Математическая сказка 1

Алексей Мясникофф
Погожим летним деньком ленивый Хомяк прогуливался по лесу, пиная шишки. Сегодня в школе был короткий день, завтра каникулы.
Постоянных увлечений у него не было, и в школе его за это не любили. Особенно плохо давалась ему математика.
Впрочем, один друг у него был, это был Барсук. И уж кто-кто, а он любил и умел считать, наверное, делая это лучше всех.
У Барсука был увесистый блокнот, где он почему-то вел учет всем зверям, птицам, и насекомым Леса. Вот и сейчас Барсук считал белок, и они с Хомяком встретились под елкой.
-- Привет Барсук! Все-то ты считаешь! И не надоело? Зачем ты это делаешь?
-- Затем, чтобы никто не потерялся! Я точно знаю где, сколько, и кого у нас есть. И если кто-то потеряется, его легко найти.
-- А как же ты считаешь птиц? -- полюбопытствовал Хомяк.
-- О! Для этого у меня есть реактивный ранец! -- сказал Барсук и запнулся.
Хомяк немедленно рассмеялся:
-- Наверное поэтому у тебя возле птичек одни нолики стоят! Ха-ха-ха!
Барсук недовольно помялся, но заметил:
-- В целом, система тут нуждается в доработке. Но вот знаешь ли ты как посчитать мышей?
Задумался Хомяк. А потом и говорит неуверенно:
--  Ну, наверное, посидеть немного и подождать. Как вылезут -- записывать и считать.
-- Так себе метод! -- довольно сообщил Барсук. Во-первых, кто-то спит, и ждать придется неизвестно сколько. Кто-то убежал в другой лес и вернется не скоро. Кто-то вообще в спячке. А посчитать надо всех!
Хомяк нетерпеливо поежился и спросил:
-- Ну а как считать правильно? Ты сам-то знаешь?
-- А вот как -- улыбнулся Барсук. И вдруг как крикнет, что есть мочи:  Мыши! Хотите сыру?
Потом вынул из своей необьятной котомки здоровенную сырную голову и положил ее на пенек.
-- Эй, Сорока! Можешь всем мышам, которых увидишь, сообщить, что тут сыр дают ?
-- Конечно! Конечно! Тра-тра-тра -- улетела Сорока.
Тут же, откуда ни возьмись, из-под всех листочков, из-за кусточков, из-под корней деревьев и из нор повылезло такое количество мышей, которого Хомяк никогда и не видел. И как только все они вгрызлись в сыр, Барсук взобрался на соседний пенек, который был выше всех на поляне, и сфотографировал мышей.
-- Ну вот! -- провозгласил он довольно. Мыши теперь могут бегать как угодно, но на фото-то они неподвижны. Давай будем считать их тут!
-- Потрясающе! -- у Хомяка захватило дух.
-- Наука! -- улыбнулся Барсук. А знаешь ли ты, что я -- предводитель Стражей-Счетоводов? Нас пока мало, но у нас важная миссия:  сделать так, чтоб никто не потерялся!
-- О! Я очень хочу вступить! Мне. дадут плащ супермена, перчатки, генератор паутины, липучки, бластер, и... и...
-- Да нууу -- недовольно проворчал Барсук. Если ты хочешь все это -- тебе не к нам. Мы -- ученые, а не супермены. Впрочем, если очень надо, мы можем выдать тебе Непроницаемо-Черные очки. Чтобы считать птичек против Солнца  :-)
--  Давай! Давай! Давай! -- запрыгал Хомяк.
-- Но сначала нужно пройти испытание. Таково правило нашей Стражи.
-- Бить б-будете? -- замер от страха Хомяк.
-- Глупости! Мы же ученые, а не бандиты! Испытание очень простое -- определи примерное количество муравьев воон в том муравейнике!
Хомяк остолбенел, а потом сразу обиделся:
-- Это вы специально так, да?  Чтобы уж точно не взять?
-- Нет, не специально. Но просто если ты не можешь решать такие задачи, и тебе будет с нами скучно, и нам никакой поддержки. Понимаешь?
-- Понимаю... -- упавшим голосом произнес Хомяк и уселся перед муравейником.
-- Один... Два... Нет! Снова один. Ааа! -- он было вскочил и хотел убежать, но его останавливала уверенность Барсука, и то, как он считал мышей. Значит, посчитать таки возможно! Но как?
Тогда он положил сыр рядом с муравейником и стал ждать. Скоро и правда много муравьев вылезло поесть, и Хомяк, отдуваясь, насчитал две сотни. Но в то же время было понятно, что не все муравьи вылезли, многие были внутри муравейника.
Хомяк положил хлеб, сахар, и даже свою любимую жевательную резинку. Вышло очень много муравьев, в этот раз Хомяк терпеливо досчитал до тысячи. И тут он заметил одного особо крупного муравья, который нес одновременно кусочек хлеба и сахарок. Значит, Хомяк многих считал дважды!
Хомяк заплакал, а потом побежал на реку купаться. Холодная вода быстро освежила, и вдруг его осенило!
Действительно: один муравей весит очень мало, меньше грамма. Но что если взять десять муравьев? Сто? Что если... взвесить весь муравейник со всеми его обитателями и пустой муравейник? Разницу в весе можно поделить на вес ста муравьев, и определить их количество!
Дело за малым: нужно выманить выманить почти всех муравьев ( ведь задачу допустимо решать приблизительно!). Хомяк притащил банку сгущенки, сыр, масло, и еще кучу всякой всячины, муравейник аккуратно перенес на весы, а еду поставил подальше, чтобы муравьи ушли с весов.
Хомяк сидел, и терпеливо наблюдал, как стрелка весов медленно ползет вниз.И тут он вспомнил про спящих муравьев! Надо же их тоже попросить поесть! Хомяк сломя голову бросился домой, взял большую тележку, погрузил на нее ударники и гитару, на которых играли его братья, и отправился к весам, играть убойный рок-н-ролл! Надел хорошие наушники, чтобы не оглохнуть, и каааак бабахнет!
Что тут началось!  Из муравейника вышло раза в два больше муравьев, чем было занято едой. Они мрачно построились в шеренгу, подождали тех, которые ушли, а потом вся эта армада очень быстро двинулась на Хомяка!
-- Ой-ой-ой! Отметочку! Отметочку о самом малом весе муравейника только поставить! -- пискнул Хомяк, но муравьи продолжали за ним бегать. Долго бегали, до самого вечера!
Хомяк выдохся, и лег под березкой полежать, а муравьи отправились к себе домой, закрыли все входы и выходы. Отдышавшись, Хомяк дрожащей лапкой поставил отметку о весе полного муравейника.
Тут из-за дерева показался Барсук. Он было хотел строго спросить -- и сколько же получилось муравьев? Но не смог -- полуживой от счастья Хомяк был в таком виде, что без смеха разговаривать было невозможно.
Наконец, Барсук произнес торжественным голосом:
-- За самоотверженное обнаружение 10.000 муравьев из 10200 возможных кандидат Хомяк получает звание  Младшего Счетовода, и награждается нагрудным знаком и Непроницаемо-Черными очками!
-- Огромное спасибо! А можно вопрос? Куда делись остальные 200? И как ты сам решил эту задачу?
-- Ну, для целей вступительного испытания мы сделали робота-муравья, который незаметно помечал всех встреченных муравьев специальной краской, исчезающей со временем. Да и то, пока он ходил, в муравейник пришли еще жители. Поэтому точное число никогда не известно, на самом деле. Но это и не главное. Главное --  подход! За вычетом барабанов твой метод не имеет больших недостатков.
Хомяк покраснел.
Потом поблагодарил Барсука, взял свои награды, и побежал домой, спать. Было уже совсем темно, он едва нашел дорогу домой.
Там довольный Хомяк положил черные очки и значок на самое видное место, почистил зубки, умылся и лег спать. Но как только погас свет, вокруг дома раздался Такой страшный дребезг и лязгание железа, что вся семья Хомяка выбежала на улицу, протирая глаза.
Но на улице было пусто! Весь дом оказался обвешан колокольчиками, консервными банками, железными кружками и даже ржавыми ведрами! И все это звякало, гремело, трещало и хлопало, будто само!
-- Похоже, товарищ ученый стражник, муравьи тоже решили тебя посчитать по науке! -- заключил папа Хомяка, взяв громыхающую кружку.
В ней и вправду сидела добрая тысяча муравьев, все в наушниках и черных очках.
Надо с ними подружиться! -- пробормотал Хомяк, и скоро все отправились спать
Так у Хомяка появилось первое настоящее увлечение, хотя он об этом и не подозревал. Ему просто очень нравилось все оценивать, измерять и проверять. И конечно же, в школе он быстро стал отличником.
А потом и Старшим Счетоводом-Стражником.
Но это уже совсем другая история...