" завтраком.

Немного передохнув, пёс приступил к обследованию аэродрома, по хозяйски помечая всё, что с его точки зрения было для него интересно.
   
Но, вот, авиатехник запустил двигатель для прогрева и опробования.

От сильного его рокота, струхнувший Шайтан драпанул в конец лётного поля, немного посидев и понаблюдав за нами, понял, что эта штуковина-самолёт ему вовсе не опасна, он вновь приблизился.

Через некоторое время он полностью освоился в новой обстановке, бегал почти под самым винтом и уже не обращал никакого внимания на рокот движка.

Храбрость Шайтана мы ещё раз поощрили остатками завтрака.
Ему это явно понравилось.
               
С восходом солнца взлетели, выполнили круг почёта над мечетью и начали утренние полёты.
Погода стояла великолепная.

Солнце только-что взошло, осветив петляющую тихую речку и озёра полные водоплавающими птицами.
Над речкой и озёрами местами стелился лёгкий туман.

Земля с небольшой высоты полёта была красива необыкновенно: зеленели перелески и прямые линии лесополос, разделяющих поля на ровные прямоугольники.

Хорошо было видно как пастух с пастушкой гонят стадо на пастбище.

Местность в районе работ была равнинная, поэтому мы набирали 50 метров над препятствиями и снижались до 20 метров над полем.

Отработав над полем, возвращались на аэродром для загрузки сыпучими удобрениями.

На втором полёте к полю, заметили как на открытом пригорке, через который пролегал наш маршрут, нисколько не стесняясь, пастух, уже лёжа на пастушке махал нам рукой и хлопал себя по голой заднице, - дескать, завидуйте, летайте, а мы вот развлекаемся.

Это нас немного "зацепило" и мы решили пошутить над шутником, открыли над любовниками химаппаратуру и слегка посыпали их гранулированными удобрениями.

На обратном пути они уже были одеты и пастух показывал нам кулак.
Одним словом, развлеклись.
   
Подошло время дозаправки топливом, зарулили на заправку, Шайтан с любопытством вертелся рядом.

И тут у нас возникла идея его прокатить.
Я взял пса на руки и посадил его в фюзеляж, но он скуля попытался выпрыгнуть.
Я удержал его и успокоил словами и поглаживанием.

И вот, мы взлетели.
Выполнив все эволюции над полем: снижения, наборы, виражи - приземлились.
   
                Воздушное крещение

Шайтан был так напуган, что сделал на полу лужу.
Надо было видеть как переживал пёс, чувствуя себя виноватым за проявленную слабость - скулил, понуро опустив голову.

Мы же его хвалили, гладили и, в награду за храбрость, ещё раз покормили.
Он успокоился.

И к нашему удивлению, спустя пару полётов, пёс уже сам запрыгнул в самолёт, с любопытством заглянул в кабину, попытался забраться повыше, но ему мешал центральный пульт.

В горизонтальном полёте к полю, на короткое время, второй пилот Володя посадил его в своё кресло.

Глядя в остекление фонаря кабины, пёс остолбенел от впечатлений.

Морда довольная, довольная.
До конца утренних работ он уже не покидал самолёт, выполнив с нами пару десятков полётов.

Итак,
Шайтан получил воздушное крещение.

Закончив утренние полёты, мы отправились на обед.
Шайтан уже не бежал за машиной, а ехал пассажиром в кузове.
Приехали.

Нас встретил хозяин. Увидев выпрыгнувшего из кузова пса, поймал его и начал бить гибким ивовым прутом.
Шайтан визжал, скулил, не понимая за что же его наказывают.

Мы вступились за пса.
Хозяин отругал и нас за то, что мы портим ему собаку, из которой он собирался сделать хорошего сторожевого пса.
 
Наказав Шайтана, больше для видимости,
Равиль посадил его на цепь.

Обиженный пёс залез в конуру и не выходил от туда даже несмотря на свежее мясо, которое ему в миску положил хозяин.

                Сафия

После обеда согласно графику, нам полагался отдых перед началом вечерних полётов.
Мы наконец познакомились с дочерьми хозяев.

Их было три.
Младшая Дария - шестилетняя хорошенькая непоседа-резвушка бегала по двору.

Средняя Сария - симпатичная десятилетняя школьница учила уроки.

Старшая - шестнадцатилетняя Сафия, помогала матери по хозяйству.

Это была стройная, милая девушка, с большими, выразительными ярко-голубыми глазами и красиво очерченными губами.
Её слегка матовое лицо, обрамляли густые вьющиеся тёмные волосы.

Увидев её я обомлел от восхищения, так она была необычайно красива и в то же время скромна.
Сафия была само совершенство и я влюбился сразу, и безоговорочно.

Девушка, безусловно, заметила мой восхищённый взгляд, ответила на него чуть кокетливо, сразу же потупив глаза.
Я понял, что не безразличен ей.
На душе сразу стало тепло и приятно.
 
                Стойкость и верность

На следующее утро мы как обычно вновь собрались на полёты.
Шайтан на цепи лаял, скулил и пытался сорваться.
 
Хозяин увидев это, вновь начал его лупить.
Пёс, не обращая внимания на побои, продолжал рваться к нам.
Нас поразило мужество и стойкость собаки.

С тяжёлым сердцем уехали на аэродром.
Прошло уже часа два как мы "химичили" - летали, обрабатывая поля.

После очередного полёта встали на загрузку химикатами, дверь в фюзеляж была открыта.

И вдруг, в кабину с радостным визгом заскочил Шайтан.
Облизал нас всех.
Радость собаки была безгранична.
Да и мы были рады несказанно.

Пёс был без ошейника и без цепи.
Каким-то образом он вывернулся и удрал к нам.

В награду за стойкость, мужество и верность мы накормили его до отвала.

Шайтан остался в самолёте.
Он долетал до окончания утренних полётов, но не поехал с нами домой на обед и отдых.
Пёс понимал, что дома его ждёт порка.

                Сила жизни

И вот, мы прибыли для выполнения вечерних полётов.
Покормили Шайтана.
Он облизал нас в знак благодарности и заскочил в фюзеляж.

Осматривая самолёт перед полётом, я обнаружил пучок травы торчащий из отверстия крепления левого закрылка к нижнему полукрылу.

Просунул руку, вытащил траву, а это оказалось гнёздышко и в нём яичко.

Я осторожно поместил его на прежнее место.
Подошли ребята, стали наблюдать.

Вскоре прилетела парочка воробьёв.
Самочка юркнула в гнездо, самец остался на страже на крыле.

Мы решили узнать, что же будет дальше?
Загрузившись химикатами, слетали на поле и обратно.

Приземлились, зарулили на место загрузки, прилетел самец с гусеницей, накормил супругу, которая оставалась в гнезде во время всех эволюций самолёта.

Я вновь извлёк гнездышко, а в нём было уже три яичка.
Поразительно, воробьиха снесла их на летающем самолёте!

Птички беспокойно порхали рядом.
Я вернул гнездо на место, воробьиха юркнула в него и парочка успокоилась.

Мы были очень удивлены таким мощным инстинктом продолжения рода - во что бы то ни стало и несмотря ни на что.

Этот семейный дуэт так и продолжал бы высиживать птенцов в самолёте, если бы я не перебазировал гнездо под застреху ближайшего дома.
Там они и вывели птенцов.

                Толерантность

У нас появилась традиция: в начале и в конце лётного дня совершать круг почёта над мечетью, дабы всевышний ограждал нас от аварий и катастроф.

Такие полёты мы выполняли и ранее  над деревенскими церквями - святые отцы не возражали.

Разумеется мы были атеистами, но круги почёта выполняли ради уважения к религиозным деятелям и немного для самоуспокоения.

Прошло несколько дней.
Однажды, приехал агроном и сказал:

"Ребята, завязывайте полёты над мечетью, мулла не доволен, грозил пожаловаться на воздушное хулиганство вашему начальству".

Хулиганством тут и не пахло, но почётные облёты пришлось прекратить.
Святые отцы оказались более терпимыми нежели мулла.

                Зов неба

Дни летели за днями.
Шайтан продолжал убегать из дома, чтобы полетать.

Он научился освобождаться от любой привязи.
Прибегал на аэродром или выкрутившись из ошейника, или с обрывком цепи.

Цепь не выдерживала его постоянных рывков, звенья разрывались.

Прибегал он и с частью штакетин от забора, к которым прибивал цепь хозяин.

Равиль лупил его уже нещадно, не обращая внимания на наши просьбы пожалеть собаку.

Шайтан же научился избегать части побоев по утрам не показывая хозяину, что хочет бежать за нами.
Заболел пёс небом.

Иногда на аэродроме он не появлялся день или два - не мог сорваться и убежать.
Зато когда освобождался и прибегал к нам - радости его не было предела.

Он визжал, прыгал, лизал нам лица, затем заскакивал в самолёт и занимал кресло второго пилота, поглядывал по сторонам - наслаждался.

Увидев, что мы собираемся запускать двигатель - спрыгивал на пол, но оставался в самолёте, чтобы полетать.
Умница, сразу понял, что "льзя", а что нельзя.
 
Володя в горизонтальном полёте по-прежнему ненадолго сажал его в своё кресло.
На морде - восторг.
Мимика у собак очень выразительная.

Шайтан даже ел в самолёте, покидая его только для того, чтобы "нарисовать фонтан" и, сразу же назад.   

                Вечер для влюблённых

Приближалось время окончания авиационно химических работ в этом хозяйстве, а мне так и не удавалось подольше пообщаться с Сафией.

И вот, за ночь до отлёта на базу, когда родители ушли к соседям в гости, мы наконец, смогли побыть вдвоём.

Приближался конец очень тёплого, даже жаркого апреля.
Бывает такое иногда в наших краях.

Солнце закатилось, сгущались сумерки, светила луна, мерцали звёзды, наступала тихая пряная ночь, заливался соловей.

Мы сидели на скамейке почти касаясь друг-друга.
Было такое ощущение будто через нас периодически пробегали разряды электрического тока.
Я не смел её обнять и поцеловать.

Боялся спугнуть, поскольку знал, что в татарских селах девочки воспитываются в строгости, в соответствии с законами шариата.

Воздух был напоен запахом цветущей черёмухи.
Душа была открыта для прекрасного, сердце для любви.

Наше объяснение  в любви состоялось без слов.
Было трепетно и хорошо.
 
Я рассказывал о своей семье, об отце, который воевал в Великую Отечественную войну лётчиком в истребительном авиаполку.

Он остался живым, но погиб уже в мирное время в авиакатастрофе на самолёте Ли-2.

Я очень гордился отцом, поэтому, и поступил в лётное училище, чтобы продолжить семейную традицию.

Я говорил, что увлечённо стремился в небо с детства, что пилот это профессия по призванию, что она очень роматичная.

Что люди с такой профессией должны обладать не только хорошим здоровьем, но и высоким уровнем интеллекта.

Они должны уметь быстро принимать единственно правильное решение в критических ситуациях.

Спокойно мыслить на большой скорости и на большой высоте над землёй, и в чрезвычайных ситуациях.

Что неотъемлемыми качествами характера пилота должны быть: смелость, храбрость, мужество, честность.

Я говорил, что осуществил свою мечту и поэтому считаю себя счастливым, поскольку не часто бывает так, что профессия и увлечение совпадали.
   
Сафия со мной соглашалась.
Мне это было приятно.
Значит мы не просто влюблённые, мы ещё и единомышленники.

"Любить - это не значит смотреть друг на друга.

Любить - значит смотреть вместе в одном направлении", - писал знаменитый  профессиональный лётчик, известный французский писатель, поэт и эссеист - Антуан де Сент-Экзюпери.

Сафия же мечтала стать врачом, так как считала эту профессию одной из самых благородных, поэтому намеревалась поступать в медицинский институт в Куйбышеве (Самаре).

Но, вот, мы услышали голоса родителей, возвращавщихся от соседей.
Сафия убежала.

Я тоже ушёл спать, но не спалось.
Предстояла разлука. Заснул только на рассвете.

                Расставание

Встали мы не рано, часов в девять, поскольку аиахимработы были закончены.
Настроение у всех "не фонтан".

Шайтан почувствовал что-то неладное.
Потом до него дошло, что мы собираемся уже насовсем.
Он скулил, рвался с цепи.

Хозяин снова начал его лупцевать.
Кое-как уговорили         
Равиля не бить собаку - улетаем же навсегда.

За нами подъехала машина.
Семья вышла нас проводить.
Мне показалось, что у Сафии в глазах стояли слёзы.
 
Сели в машину - Шайтан завыл.
Мы тоже готовы были выть.
Тягостное было расставание.

Приехали на аэродром, собираем техимущество, складываем в самолёт.
Вдруг, слышим лай.
К нам "на всех парах" мчался  Шайтан.

Он прибежал вместе с цепью и огрызком толстого кола, к которому привязал его хозяин, но пёс умудрился его перегрызть.

Мы очееь обрадовались.
Освободили пса от цепи.
Шайтан прыгал, лизался и наконец, заскочил в самолёт.

Ребята предложили забрать собаку с собой, но, нельзя было этого делать из-за хозяина, который наверняка поднял бы "хай" и обвинил бы нас в воровстве.

Да, ведь, и он любил пса по своему.
А что мы могли предложить Шайтану?

Постоянные командировки, городскую квартиру, небольшие прогулки два раза в день.
Это же тюрьма.

Предстояло самое неприятное - уговорить Шайтана покинуть самолёт.
Никто не мог решиться.
Пришлось взять это на себя.

Я гладил пса и говорил, что не можем мы взять его с собой.
Что ему будет здесь лучше и постепенно он нас забудет.

Шайтан смотрел на меня - во взгляде были и понимание, и обида, и тоска, и безысходность.

Взяв его на руки, вынес из самолёта, а он даже не сделал попытки запрыгнуть туда вновь.

Он всё понял.
В его глазах стояли слёзы.

Мы впервые увидели, как плачет собака.
Наши глаза тоже были на мокром месте.

Закрыли дверь фюзеляжа, заняли пилотские места, запустили двигатель и порулили на исполнительный старт.

Шайтан бежал впритирку с левым колесом и смотрел на меня.

Начали разбег. Скорость нарастала. Шайтан начал отставать.

Взлетели, выполнили пару виражей на малой высоте над аэродромом.

Шайтан стоял в центре лётного поля, задрав морду и видно было, что выл.
Зрелище было душещипательное.

Потом пролетели над домом, покачали крыльями, попрощались и взяли курс на базу, оставив в Тёплом Стане часть души и сердца.       
      
Лётчикам-химикам, авиатехникам и авиамеханикам посвящается.

Мои стихи: http://www.stihi.ru/avtor/z89371889507z1

Моя проза: http://www.proza.ru/avtor/z89371889507z1

Пилотирую Ан-2 над аэродромом Бобровка в Самарской области. (с) 20.08.17.