Самое веселое и непредсказуемое место - школа

Лидия Львовна Васильева
    Не верите? Привожу доказательства.

      Идёт занятие во взрослой группе. Задание: по лексическому значению назвать слово. Интервал не предусмотрен. Раздумывать некогда. Успевай записывать. Задание не сложное, только скорость мыслительных процессов должна быть очень высокой. Использую значения и общеупотребительных слов, и терминов по праву, экономике, психологии, истории, обществознанию. Работаю по памяти, сама двигаюсь по кабинету, изредка посматривая в тетради. Взрослые лукавить не будут (тратят время, деньги не для того, чтобы в игрушки играть), но всё же надо знать главное — успевают ли, потому что это упражнение на развитие скорости мыслительных процессов, умение быстро переключаться.

    Произношу: «Животное, одомашнено с незапамятных времён, плохо поддаётся дрессировке, ласковое, размер от 45 см». Взгляд упал в тетрадь Ирины. Она пишет «осёл». Спрашиваю:
— Почему осёл?
Она тоном, не терпящим возражений, говорит:
— Плохо поддаётся дрессировке!
— Ирина, ласковое.
— Ну и что, разный характер бывает у животных.
— Ирина, 45 см.
— Ну и что, бывают же пони.
И вдруг до неё доходит. Она в растерянности смотрит на меня:
— Как же так? Как я могла такую ерунду написать?
— Это не ерунда. Это особенности работы мозга: за целостность восприятия информации отвечает правое полушарие, а оно у взрослых людей оставляет желать лучшего. Вы «выдернули» часть услышанного, а остальное, по сути, проигнорировали.

 

    Занятие продолжается. Первое место пока пустует. Через 20 минут появляется Михаил. Он учится в школе, но по просьбе родителей я его взяла во взрослую группу.

    Начинаю проверку техники чтения и смысловой памяти. Доходит очередь до Миши. Пересказывает на уровне авторской лексики. Всё бы ничего, но он в 11-м классе. А пересказывает сказку «Колобок». Выслушала и говорю:
— У тебя хорошо работает долговременная память: 16 лет помнишь сказку. А теперь, пожалуйста, перескажи то, что сейчас читал.
— А я эту книгу и читал.
— Где ты её взял?
— Вы сказали взять на полке, там я её и взял.
— В моём кабинете есть такие книги?
— Судя по этой книге, да.
Только потом поняла, почему выбор пал на эту книгу: в 11-м классе он читал вслух и про себя примерно одинаково, слов 35–38. При норме — 180 вслух и 310–330 про себя.
В конце занятия спрашиваю:
— Ты, Миша, почему сегодня опоздал?
— Меня сегодня прессанули.
— Что тебя сделали? Я не знаю этого слова.
Скажи по-русски.
— Вы же с подростками работаете. Как можно не знать таких слов?
— Но уж если не знаю, объясни.
— Ну, сделали коробочку.
— Стоп, Миша. Что значит сделали коробочку?
— Ну, зажали.
— Что такое зажали?

Долго объяснял, что в его ситуации это слово значит. И я поняла, что не только я им — терминологию по праву, по экономике, маркетингу, менеджменту, истории, психологии (мы все живём в речевой ситуации, и есть слова, которые давно перебрались в наш язык, прочно вошли в нашу речь, и их надо знать), но и они доступными им способами обогащают мой лексикон. Употреблять эти слова я не стану, но буду знать, что на их птичьем языке они обозначают.

 
    Задание на вариативность, гибкость мышления, скорость мыслительных процессов. Тема «Птицы». Время — 1 минута. Другая информация не звучит.
Мужчина на первой парте остановился секунд через 15. Положил ручку. Обернулся. Все пишут. Он:
— Хотел бы я знать, что они пишут.
Сидит рядом с женой. Она оторвалась от работы, заглянула в его тетрадку и захихикала. Минута закончилась. Решила начать с него. Он читает:
— Голова, хвост, перья, желудок, лапы…
Разобрал бедную птицу по органам. Все улыбаются. Он к жене:
— А ты что ещё написала, чего нет у меня?
Она сквозь смех:
— Альбатрос, беркут, ворона, воробей, грач, дрозд…