Социальный статус как лейтмотив

Лев Лерман
Анализируя стопроцентно известные исторические факты, а не их так или иначе искаженные описания, можно заметить - и это не новость - что практически все социальные бунты, восстания и т.п. происходили вовсе не по причинам материального характера, как это пытался представить марксизм, а по причине унижения как умаления социального статуса индивидуума, то есть его положения в тех или иных иерархиях – как реально существующих в общественных отношениях, так и воображаемых самим индивидуумом. Унижение зачастую воспринималось как нечто худшее смерти и мучительных пыток. Почему? Попробуем найти ответ.

В социальной психологии давно замечено, что самый острый конфликт в любом социуме – статусный. Именно здесь психологи усматривают первопричину всех межличностных, в своей основе, конфликтов: от внутрисемейных до международных, а все так называемые «материальные» причины – не более чем дополнительная мотивация, особенно для тех, кто относительно слабо вовлечен непосредственно в статусное «ядро» конфликта и кого стремятся привлечь на свою сторону инициаторы конфликта.

Социальный статус имеет целый ряд проявлений. С ним связаны такие поведенческие феномены, как стремление к признанию достижений и заслуг, широкой известности (славе), богатству, занятию определенного положения в социальной иерархии, обладанию властью (то есть – возможностью навязывания своей воли другим субъектам, возможностью принуждать их к поведению согласно не их личной воле, а воле руководителя), стремление к выходу из подчинения и т.п. В том же ряду оказываются также понятия чести и достоинства личности.(*)

Такое поведение характерно не только для Homo sapiens в его исторических общностях, но и для многих других видов животных, образующих те или иные общности, и не только внутривидовые (**). По-видимому, природа этого поведенческого феномена кроется где-то глубоко в недрах механизмов эволюции жизни. Однако автор рискнет предположить, что только человеку (Homo sapiens) присуще стремление к достижению не только прижизненного, но и посмертного статуса. Иначе чем можно объяснить сооружение тех же египетских пирамид – гробниц фараонов, ценность посмертной реабилитации несправедливо казненных, совершение самоубийственных подвигов ради обретения «вечной» славы в памяти потомков и соплеменников, посмертное награждение и т.п.?

Представляется, что стремление к обретению возможно более высокого социального статуса в тех или иных его проявлениях можно рассматривать как имманентное свойство любого индивидуума в любом сообществе и, соответственно, как лейтмотив социального поведения во всех его формах и во всех контактах: от сексуальных до международных. Соответственно, рассматривая любые социальные процессы, в которых так или иначе задействованы субъекты воли, полезно иметь в виду, что в основе этих процессов также может находиться тот же лейтмотив.

--------------------------
(*) Как известно, содержанием понятия чести является статусное отношение к индивидууму со стороны окружающих, а достоинства – восприятие индивидуумом самого себя как обладателя определенного статуса.

(**) Зоопсихологам хорошо известны «общности», в которых сосуществовали, к примеру, собаки, кошки и птицы, проживавшие у общего хозяина. В таких сообществах также сама собой устанавливалась соответствующая иерархия особей.