Мэтт Петман. Удивительное провидение Божие

Инквизитор Эйзенхорн 2
УДИВИТЕЛЬНОЕ ПРОВИДЕНИЕ БОЖИЕ
Мэтт Петман
http://www.oocities.org/mattperman/providen.html

 Действительно ли Бог держит под контролем все? Если это так, что значит сказать, что Бог контролирует ситуацию? Это два очень важных вопроса, потому что ответы влияют на то, как мы видим Бога, как мы видим мир и как мы видим самих себя. Ответы можно найти, изучая библейское учение о провидении Божьем. Провидение Бога - иногда называемое Его суверенитетом - попросту говоря, относится к  сохранению Им Своего творения и Его контролю над творением, ибо Он делает это для того, чтобы принести Себе величайшую славу.
Сохранение, первый аспект Провидения, - это деятельность Бога, посредством которой Он сохраняет все созданные вещи в существовании. Другими словами, это Его непрестанная деятельность по поддержанию существования вселенной. В Евр.1.3 говорится, что Христос «поддерживает все словом Своей силы», а в Кол.1.17 - что "все Им стоит". Вселенная продолжает существовать только потому, что Христос поддерживает ее существование. Если бы Он прекратил Свою сохраняющую деятельность, все прекратило бы существовать.
Второй аспект Провидения - это то, что отвечает на вопрос, контролирует ли Бог все и что это значит? Правильное понимание этого аспекта провидения может стать основой силы в страданиях, источником смирения в благочестии и пылающим огнем изумления в поклонении. Поэтому мы подробно рассмотрим библейское учение об этом. Изучив эту истину, следует прояснить третий аспект провидения: Бог направляет историю к цели Своей величайшей славы и величайшего блага Его народа.
Первое, что нам нужно понять о правлении Бога над вселенной - это то, что ни одна из Его целей не может потерпеть неудачу: «Я Бог, и нет никого, подобного Мне. Я объявляю конец от начала и с древних времен вещи, которые еще не были сделаны, говоря: цель Моя будет исполнена, и Я совершу все по Моему благоволению» (Ис. 46. 9-10). Мы можем быть абсолютно уверен, что Бог достигнет всего, что Он хочет в Своем творении. Ничто из того, чего Бог хочет достичь, не останется невыполненным - это то, что Бог имеет в виду, когда говорит, что совершит все по Своему благоволению, потому что не может произойти ничего такого, что в конечном итоге не позволит Богу исполнить все, что Он хочет.
 Некоторые говорят, что у Бога нет никаких непреодолимых целей в отношении человеческой истории, потому что это повлечет за собой то, что люди не контролируют историю. Писание, однако, не налагает таких ограничений на Бога. Фактически, в следующем стихе Бог прилагает Свои цели к сфере человеческой деятельности: «Я призову орла с востока, человека Моего замысла из далекой страны» (Ис. 46.11 NIV). Кроме того, для Бога было бы почти бессмысленно говорить, что ни одна из Его целей не может быть сорвана, если Его цели не имеют ничего общего с одной из самых важных областей вселенной - человеческой историей и человеческими решениями! Невозможность провала Божьих целей значительна и раскрыта в Библии именно потому, что она применима ко всей нашей жизни.
Многие другие стихи подтверждают, что Божьи цели в отношении человеческой истории не могут потерпеть неудачу. «Господь сводит на нет советы язычников; Он расстраивает планы народов. Советы Господа стоят вечно, замыслы Его сердца из поколения в поколение» (Пс. 33.10- 11 KJV). Вместо этого в этом стихе ясно, что Бог предпринимает действия, чтобы расстроить человеческие планы всякий раз, когда Он этого желает - что означает, что они не соответствуют Его планам. Поскольку Божий совет должен «стоять вечно» и поскольку Бог, как говорит Исаия, исполнит все по Своему благоволению, Он разрушит все человеческие планы, которые не приведут к выполнению Его планов. Из этого следует, что единственное, что Он позволит совершить, - это то, что в конечном итоге будет способствовать исполнению Его планов. Таким образом, в то время как замыслы людей терпят неудачу, Божьи цели не могут потерпеть неудачу, потому что они должны «стоять вечно». А поскольку Божьи планы всегда осуществляются, Он никогда не меняет их - они существуют «из поколения в поколение». У Бога нет плана Б.
Притчи 19.21 подтверждают, что, хотя планы людей не всегда исполняются, планы Бога всегда достигают цели: «Многие замыслы есть в сердце человека, но совет Господа будет верен» (NIV). Ясно, что «нет мудрости, нет понимания, нет плана, который мог бы преуспеть против Господа» (Притч. 21.30 NIV). Библейский Иов, после своих крайних испытаний и великих страданий, усвоил великий урок, что «Ты можешь делать все, и что ни одна цель Твоя не может быть сорвана» (Иов 42.2 NIV). Точно так же апостол Павел в Рим.9.19 риторически спрашивает: «Кто воспротивится Его воле?» Ответ: конечно же, никто.

Божьи цели являются особыми, а не только общими

Понятно, что Бог может совершить все, что пожелает. Но насколько конкретны Его планы? У Бога просто есть общие планы, которые будут выполнены, или у Него есть конкретные цели в отношении каждой детали жизни? Кажется, что ответ заключается в том, что цели Бога специфичны - Его провидение детально.
 Во-первых, если Бог «может сделать все» и «ни одна из Его целей не может быть сорвана» (Иов 42. 2), тогда из этого следует, что все, что происходит, Бог мог бы предотвратить, если бы захотел. Таким образом, если Бог что-то позволяет, это должно быть потому, что это было частью Его плана. Ибо всякий раз, когда кто-то может предотвратить что-то, что он хочет предотвратить, он предотвратит это. Возражение о том, что Бог во многих случаях может хотеть что-то предотвратить, но не делает так, чтобы Он не нарушал нашу «свободную волю», терпит неудачу, потому что Писание наполнено примерами того, как Бог заставляет людей исполнять Его волю (Езд.1.1; Дан.1. 9; Исх.14. 4; Быт.39.21), и потому что, если Бог - наш Создатель, Он может, как сказал Фома Аквинский, заставить нас действовать, не применяя насилия к нашей воле. r. Таким образом, Бог допускает только то, что Он определил - то, что Он в некотором смысле, хочет, чтобы произошло.
Во-вторых, Бог должен контролировать детали жизни, чтобы гарантировать, что Его общие планы будут выполнены. Если бы даже малейшая и самая незначительная вещь была вне контроля Бога, она могла бы испортить Его «большие» планы. Кто не удивился тому, как, например, разница в несколько «незначительных» секунд может иногда означать разницу между жизнью и смертью?
 В-третьих, и это самое главное, в Писании ясно, что Божьи цели являются конкретными и очень подробными.  В Иове 14: 5 говорится, что "дни человека определены, число месяцев его у Тебя и пределы его, которые Ты установил, чтобы он не мог пройти". Бог определил, как долго будет жить каждый человек; вы не можете умереть, пока Божьи цели для вас на земле не будут достигнуты. Это хорошая новость, потому что это означает, что если вы живы, то по какой-то причине.
Иоанн Креститель сообщает нам, что «человек ничего не может получить, если это не было дано ему с небес» (Иоан.3.27). Все, чем вы обладаете, - это дар от Бога. Каждая порция еды, которую вам дается, дается  потому, что Бог решил дать ее вам. Каждая ваша рубашка, ваш друг и талант - это, в конечном счете, дар от Бога. Если бы Бог не решил дать это вам, у вас не было бы ничего этого.
Бог заставляет людей быть благосклонными к нам (Дан.1.9; Быт.39.21) или не быть благосклонными (Исх.14. 7). Он определяет, кто будет богатым, а кто - бедным: «Господь делает бедным и богатым; Он сбрасывает, и также возвышает» (1 Цар.2.7 KJV). Он дает детей (Пс.127. 3) или удерживает их рождение (1 Цар. 1.5). Женщина не может зачать, если Бог не решит, что она это сделает (Руфь 4.13).
Бог управляет делами народов: «Он делает народы великими, затем уничтожает их; Он распространяет народы, а затем уводит их» (Иов 12.23). «Ибо Царство принадлежит Господу, и Он господствует над народами» (Пс.21.28). Границы обитания каждого народа и время его жизни в истории определяются Богом: «И Он создал от одного человека каждый народ, чтобы им жить по всему лицу земли, определив их назначенные времена и границы их обитания" (Деян. 17.26 KJV). Мало того,  Бог также определяет, какие именно люди будут лидерами в каждой стране: «И именно Он меняет времена и эпохи; Он ставит царей и свергает их; Он дает мудрость мудрым людям и знания людям понимающим" (Дан.2.21 KJV). «Всевышний правит царствами человеческими и дарует их тому, кому хочет» (Дан.4.17). Бог совершенно ясно дал понять царю Навуходоносору, что тот не был в конечном счете правителем, скорее «это Небеса, которые правят» (Дан.4.26 NIV). Павел даже говорит нам, что нечестивый фараон во время Исхода был «поднят» Богом, чтобы Он мог показать Свою силу в победе над ним (Рим.9.17).
 Бог даже не оставил вопрос спасения в конечном итоге в руках людей. Апостол Павел говорит нам, что Бог «кого хочет милует и кого хочет, ожесточает» (Рим.9.18), и что спасение "не от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим.9.16). Таким образом, Бог определяет, кто будет верить во Христа: «И уверовали те, кто был назначен на вечную жизнь» (Деян.13.48 NIV). Иисус сказал Своим ученикам: "Не вы Меня избрали, но Я вас избрал" (Иоан.15.16).
 Бог управляет ветром и молнией (Пс.135. 7), снегом и дождем (Иов 37. 6-13) и направляет звезды на их пути (Иов 38.32). Лесные пожары, град и бури находятся под Его повелением: «Огонь и град, снег и облака; штормовой ветер исполняют Его слово» (Пс. 148. 8). Солнце не просто поднимается само по себе каждый день, скорее, Бог заставляет Его восходить (Мтф. 5.45). Трава не растет сама по себе, но Бог «заставляет траву расти» (Пс.104.14). Бог кормит животных (Мтф. 6.26; Пс.104.27-29) и действительно контролирует даже самую, казалось бы, незначительную смерть воробья (Мтф.10.29). Бог посылает дождь и удерживает его (Амос 4.7-10). Ничто во вселенной не оставлено на волю случая: «Жребий брошен на коленях, но каждое его решение полностью от Господа» (Притч. 16.33 NIV). Ничто во всем творении - погода, звезды, растения, животные, дела наций, бросание игральных костей и конкретные детали нашей жизни - не выходит из-под суверенного контроля Бога.
Если Божьи планы никогда не терпят неудачу, и если Его планы конкретны (то есть они не только общие), то из этого следует, что Бог буквально контролирует каждую деталь нашей жизни и даже вселенной.. Это именно то, чему прямо и недвусмысленно учат десятки стихов Писания.
Во-первых, в Писании ясно, кто НЕ контролирует ситуацию. Иеремия сказал: «Я знаю,  Господь, что путь людей не под их властью, что смертные, когда они ходят, не могут направлять свои шаги» (Иер. 10.23 NRSV). Люди не контролируют ситуацию. На самом деле, мы даже не имеем абсолютного контроля над нашими малейшими действиями, потому что «смертные, которые ходят, не могут направлять свои шаги». Но если люди не направляют свои шаги, кто делает это? Притчи 16: 9 говорят нам: «Разум человека планирует свой путь, а Господь направляет его шаги». Это Бог, который правит! И Его контроль является конкретным, а не только общим, потому что он распространяется даже на шаги людей. Каждый ваш шаг был определен Богом. В Притчах 19:24 говорится: «Шаги человека предначертаны Господом, как тогда человек может понять свой путь?» Кроме того, даже самые слова, которые мы говорим, контролируются Богом: «Замыслы сердца принадлежат человеку, но ответ языка от Господа» (Притчи 16.1).
В Еф.1.11 говорится, что верующие «были предопределены согласно Его замыслу", и что "все работает по совету Его воли». Все, что происходит, соответствует воле Бога. Или, другими словами, Божьи цели распространяются на все. Слово, переведенное как «дела», указывает на то, что Бог «производит» все, что происходит; стих добавляет, что это делается в соответствии с Его собственной суверенной волей, а не нашей волей. Таким образом, Бог решает, что произойдет, и затем действует, чтобы это осуществить. Бог «совершает все», и это то, что Он решил сделать на основе «совета Своей воли». Как сказал Джон Файнберг: «Этот стих указывает, что то, что происходит, предопределено Богом, и ничто внешнее по отношению к Богу, такое как предвиденные действия или заслуги Божьих созданий, не определяет его выбор. Бог обдумывает, выбирает и совершает все на основании Своих целей" (1).
Дан.4.35 - еще один очень четкий стих о том, что Бог держит под контролем все. «И все жители земли считаются ничем, но Он творит согласно своей воле во небесном воинстве и среди жителей земли; и никто не может отвратить Его руку или сказать Ему: что Ты сделал?" (NIV). Во-первых, обратите внимание, что Бог не только способен исполнять Свою волю, но на самом деле исполняет ее как среди ангелов (« небесное воинство »), так и среди людей («обитателей земли»). Во-вторых, обратите внимание, что ничто не может помешать Божьей воле исполниться («никто не может отвратить Его руку»). Писание ничего не знает о том, что Бог ограничивает Свой контроль, чтобы люди могли иметь полное самоопределение. Этот стих (как и все остальные, которые мы видели) учит противоположному: воля Божья всегда выполняется.
Таким образом, все Божьи создания находятся под Его контролем.
В-третьих, Навуходоносор обнаружил, что Божье суверенное величие было хорошей новостью. Мы должны разделить его отношение: «Теперь я, Навуходоносор, восхваляю, превозношу и чту Царя небесного, ибо все Его дела истинны и справедливы Его пути, и Он способен смирить тех, кто ходит в гордости» (ст. 37).
В Рим. 11:36 говорится: «Ибо все от Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь». Это еще один ясный стих о том, что Бог контролирует («вызывает») все в соответствии со Своим планом. Джон Рейзингер очень хорошо объясняет этот стих: «В этом стихе есть три разных греческих предлога. Они показывают истину об абсолютном и тотальном суверенитете Бога. В стихе говорится, что все вещи, без каких-либо исключений, являются: и означает «от или вовне» Бога, 2. все вещи сквозь (греч. «диа» и означает «посредством или из-за») Бога, и 3. все вещи (греч. eis и означает «в») Боге. Другими словами, все вещи имеют свои источники в Божьих указах или целях, и все происходящее имеет место  только потому, что Божья сила привела его в исполнение, и, наконец, все, что Бог планирует, а затем в конечном итоге принесет Ему славу, так как все вещи переходят к Нему как к своей окончательной цели. Вот библейская истина о нашем суверенном Боге. Это признание того, что «Бог может делать все, что хочет, любой раз, когда Он хочет сделать это, любым способом, которым Он хочет это сделать, для любой цели, которую Он хочет достичь». [2].
" Следующий стих, который мы рассмотрим, - это Притчи 21: 1: «Сердце царя подобно потокам воды в руке Господа; Он поворачивает его, куда пожелает». Джерри Бриджес уточняет этот стих: «Во времена Соломона у царя была самая абсолютная из всех воль ... Не было законодательного органа для принятия законов, которые ему не нравились, или Верховного суда, чтобы ограничить его действия. Слово царя было последним словом. Его власть над своим царством была безусловной и неограниченной. Однако это Писание учит, что Бог контролирует сердце царя. Упрямая воля самого могущественного монарха на земле направляется Богом так же легко, как фермер направляет поток воды в своих ирригационных каналах. Таким образом, аргумент идет от большего к меньшему - если Бог контролирует сердце царя, несомненно, он контролирует сердце всех остальных »  [3] Это становится еще более значительным, когда мы узнаем, что из сердца истекают «источники жизни » (Притчи 4:23). Самые глубокие глубины каждого человека и каждое решение, которое люди принимают, контролируются Богом.
Псалом 139: 16 приводит очень похожий момент: «В Твоей книге все они были написаны, дни, которые были предназначены для меня, когда еще не было ни одного из них» (NIV). Этот стих не только учит, что Бог предопределил, как долго вы будете жить, но ивритское слово, переведенное как «предопределено», предполагает гораздо более сильное значение. Смысл его в том, чтобы быть сформированным или сформированным. «Давид утверждает, что Бог написал сценарий его своей жизни в великой книге Своих намерений до того, как фактические события начали разворачиваться, действительно, еще до того, как Давид даже родился. И, смешивая свои метафоры, Давид также говорит, что дни его жизни были сформированы, предполагая действие гончара, формирующего глину. Он означает, что его жизнь, рассматриваемая не только как целое, но и вплоть до его ежедневного опыта, была определена (какое другое слово подходит?) заранее». [4]
Плач 3.37 риторически спрашивает: «Кто может говорить:  произойдет ли это, если Господь не предписал это?» (NIV). (Ожидаемый ответ: никто. Ничто не может произойти через человеческое посредничество, если Бог не предопределил это. Если вы скажете своему другу: «Давайте пойдем в "Бургер Кинг" на ужин», этого не произойдет, если Бог не предопределит это. Если кто-то угрожает причинить вам вред, наберитесь смелости, потому что это не может произойти, если Бог не предопределил это.

Бог суверенен над грехом и злом

Божий контроль над всем вызывает у нас много вопросов. Возможно, самый большой из них в отношении зла? Предполагает ли Бог зло как часть Своего плана? стихов, которые мы рассмотрели выше, ответ должен быть - да. Если Бог контролирует все вещи, тогда зло должно быть частью Его плана. Есть также много конкретных мест Писания, которые ясно дают понять, что Бог контролирует зло.
Псалом 105: 25, в котором говорится об Исходе, говорит о египтянах, что Бог «обратил их сердце, чтобы ненавидели Его народ, коварно расправлялись с Его слугами». После времени неверности Израиль спросил Бога: «Почему, Господи, Ты побуждаешь нас сбиться с пути Твоего и ожесточить сердце от страха Твоего?» (Ис.63.17). В Откр. 17:17 говорится, что злые цари, которые будут вести войну против Христа (что является грехом), в конечном итоге будут выполнять цель, которую Бог вложил в их сердца: «Ибо Бог вложил в их сердца исполнение Своих замыслов». имея общую цель и отдавая царство зверю, пока не исполнятся слова Божии ". Плач 3. 37-38 - это прямое утверждение, что Бог постановляет не только хорошие, но и плохие вещи: «Кто говорит, и это сбудется, если Господь не заповедал это? Разве не из уст Всевышнего и добро и зло идут вперед ?" (NIV).  Бог говорит, что Он «Тот, кто формирует свет и создает тьму, вызывает благополучие и создает бедствие; Я Господь, Который делает все это» (Ис.45.7 NIV).
Когда все дети Иова погибли, он признал суверенный контроль Бога за ситуацией зла. Иов не сказал, что «Господь дал, а сатана забрал». Он сказал: «Господь дал, и Господь забрал . Да будет благословенно имя Господне» (Иов 1:21). Некоторые утверждают, что Бог в конечном итоге не стоит за плохими обстоятельствами в нашей жизни, и поэтому Иов был неправ, приписывая свое бедствие Богу. Однако автор книги, вдохновленный Богом и, следовательно, непогрешимый, подтверждает утверждение Иова: «Во всей своей беде Иов не грешил и не обвинял Бога» (ст. 24). В конце книги мы снова видим авторское понимание Иова. Описывая восстановление Иова, он говорит, что друзья Иова пришли и «утешали его после всего зла, которое навлек на него Господь» (Иов 42.11). Однако в книге Иова ясно, что контроль Бога над злом не отрицает действия сатаны и реальность зла в человеческих сердцах. Бог никогда не делает зла и не может быть обвинен во зле. Однако Бог не оставил источникам зла просто делать то, что им угодно. Он держит их на поводке, и они могут действовать, только если Бог определенно разрешит это. Поскольку зло, которое причиняет сатана, возможно только с особого разрешения Бога, тогда Иову правильно в конечном итоге приписать свои страдания Божьему плану.
Сказано, что злой дух, мучивший Саула, «от Господа» (1 Цар.16.14). В наказание за грех Давида «Господь поразил ребенка, которого жена Урии родила Давиду, и он сильно заболел» (2 Цар.12.15-18). Если происходит стихийное или человеческое бедствие, то это в конечном итоге потому, что Бог его спланировал, потому что в Ам.е 3: 6 риторически спрашивается: «Случилось ли зло в городе, если Господь не совершил его?» Физическая немощь и болезни не выходят за рамки Божьего плана: «Кто сотворил уста человека? Кто делает его немым, или глухим, или видящим, или слепым? Разве это не Я, Господь?» (Исх. 4.11). Как сказал Дональд Барнхаус: «Ни один человек в этом мире никогда не был слепым, если бы Бог не планировал, чтобы он был слепым; ни один человек не был глухим в этом мире, чтобы Бог не планировал, чтобы он был глухим - если вы этого не поймете, поверьте, у вас  странный Бог, у которого есть вселенная, которая вышла из строя, и Он не может ее контролировать» [5].
Возможно, самым ярким примером того, что Бог предопределяет грех, является распятие Христа. Для иудеев и римлян было грехом распять Христа, потому что Он был невинным Сыном Божьим. И все же, какой христианин будет отрицать, что распятие Христа было совершено Богом? Писание ясно говорит, что «воля Господа была сокрушить Его и заставить Его страдать» (Ис. 53.10 NIV). В Деян. 2.23 говорится, что Иисус был «предопределен заранее определенным планом и предузнанием Бога», хотя именно «руками безбожников» Он был предан смерти. Действия Ирода и Понтия Пилата, евреев и язычников, в распятии Христа были грехом. Тем не менее, Писание говорит, что «Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народами Израиля [делали] все, что Твоя рука и Твой план предопределили осуществить» (Деян. 4:28). Джон Пайпер хорошо сказал: «Люди поднимают руку, чтобы восстать против Всевышнего, только чтобы обнаружить, что их восстание - невольное служение в чудесных замыслах Бога» [6].

Святость и Божья благость

Суверенитет Бога над злом вызывает у нас много вопросов. Во-первых, как святой, добрый Бог может назначить грех? Попросту говоря, Бог предназначает грех не ради него  самого, а ради того, чтобы принести больше пользы. Например, Бог не желал распятия просто из-за избиения Своего Сына, а потому, что это было средством принести спасение миру. Другой пример - случай, когда Иосифа продали в рабство. Для братьев Иосифа было грехом бросить его в колодец, а затем продать его в рабство. Но много лет спустя, когда Иосиф, наконец, снова встретился со своими братьями, он сказал: «И теперь не огорчайтесь и не злитесь на себя, потому что вы продали меня здесь, потому что Бог послал меня перед вами, чтобы сохранить жизнь ... Итак, это были не вы, кто послал меня сюда, но Бог "(Быт. 50.5, 8). Продажа Иосифа в Египет была не просто разрешена Богом, но фактически была осуществлена Богом как часть Его плана. Это не делает Бога садистом и не оправдывает братьев Иосифа за их грех. Почему? Потому что Божьи намерения были добром, а намерения брата Иосифа - злом. «А что касается вас, вы имели в виду зло против меня, но Бог имел в виду это всегда , чтобы добиться Cвоего нынешнего результата, чтобы сохранить жизнь многим людям» (Быт. 50.20 NIV). Это необходимая истина для правильного понимания Божьего Провидения. Когда Бог предписывает совершиться плохим вещам, это происходит не потому, что Он наслаждается страданием и злом как таковыми, а потому, что Он работает, чтобы принести большее благо.
Джон Пайпер дает здесь полезную иллюстрацию. Бог способен смотреть на любое событие через две линзы, широкоугольную и узкоугольную. Когда Бог смотрит на злой поступок через узкую линзу, Он видит его таким, какой он есть, и ненавидит его. Но когда Бог отступает назад и смотрит на это событие в широкоугольной линзе, Он видит это в отношении всех событий, которые к нему приближаются и вытекают из него. Он видит это событие в отношении добра, которое Он планирует извлечь из него, и его общего места в Его мудром плане. Именно в этом смысле Он хочет, чтобы что-то произошло, и таким образом устанавливает это.
образом, Божий контроль над всеми вещами - это хорошие новости, а не плохие, потому что Бог добрый, любящий и справедливый, и, следовательно, все работает ради величайшего блага. Божье Провидение не случайно, а направляет все к цели - Его величайшей славе и величайшему благу Его детей. Таким образом, Божье Провидение - это то, чему мы можем доверять и радоваться. Хорошо, что мы не контролируем историю, потому что, конечно, Бог знает лучше, чем мы!

 Ответственность человека

Второй вопрос, который поднимает Божий суверенитет над грехом: снимает ли это человеческую ответственность и обвиняет ли Бога в зле? В Библии ясно, что ответ - нет. Бога нельзя обвинять в грехе, и люди несут ответственность за грехи, которые они совершают. Бог поддерживает добро и зло по-разному. Бог стоит за добром таким образом, что вся заслуга в этом достается Ему. Но Он стоит за злом таким образом, что, хотя это является частью Его суверенного плана, никто не может винить Его в этом зле. Нам не нужно понимать, как эти истины могут вписаться в наши умы, но если мы собираемся верить, Библия должна верить им обоим.
Например, Бог использовал злобную и нечестивую ассирийскую нацию для исполнения Своих судов, и все же осудил ее за грехи, потому что ее намерения были злыми (см. Ис.10). Случай фараона является еще одним примером. В Исх. 7: 2 Бог велит Моисею повелеть фараону отпустить Израиль. Но Бог также говорит, что Он ожесточит сердце фараона, чтобы фараон не отпустил народ (ст. 3). Бог, однако, не считает, что это снимает ответственность с фараона, потому что, когда фараон отказывается отпустить Израиль, Бог судит Египет за этот грех (ст. 14-25). Некоторые говорят, что фараон сначала сам ожесточил свое сердце и что Бог действовал только в ответ на это. Но эта точка зрения неправильно понимает весь рассказ об Исходе. Бог говорит, что Он ожесточил сердце фараона, чтобы «умножить знамения и чудеса в земле Египетской» (Исх. 7. 3), а не потому, что сначала фараон ожесточил свое сердце. Кроме того, Божье обещание ожесточить сердце фараона (Исх.4:21) приходит задолго до того, как мы обнаруживаем, что фараон ожесточает свое собственное сердце (о чем мы читаем вначале в 8.15).
В 1 Пар. 21: 1 мы читаем, что «сатана восстал против Израиля и побудид Давида  исчислить Израиля».  Параллельный отрывок в 2 Цар.24.1, однако, говорит нам, что Бог побудил Давида провести перепись. Однако Давид считается ответственным за свой грех и говорит: «Я сильно согрешил  тем, что сделал» (2 Цар.24.10). Его ответственность далее показана в том, что Бог осудил его за этот грех (24:15). «В этом одном случае Библия дает нам замечательное понимание трех влияний, которые по-разному способствовали одному действию: Бог, чтобы достичь своих целей, действовал через сатану, чтобы подстрекать Давида к греху, но Писание рассматривает Давида как ответственного за этот грех" [7]. Если мы хотим оставаться верными Библии, мы должны объединить эти две истины: люди несут ответственность за свои грехи, но каждый совершенный грех был допущен Богом как часть Его плана. Для тех, кто заинтересован в том, чтобы с молитвой взглянуть на то, как эти истины совмещаются, есть моя статья "Совместимость Божественного суверенита и человеческой ответственности". . Для тех, кто интересуется тем, как Бог контролирует грех, не будучи его автором - статья "Суверенитет Бога над злом".

Возражения

Есть, возможно, три оставшихся возражения. Первое заключается в том, что Божье провидение означает, что наш выбор нереален и что он не имеет значения. Но наши выборы реальны и подлинны, потому что Бог говорит, что они есть. И они имеют значение, потому что Бог осуществляет Свою волю посредством нашего выбора, а не вопреки ему. Наш выбор важен, он имеет значение, и поэтому мы всегда должны стремиться делать хороший, святой и мудрый выбор.
Второе возражение заключается в том, что, поскольку Бог часто повелевает нам делать что-то в Писании и призывает нас делать выбор, Он не может в конечном итоге контролировать наши решения. Это возражение, однако, не может объяснить все стихи, в которых мы видели, что Бог действительно контролирует все вещи - включая наши решения. Библейский взгляд на заповеди - и нам очень важно соблюдать их - полностью соответствует Божьему контролю над нашим выбором. Например, в 1 Пар.28.9 Давид повелевает Соломону служить Богу всем сердцем и желанием. Это показывает его ответственность за выбор следовать за Богом. Но значит ли это, что Бог в конечном итоге оставил Соломону следовать за Ним или нет? Нет, потому что в следующей главе мы увидим, как Давид признает, что в конечном счете Бог дает человеку сердце, которому нужно повиноваться, потому что Он молится: «дай моему сыну Соломону прекрасное сердце, чтобы соблюдать заповеди Твои» (29.19). Не было бы смысла просить Бога заставить Соломона повиноваться, если бы Бог в конечном счете оставил выбор за Соломоном. В свете всего, что мы видели, кажется, лучше всего сделать вывод, что, поскольку Бог контролирует все, Он побуждает нас делать добровольные выборы, чтобы Его воля всегда выполнялась , но эти выборы являются подлинными, и мы несем ответственность за них . Опять же, нам не нужно обязательно видеть, как эти истины сочетаются друг с другом, но если мы собираемся верить Библии, представляется, что мы должны верить этому.
Наконец, не делайте вывод, что Провидение Божье должно заставить нас быть пассивными и равнодушными.. Это не вредная доктрина, но очень освобождающая. Те же самые Писания, которые учат абсолютному провидению Бога, также учат, что мы должны действовать и выбирать мудро и праведно. На самом деле, Писание использует Божье провидение в качестве стимула к действию, а не бездействию (Суд. 7. 9; Фил.2. 12-13; Евр.13.21). Мы никогда не должны грешить, потому что это всегда будет вредить нам и другим. И мы всегда должны стремиться слушаться, потому что это то, что угодно Богу и что Он благословит.
Если мы получим нашу веру в Провидение из Библии, мы не будем делать выводов, которые Библия отвергает. Смотрите мою статью "Если Бог суверенен, зачем что-то делать?" для более глубокого анализа этого вопроса.

Вывод

В заключение скажем , что есть много замечательных применений Провидения Бога. Они включают в себя радостное доверие Богу, глубокое утешение в бедственном положении и высокую ю благодарность за все блага [8]. Возможно, главное применение этого  - дать нам отношение к поклонению. Дж. Б. Муди сказал: «Истинное поклонение основано на признанном величии, и величие превосходно проявляется в суверенитете, и ни в каком другом подножии люди не будут поклоняться по-настоящему» [9]

1. John Feinberg, "God Ordains All Things," in Predestination and Free-will: Four Views (Downer's Grove, IL: IV Press, 1986), p. 30.
2. John Reisinger, Our Sovereign God, International Baptist Conference in Toronto in 1988.
3. Jerry Bridges, "Does Divine Sovereignty Make a Difference in Everyday Life?" in The Grace of God, the Bondage of the Will, Thomas Schreiner and Bruce Ware, ed., (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1995), vol. I, p. 208.
4. Raymond C. Ortlund, Jr., "The Sovereignty of God: Case Studies in the Old Testament," in The Grace of God, the Bondage of the Will, vol. I, p. 32.
5. Donald Barnhouse, цит. по "Does Divine Sovereignty Make a Difference in Everyday Life?" p. 211.
6. John Piper, Desiring God: Meditations of a Christian Hedonist, (Portland, OR: Multnomah Press, 1996), p. 37.
7. Wayne Grudem, Systematic Theology (IV Press and Zondervan Publishing, 1994), p. 324.
8. Для более детального применения см. мою статью "Важность Провидения"
9. J.B. Moody, quoted in The Sovereignty of God, by A.W. Pink, p. 190

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn