Откуда взялись мыши и кошки? Эстонская сказка

Серж Пьетро
/Переложение сказки - Серж Пьетро./

   Давным-давно жил на свете очень работящий хозяин, он во всех делах старался,
Но был у него один недостаток: он то и дело чертыхался.
Однажды, возвращаясь из города, работящий и старательный хозяин решил немного отдохнуть
и выпить в трактире рюмочку вина – чуть-чуть.
   Тем временем его лошадь, стоявшая в ожидании хозяина у коновязи близ трактирной двери,
Потоптала копытами упавшие наземь вожжи, будто их жевали звери.
     Работящий и старательный хозяин рассердился на лошадь и заорал:
Вожжи в навоз втаптывать! Чтобы тебя, безмозглую скотину, чёрт побрал!
Потом он поднял с земли и расправил запутавшиеся вожжи и поехал домой.
Конь дорогу домой хорошо знал, хоть был ещё молодой.
Дорога к дому работящего и старательного хозяина вела лесом
И как только он опушку миновал
И выехал на свой деревенский выгон, перед ним, откуда ни возьмись,
Появился чернявый старикашка, вежливо поздоровался и сказал:
    Золотой ты человек, братец! Нет-нет да и вспомнишь обо мне.
Видишь, а я - лёгок на помине,
Я явился за своей лошадкой, послушай,
Тебе она, выходит, и впрямь не очень нужна,
А мне, бедняку, ещё как пригодится - перевозить грешные души.
    Как это за своей лошадью? За какой ещё лошадью? - удивился хозяин и аж лошадь остановил.
   За той самой,  что впряжена в твою телегу, -ответил старикашка. Ты же сам ей у трактира говорил:
Чтобы тебя чёрт побрал, безмозглую скотину, - объяснил старичок.
    Но ведь ты же всё-таки не..? - испугался хозяин и закрыл рот - молчок.
   Тсс, не произноси этого вслух!
Я, я, вот именно, я сам и есть! - сказал незнакомец. – Я буду твой друг.
И хитро захихикал, чтобы, порадовавшись, к разговору вернуться.
   Работящий и старательный хозяин похолодел от ужаса,
Но взял себя в руки и ответил, пытаясь улыбнуться:
    Иди ты! Это же я просто так, к слову сказал, со злости буркнул,
 Не мог же я всерьез кому-то пообещать свою верную сивку-бурку!
    Незнакомец покачал головой:
Врёшь, брат! - сказал он. - Когда настоящий мужчина что-нибудь обещает,
То он свое слово держит и обратно его не возвращает.
Только один гордец, что живёт там, наверху и  с небесами может дружить,
Только он один считает, что может дать слово, а потом его нарушить.
А кто мы такие, чтобы бросать слова на ветер? Да и отчего?
Нет, братец, мы маленькие, простые труженики - только и всего,
Нам приходится всегда оставаться честными,
Больше нам не нужно ничего.
Ну-ка, давай, давай, вылезай из телеги! Её ты мне не обещал отдать, так что вези её к своему дому.
Чужого мне не надо, но и своего отдавать не собираюсь никому.
    Работящий и старательный хозяин взмолился жалобным голосом:
Прости меня, дорогой чёртушка, ни утром, ни днём, ни ночью, ни в вечер
Не буду я больше никогда бросать слов на ветер!
Ты ведь всезнающий мужик,
Всё видишь и слышишь, да и умный у тебя лик,
Скажи-ка мне, будь добр, как я смогу обходиться без своей лошадёнки,   
Как прокормлю свое семейство, как заработаю детишкам на еду, на одежду да обувь?
Умрут ведь без еды мои ребятёнки.
    Как да как! А мне что за дело? – проворчал чёрт впопыхах. –
По мне, запрягай в соху хоть телёнка,  вози сено и хворост хоть на собаках!
Я заберу своё, а ты попробуй-ка обойтись без чужого имущества! –
Отмахнулся чёрт, теребя уже хозяйский кнут в руках.
     Смилуйся, не губи ты меня! Проси что хочешь, только оставь мне лошадку!
 Чёрт навострил уши. Ему, как видно, нравилось, что его так упрашивают сладко.
Он задумался, почесывая бороду, и наконец сказал:
Н-даа, это, конечно, верно, что тебе без лошадёнки придётся не сладко -
И добавил гораздо приветливее:
Ладно, братец! Не стану я забирать твою лошадку,
Но только при одном условии и если ты это условие не выполнишь,
То конец договора ясен -
Я тут же явлюсь и потребую возвратить мне долг. Ну, согласен?
     Согласен, скажи только, что это за условие? –
Спросил хозяин, не вдаваясь в благодарное многословие.
     Условие моё такое: чтобы ты дважды досыта накормил десяток моих родственников,
которых я к тебе пошлю, - сказал чёрт.
     У работящего и старательного хозяина был довольно богатый хутор,
Он обрадовался и подумал, что накормит, зато не будет голоден или вообще мёртв:
Накормить досыта всего двадцать родственников?  Управимся!
С этим-то мы ещё как справимся!
     Так они и порешили, что сегодня же вечером старый чёрт
Пришлёт своих родственников в гости к хозяину
И накормит хозяин их досыта, как уже бывало с непрошенными гостями  в старину.
     Но когда работящий и старательный хозяин приехал домой,
Настроение у него испортилось, забыл про покой!
Он вспомнил разговоры о том, что у жителей преисподней слишком уж хороший аппетит
И все они просят всё время: ещё дай,  ещё налей!
И каждый из них может зараз проглотить целый горшок щей.
Что же тогда, братец, останется от твоего жалкого достатка, у тебя и так невелик куш, 
А если такие едоки вдруг нагрянут к тебе в гости, да ещё целых двадцать душ!?
    Хозяин совсем опечалился и думал свою тяжкую думу,
Когда вдруг за его спиной тихонько скрипнула дверь
И, хочешь верь, хочешь не верь,
Но в горницу вошёл старый нищий в рваной одежде, которого хозяин и не знал.
Вошёл, усмехнулся в бороду и сказал:
   Здорово, здорово, хозяин. Что-то ты не весел и лицо у тебя сердитое,
А изба у тебя от дождей - хорошо покрытая!
Я пришёл в надежде, что покормишь меня досыта горячим супом и дашь мне в дорогу краюху хлеба,
А ты, видать, такой сердитый, что и просить не стоит, зол, наверно, на небо?
    Хозяйка, накрой гостю на стол! - крикнул хозяин, продолжая о двадцати незваных гостях думать.
Хлебая из большой миски густые щи, нищий вновь принялся приставать:
   Ну, давай, выкладывай, ничего не утаивай, может, как-нибудь удастся тебе подсобить.
Работящий и старательный хозяин поведал гостю о своей беде - не знает, как быть.
Когда он закончил свой рассказ, нищий вытер рукавом рот, усмехнулся и сказал:
   Ох, не горюй, дела совсем не так плохи, как ты рассказал!
Князь преисподней - мой старый враг,
А я сам – громовержец и моя власть больше, чем облаков на небе, и глубже на земле, чем любой овраг.
Подождём, пока его слуги сюда пожалуют,
Тогда посмотрим, что с ними делать, но потом пусть не жалеют.
    Немного погодя дверь с треском распахнулась
И десять громадных великанов с шумом и гамом ворвались в комнату, уселись за стол, но не замолчали,
А по столу кулаками застучали и наперебой закричали:
Тащи сюда зерно! Тащи рожь, тащи пшеницу, тащи ячмень, тащи овёс!
    А нищий оборванец сидел в углу и посмеивался: что за чёрт их принёс?
Так вы и есть те самые пожиратели зерна, что были невидимками до сих пор?
Ладно, ладно, дело ясное, но отныне будьте видимы, как все другие существа с давних пор,
Будьте юркими и маленькими, чтобы могли повсюду пролезть
И называйтесь отныне мышами!
Даже в мышеловки вам разрешаю влезть.
    И тут же десять огромных великанов превратились в крошечных, юрких и пискливых мышей.
Принесённой хозяином горсти зерна хватило для этой обмельчавшей компании всей.
    Прошло еще немного времени, как, чуть не сорвав дверь с петель,
В дом ворвались десять ещё более громадных великанов, как они себя величали,
Расселись вокруг стола, кулаками по столу застучали и закричали:
Мяса, мяса! Тащи мясо на стол, хозяин! Тащи коров, тащи баранов, тащи телят, тащи свиней!
Поживее, хозяин, поживей! Живо мясо тащи на стол, да поскорей!
    Нищий, по-прежнему усмехаясь, сказал из своего угла, что не приметили наглые гости:
Ах, так вы и есть невидимые пожиратели живности!
Ладно, дело с вами ясное, только отныне вы будете видимы
И станете достаточно маленькими, почти матрёшками,
И теперь будете называться кошками,
А лакомством для вас раз и навсегда будет вот эта живность с хвостами!
    И, сказав это, оборванец указал превратившимся в кошек слугам чёрта на мышей,
Что бегали по полу тут и там.
Мыши тут же разбежались по углам.
   Так появились на свете первые мыши и первые кошки –  то ли осенью, то ли летом.
И те, и другие произошли из чёртова племени, но теперь ни те, ни другие не помнят об этом.
    С тех пор мыши боятся кошек, как своих самых лютых врагов,
А кошки ловят и съедают каждую мышь, которая им попадается, как их охотничий улов.
   А чёрт так и не явился, чтобы забрать лошадь работящего и старательного хозяина
Согласно  выдуманному чёртом - обирать всех - порядку,
А работящий и старательный хозяин больше никогда не предлагал ему свою верную лошадку.