Ёлки-иголки

Ольга Широких
                На дворе стоял далёкий  одна тысяча девятьсот восемьдесят пятый год. В то время женщину редко можно было встретить за рулём автомобиля. Да что там говорить, автомобиль в то время был далеко не в каждой семье. 

                Поэтому, предположение, что  женщина в те застойные времена  может работать водителем КамАЗа, попахивало какой-то фантастикой.

                Однако, была у меня такая одноклассница Оксана, у которой мама действительно  работала  водителем КамАЗа в автоколонне!  И эту легендарную женщину путём немыслимых уловок нашего классного руководителя, Анны Максимовны,  удалось пригласить в школу на чаепитие. Уж не знаю, чем она её завлекла.

                ...И вот, перед нами, двенадцатилетками, стоит Валентина Ивановна: короткая стрижка ёжиком, никакой косметики. На широких плечах сидит крепко скроенный клетчатый шерстяной пиджак, на ногах тёмного цвета брюки. Обута она в  мужские ботинки на шнуровке. Черты лица простые, как у доброй половины граждан.

                По её облику, а в частности, по сильным узловатым рукам в многочисленных ссадинах видно, что она не робкого десятка и не неженка.


                Но сейчас она смущена до предела и, даже если что-то и готовилась сказать, то не может: слова застряли в горле.


                Её Оксана призывно смотрит на маму, мол, чего ты медлишь? Начинай! 

                Анна Максимовна идёт на помощь растерянной женщине:


                – Валентина Ивановна!  Спасибо, что нашли время прийти к нам, чтобы рассказать о своей профессии! Дети! В качестве интересной информации хочу рассказать вам о том, что мне удалось прочитать накануне.  В СССР было разработано много грузовиков, однако, самым известным и узнаваемым из них стал КамАЗ 5320. Этот автомобиль появился на советских дорогах лишь в 70-е годы. Специально для его производства был построен не только новый завод, но и целый город – Набережные Челны.


                –  Да, это да. Это да, чё уж там, – резко кивнула Валентина Ивановна.

          
                –  Детям очень интересна эта тема, Валентина Ивановна. Знаете, как они вас ждали? Особенно мальчики!  Расскажите нам  о своих трудных буднях…


                – Да чё уж… Ёлки-иголки…


                Дети прыснули.


                – А как так получилось, что вы  выбрали именно эту профессию? Ведь она считается исконно мужской!


                – Ну, дык… Ёлки-иголки… Как… – Гостья не знала, куда деть руки, и, наконец, пристроила их за спину.

                – Ну..., может быть, на ваш выбор повлиял брат, отец, или это было просто стечение обстоятельств?  Или вы чувствовали тягу к технике и механизмам с юности? Ну, расскажите нам,  Валентина Ивановна, – взмолилась Анна Максимовна.

                Но всё было бесполезно.  По непонятной причине, Валентина Ивановна забыла человеческую речь. В её глазах читался ужас. Она переминалась с ноги на ногу и при этом крупно вспотела.
               
                – Мне бы, это …. Ёлки! Пойти переку… 

                – Вы имели в виду, перекусить?  – спасла положение Анна Максимовна.  – Чаепитие будет чуть позже! А пока, расскажите, бывали ли в вашей практике случаи, которые тяжело дались в профессии?  Может быть, вам пришлось делать что-то такое, что вы запомнили на всю жизнь?

                –  А вот это было, – неожиданно оживилась Валентина Ивановна. – Значица,  так, ёлки-иголки. Рассказываю. Представляете Мильковскую трасу?  Вечер. Темнеет. Поздняя осень. Я еду обратно, порожняком. Смотрю: ядрён-батон!  По рулю балабасить начало и по передним колёсам! На гравийке ещё ничего, а на трасе жуть! Еду, а сама чую, как переднюю резину что-то жрёт!  Вспомнила я разговоры в гараже,  поняла, что резина на левом переднем маленько не села по ободу, вот и получилось "яйцо"!  Думаю, как бы доехать? Не лопнуло бы! Еду, ёлки-иголки, а сама думаю: надо балансировать колесо или вообще заменить его к чертям?

                Мальчишки ловили каждое слово рассказчицы.
          

                – Может, надо было заменить подшипник ступицы или диски? – выкрикнул Колька. Но его перебил Славка:

                – Да неее! У меня у бати такое было на УРАЛе. Он сказал: ставишь машину на ровную твердую поверхность, делаешь одинаковое давление в шинах, а перед этим меняешь пальцы, регулируешь натяг подшипников, берешь специальную линейку, смотришь разницу и выставляешь.

               
                Валентина Ивановна восхитилась познаниями мальчишек: "Ух ты, ёпрст!" и продолжала:

                –   Еду и думаю: а вдруг дело вообще в другом? На КамАЗах вечно, ёлки-иголки, колёса квардатные, и едешь на них как по картофельному полю поперёк борозд… И тут я слышу жуткий звук!  Выхожу  из кабины…  А там!! 
         
                По виду Валентины  Ивановны стало понятно, что она уже не в классе, а на той обочине.  Теперь она попала в привычную среду, ведь речь шла о её любимом КамАЗе! Выражение лица стало деловым, сосредоточенным, как обычно бывает у профессионала в предвкушении решения проблемы.  Она обошла стол учителя, встала перед "колесом", и, увидев, что с ним стало, воскликнула:

                – Ё…  .... ....!, что в переводе означало: «надо же было такому случиться»!

                Анна Максимовна похолодела.

                –  Валентина Ивановна... Спасибо за содержательный рассказ, я уверена, вы решили проблему на месте, поэтому можно на этом и закончить....

                – А чё ж не решить! Решила, ёлки-иголки. До гаража, правда, глубокой ночью доехала....
          
                Валентине Ивановне понадобилось некое время для того, чтобы смахнуть морок воспоминаний. Теперь было не совсем понятно, отчего дети лежат на партах?

                «Ты слышал? Она сматерилась!!»


                – Тссс! Дети, тихо! – слегка обозлилась Анна Максимовна. – Сдвигаем стульчики! Таня, ставь чайник! Олег, помогай Тане!

                Оксана не удивилась ничему.  Она и не поняла, что так развеселило одноклассников.

                За чаепитием Валентина Ивановна наконец-то расслабилась.  Она была рада, что больше не надо выступать. Тяжело ей это давалось...

                Анна Максимовна рассказывала об истории КамАЗов группе близко сидящих девчонок:
               
                «… В 1973 году в Набережные Челны были доставлены документы на новые машины, а вскоре в городе появились и сами автомобили. Строительство Камского завода почти завершилось. Первый двигатель для  КамАЗа-5320 был изготовлен в мае 1974 г. Первые пять автомобилей КамАЗ-5320  собрали на главном конвейере при активном участии водителей и конструкторов,  проектировавших грузовик. Церемония торжественного съезда с конвейера состоялась 16 февраля 1976 года и сопровождалась митингом….»

                А Валентину Ивановну, пахнущую  гаражом,  облепили мальчишки, и влюблённо разглядывали её чёрные ногти. Кто-то  даже её обнимал и трогал за шею, пока она автоматически проверяла, на месте ли "Беломорканал".
 
                Она всё время  смущённо повторяла:  – В общем, тяжко мне дался тот рейс, ёлки-иголки! Но мне, это, легче пять раз колесо поменять, чем… рассказы разговаривать.… Оксанка, чума ты берёзовая! Хватит лопать, как в последний раз!

                – Так ты дома никогда не печешь, – огрызнулась  она.
 
                – Доедай  хворост и пошли домой, ёлки-иголки! Уроки ещё, это, учить!