Котёнок

Мари Руд
   На зимнем ночном небосводе, куполом раскинувшемся над заснеженной равниной, ярко сверкали звёзды. Так ярко они, наверное, светят только в морозную ночь, когда воздух кристально чист, и они кажутся удивительно близкими.
   По этой будто бескрайней равнине одиноко идёт девушка. Она старается защититься от сильного ледяного ветра, но он всё равно пронизывает её насквозь. У несчастной почти не осталось сил, она едва переставляет уставшие ноги. Проделав довольно долгий путь, она не знает сколько ещё сможет пройти. Что если она упадёт прямо здесь?..
   Слегка наклонившись, девушка осматривает снег, как будто ищет что-то и не находит. В глазах её застыли слёзы, а на лице было выражение какой-то беспредельной безнадёжности. Ей очень холодно, кажется, сотни игл вонзаются в её тело заставляя съёживаться. Девушка старается как можно реже вдыхать холодный и как будто сухой воздух, который обжигает ей нос, горло и всё внутри ледяным огнём. Если бы несчастная не утратила способность чувствовать что-либо кроме холода и боли, им причиняемой, она, наверное, удивилась бы что всё ещё на ногах и что вообще она до сих пор жива. Но она остаётся безучастной, и только продолжает искать что-то потерянное и всё так же не находит, видя лишь ровное белое снежное покрывало, слегка искрящееся в свете далёких звёзд. Каждый её шаг становится всё медленнее, взор всё безнадёжнее, а сама она сгибается всё ниже, издали напоминая фигуру старушки. Да девушка и ощущала себя старушкой, всеми забытой и никому не нужной. По щекам её иногда скатываются слёзы и падают на снег...
   Сделав ещё один шаг, девушка останавливается. Оцепенение немного прошло. Подняв голову, она взглянула на звёзды, потом вокруг себя, и у неё появилось ощущение, что из всего существующего в мире сейчас остались только эта заснеженная равнина и мерцающие звёзды над ней. И вот по этой равнине она идёт уже целую вечность, совсем одна, в поисках чего-то, чего, возможно, у неё на самом деле никогда и не было; одна, словно кроме неё в этом мире никого не существовало. Это ощущение одиночества было столь сильным, невыразимым словами, что, кажется, на миг притупило чувство холода. Девушке захотелось лечь, сжаться в комочек и уснуть. Навсегда. Возможно, она так никогда и не найдёт то, что ищет, а без этого... Стоит ли жить? Зачем? Пожалуй, действительно, было бы лучше замёрзнуть здесь, среди этой равнины, где её если и найдут, то очень нескоро...
   От этих мыслей девушке стало ещё холоднее. Медленно опустилась она на снег, закрыла руками лицо и заплакала. Нет, она не жалела себя. Она оплакивала то, что было так бездушно отнято у неё людьми, но на что каждый человек, каждое живое существо имеет дарованное природой право. Горячие слёзы текли по её замёрзшим щекам, немного согревая их. А потом...
   Потом слёзы словно иссякли. Совсем обессилевшая девушка легла и на какое-то время словно оказалась в другом мире, погрузившись в царство сна. Уставшей от долгой и нелёгкой борьбы душе необходим был покой...
   Но вот что-то заставило её очнуться. Она не сразу открыла глаза. Когда же она это сделала, она увидела вблизи от своего лица какой-то маленький пушистый комочек. Девушка попыталась протянуть к нему руку, но тело её застыло уже настолько, что почти перестало повиноваться. Лишь благодаря огромному усилию воли она всё же смогла поднять руку, дотянуться до комочка и, осторожно придвинув его, прижать к своему лицу. Только сейчас девушка внезапно поняла, что это - котёнок.С изумлением взглянула она на него и слёзы вновь заструились по её щекам. "Милый мой! Неужели это ты?.. Господи!.. А я отчаялась... Я думала, что потеряла тебя навсегда..." Прижимая котёнка к себе, несчастная ощущала его тепло. У неё не было сомнений: это тот самый котёнок... Да, она узнала его... Не могла не узнать...
   ...Как-то раз она шла по улице. Ей было необычайно грустно и тоскливо. Сгущались сумерки, наступал ранний зимний вечер. Чувствуя усталость, девушка села на лавочку и задумалась,перестав сопротивляться не дающим ей покоя мыслям. Мимо проходили люди, равнодушные, не обращающие на неё внимания, поглощённые своими собственными думами или, возможно, вообще ни о чём не думающие. Мир казался чужим и каким-то бездушным. Когда-то она пыталась убедить себя что это не так, но потом  оставила эти попытки, с каждым днём всё больше убеждаясь в обратном. Одновременно убеждалась она и в том, что сил её не хватит,чтобы противостоять равнодушию и безразличию мира.
   Вздохнув, она собиралась уже встать, но тут заметила под лавочкой маленького котёнка. Он робко подошёл к ногам девушки и стал тереться и прижиматься к ним. Казалось, он тоже искал хоть одно неравнодушное существо, которое не позволило бы ему совсем замёрзнуть и погибнуть. Растроганная девушка взяла его на руки, согрела, а затем встала и неторопливо направилась домой, с ласковой улыбкой поглядывая на пушистый комочек.
   Так этот котёнок попал к ней, и за то время, что прожил он у неё, девушка успела настолько привыкнуть к нему, как будто прожила с ним всю жизнь. Он стал для неё едва ли не самым дорогим и любимым существом на свете. Возможно, так произошло потому, что никто из людей не искал её любви, доброты и заботы, и вот теперь она дарила их единственному созданию, которому они были нужны и которое по-своему отвечало на них. Девушка чувствовала, что это не простой котёнок, поскольку с его появлением у неё словно появился смысл жизни, вера, надежда. Теперь она не была столь одинокой и несчастной, как прежде. Но... Но в то же время она стала замечать, что, когда она проходила по улице держа на руках котёнка, люди стали как-то странно на неё смотреть. Не все, впрочем, но большинство. Порой в их глазах ясно виднелась зависть и враждебность. Но чем они вызваны - девушка никак не могла понять. Почему ей завидуют? Неужели потому только, что больше её не одолевают, как раньше, печаль и слёзы? Неужели её печальное лицо настолько считали в порядке вещей, что предпочли бы чтобы она никогда не улыбалась только потому, что другим это непривычно? Неужели кто-то может быть так жесток?
   Увы, но порой людям и впрямь словно нравится смотреть как кто-то страдает. Таким образом они будто подсознательно убеждаются в своём собственном благополучии, либо находят своеобразное удовлетворение в страданиях другого, как бы мстя за страдания выпавшие на их долю в прошлом или настоящем. Поэтому одни не очень-то охотно (а иногда и просто враждебно) видят как в один прекрасный день лицо страдальца озаряет улыбка, а другие к тому же ещё и начинают завидовать. Чему? Едва ли они над этим вопросом задумывались. Ясно одно: по их мнению, если кто-то, как они, возможно, думают, обречён на страдания, он должен страдать всю жизнь и даже готовы приложить усилия чтобы именно так и было, вместо того, чтобы, наоборот, попытаться облегчить жизнь страдальца, сделать её лучше...
   Но дни похожие на сон длились недолго. Постепенно в душу девушки стало закрадываться беспокойство. Едва заметное, но вполне достаточное, чтобы нарушить её столь хрупкое, чудом обретённое душевное равновесие и веру в будущее. У неё появилось предчувствие чего-то нехорошего, которое, как кислота, разъедало всё внутри. И, как оказалось, оно её не обмануло: вернувшись как-то под вечер домой, она не нашла там своего маленького пушистого котёнка. Девушка звала его, искала, но его нигде не было. Потом, вспомнив, что когда она пришла, входная дверь была открыта, она поняла что у неё кто-то побывал. Чувствуя как сжалось сердце, девушка опустилась на пол. Только теперь она осознала, что у неё по-прежнему ничего нет. Да и было ли? Быть может, этот котёнок, это маленькое счастье, ей всего лишь привиделся? Ведь ей так хотелось чтобы сны стали явью!.. 
   Нет, она держала его в руках! Это не было видением. Но... Тогда куда он исчез?
   Ей хотелось плакать, но глаза оставались сухими. Она просто сидела на полу и смотрела перед собой погрузившись в свои мысли.Затем девушка внезапно очнулась, осознав, что смотрит на открытое  окно. От неожиданной мысли ей стало холодно: его забрали! Отняли единственное, что было для неё по-настоящему дорого в этой жизни, что поддерживало в ней желание жить дальше.
   Чувствуя как ещё сильнее сжалось её сердце, она поднялась, подошла к тому месту, где обычно спал котёнок, опять села на пол и здесь расплакалась. "Ведь он никому не делал зла, никому не мешал!.. Почему его отняли у меня? Почему лишили единственной радости?.. Господи! Я же больше ничего не просила..." - думала девушка прижимая к груди небольшую подушечку, на которой ещё сегодня утром спал котёнок. Неужели она потеряла его навсегда? Нет, ей не хотелось в это верить, но она знала (откуда это знание - она не смогла бы объяснить) что одна его найти не сможет. Неужели судьба опять всего лишь посмеялась над ней? А ведь она так понадеялась!.. Что ж, жизнь не впервые теряет для неё смысл, и раньше она как-то ухитрялась пережить такие мгновения, которые казались последними и за которыми, казалось, ничего не может быть. Она вдруг оказывалась в некой туманной пустоте, где предметы воспринимаются какими-то нереально далёкими и чужими. Да, переживала... Вопрос только в том, сможет ли она пережить их на этот раз? Девушка была уверена что нет; слишком тяжело было осознавать, что она вновь осталась совсем одна и надеяться ей не на что.
   Должно быть силы её истощились настолько, что несчастная не заметила как легла на пол и впала в забытье. А когда наступило утро, с трудом поверила что всё ещё жива. В руках она по-прежнему держала подушечку. Отложив её, девушка встала чувствуя сильную слабость. Она едва держалась на ногах. А может, дело вовсе не в физической слабости? Скорее, истощились силы душевные, питавшие волю. Ей больше не хотелось ни бороться, ни надеяться; хотелось просто ждать конца. Она сделала всё что могла, что было в её силах, однако над ней всегда насмехались, её игнорировали, не желая понять, помочь, поддержать в минуту отчаяния - и она всё терпела. Но вчера... У неё словно что-то сломалось внутри. Окончательно.
   Девушка вздохнула, перевела взгляд на так и оставшееся открытым окно и почувствовала насколько холодно в комнате. Подумала было что нужно бы закрыть окно, но вместо этого снова села на пол. Ей даже совсем не хотелось есть, хотя она не ела уже почти целые сутки.
   Она всё так же смотрела перед собой и будто чего-то действительно ждала. Иногда она закрывала глаза и, прислонившись спиной к стене, дремала, вновь перестав замечать холод.
   Быстро прошёл короткий зимний день. Начались сумерки, свет постепенно из белого становился голубым. Девушка наконец встала и подошла к окну, словно некая сила притянула её к нему. Небо было покрыто тучами, падали снежинки...
   Внезапно что-то за окном привлекло внимание девушки. Ей показалось что в сгущающихся сумерках, на снегу, она увидела...
   Едва тлеющая искра надежды, которую она считала уже погибшей, вспыхнула в её душе с новой силой. Накинув поверх платья пальто и шарф, девушка выбежала на улицу. Однако как только она осмотрелась по сторонам, эта искра погасла, девушка поняла что ошиблась. Всё же её глаза продолжали искать маленький пушистый комочек, но видели лишь снег. Сзади к ней подошёл какой-то человек и спросил, не потеряла ли она чего. Девушка обернулась, посмотрела на него и, увидев в его глазах насмешку, отошла ничего не ответив. Потом к ней подходили ещё другие люди, что-то ей говорили,но она их не слушала. Она бродила по улицам города, сама не зная куда идёт и зачем, а голоса людей, смех продолжали доноситься со всех сторон, будто преследуя её. Девушка утратила чувство реальности происходящего, всё воспринималось ею как сон или бред. Казалось, что толпа продолжает идти вслед за ней, подобно скопищу демонов, от которых негде спрятаться. В конце концов девушка не выдержала, повернулась и крикнула в сгустившуюся темноту:
   - Украденное счастье вам счастья не принесёт!
   После этого возгласа вокруг воцарилась тишина, и девушка побрела дальше.
   Вскоре она оказалась за городом, на равнине. Замёрзшая,ослабевшая шла она вперёд, всё медленнее и медленнее переставляя ноги, продолжая свой, быть может бесполезный, поиск.
   И вот...
   Да, да, это был тот самый котёнок. Девушка пыталась согреть его своим дыханием, но с каждым выдохом теряла свои последние силы. Наконец, она расстегнула верхнюю пуговицу пальто, прижала котёнка к себе и прикрыла его шарфом. Потом вздохнула, ещё раз взглянула на звёздное небо и устало закрыла глаза.

   Какое-то время она не чувствовала ничего. Потом ощутила ласковое тепло и вдохнула приятный сладкий аромат. Открыв глаза, девушка с изумлением увидела вокруг себя залитый солнечным светом цветущий сад. Сама она сидела на скамье, а рядом, положив голову ей на колени, спал кот. Она с нежностью провела рукой по его пушистой шерсти, после чего подняла глаза и с любовью взглянула на только что подошедшего к ней человека с букетом роз в руках.
   "Счастье... - подумала девушка, с лёгкой грустью вспомнив холодную заснеженную равнину. - Его нельзя обмануть. Оно неизбежно возвращается к тому, кого избирает само. Пусть и не всегда в земной жизни".


                2007 г.