Ч. 166 Улыбались друг другу

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/12/24/1970

Чем глубже вникаешь в биографию Петровского, тем больше создаётся впечатление, что в ней много недосказанности и неясностей. Ну никак не мог отец его невесты, занимавший важную государственную должность,  допустить её брак с человеком, отсидевшим в тюрьме в качестве государственного преступника.
 
А его назначение после приговора в Госконтроль? Кадровики и в те времена не были идиотами. В 1870 году он перешёл (или его перевели) чиновником для особых поручений в Министерство финансов.

Официально он считался торговым агентом в Туркестане. Николай Фёдорович собирал информацию и сообщал в министерство сведения о состоянии, развитии и перспективах хозяйственной деятельности в новых российских землях.

Готовилась его командировка с поездкой в Ташкент через Индию, Афганистан с целью  сбора сведений «об условиях индо-бухарской торговли», но в английском посольстве получить разрешение не удалось. Благодаря утечке информации, англичане знали, с кем имеют дело.

В 1878 году Петровский побывал для исследования положения русской торговли в Закавказском крае, в Персии и в отобранных у Турции областях. Он также побывал в Тифлисе, Батуме, Поти и Карсе.

Николай Фёдорович владел несколькими европейскими языками, но когда и где он научился бегло говорить на турецком языке? Это ещё одна загадка. Похоже, что в России разведчиков готовили очень тщательно.

В 1882 году, когда его назначили консулом в Кашгар, он был уже в звании статского советника. Это соответствовало званию полковника, а через два года ему присвоили звание действительного статского советника, что соответствовало званию генерал-майора.

Между Элиасом и Петровским шла невидимая война. Китайцы восстановили контроль над своей частью Туркменистана и переименовали его в Синьцзян. Петровский, зная, что в конфликте афганцев и китайцев англичане поддерживали афганцев, а Россия оставалась в этом конфликте нейтральной, подогревал у китайцев антианглийские настроения.

Русским купцам были созданы благоприятные условия, чего не скажешь об английской торговле. Чтобы не будоражить китайцев, английское правительство сообщило в Пекин, что Элиас путешествует для своего удовольствия. Это был промах англичан.

Николай Фёдорович немедленно воспользовался этим обстоятельством. Он в мундире, как говорится, при полном параде, явился к китайскому губернатору. После чего китайцы, которые всегда с уважением относились к форме, с пренебрежением стали смотреть на Элиаса.

Русский консул внешне поддерживал с англичанином, «путешествовавшим для своего удовольствия», приветливые отношения, не подавая никакого повода обвинить его в недружелюбии. Николай Фёдорович действовал чужими руками.

Русская торговля стала монопольной, с Элиасом китайские власти отказывались вести переговоры, заявив англичанину, что у того нет официального положения, он просто частное лицо.

Петровский ненавязчиво напоминал китайским властям, что русские войска находятся неподалёку и готовы вступиться в случае притеснения российских граждан.

Русский консул через китайских властей добился удаления из Синьцзяна британского торговца Эндрю Далглейша, который свободно владел уйгурским языком и по заданию Элиаса выполнял его деликатные поручения.

Далглейша выдворили под предлогом отсутствия паспорта, на что никто никогда в тех краях не обращал внимания, но Петровский узнал об этом и сообщил китайцам. Это был ответ на выдворение завербованных Петровским индусов, организованное Элиасом.

Далглейш был убит на Каракорумском перевале афганцем Даудом Мухаммедом. Англичане лишились ценного разведчика. Они были убеждены, что убийство организовал Петровский, но доказать ничего не могли.

Петровский возмущался преступлением вместе со всеми и требовал от китайских властей наказать убийцу.

Мухаммеда арестовали русские власти в 1890 году в Самарканде. В тюрьме он покончил с собой, а может быть, ему помогли. Никто до истины докапываться не стал.

Но главной задачей Элиаса было не восстановление английской торговли, а разведка продвижения русских войск к Памиру. Границу между Российской империей и Афганистаном установили только до Памира.

Элиас добился разрешения от китайских властей пройти из Синьцзяна через Памир. 30-го сентября 1885 года он отправился в путь. За два месяца англичанин пересёк Памир от Янги Хиссар в Синьцзяне до Зебака в Бадахшане.

Он обследовал 12 перевалов на высоте 3900 метров, открыл гору Мустаг Ата высотой 7546 метров, которую назвал горой Дафферина. Во время его перехода температура упала так низко, что ртуть в его термометрах замёрзла.
 
Обессиленный от холода и голода, ослабленный недолеченной болезнью, Элиас, чуть живой, 8-го января 1886 года вышел к первому жилью в предгорьях.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/01/01/844