Дора Маар с кошкой Пабло Пикассо

Каменцева Нина Филипповна
 «Дора Маар с кошкой»* Пабло Пикассо**

«Дора Маар с кошкой» (Dora Maar au chat) (1941)

Год окончания: 1941.
Размеры: 128 ; 95 см.
Техника: холст, масло.
Местонахождение: частная коллекция

    Портрет Доры Маар с кошкой, созданный в период сюрреализма, является одним из самых необычных изображений возлюбленной Пикассо Доры Маар.
    Изначально – она сама захотела, чтобы Пабло обратил на неё внимание. Появившись в её студии, куда его пригласил друг, он поначалу обращает внимание на другую девушку европейской внешности. Дора поняла, что это решение – пригласить его туда, где много красивых моделей, ею же выбранных для фото, – было ошибкой. В этот раз ей не удаётся привлечь его внимание к себе.
    Тогда она просит друга перенести сцену возможной встречи: чтобы это произошло не в студии, а в ресторане. Пикассо зашёл в ресторан с другом, но даже тогда не обратил внимания на страстную испанскую черноглазую красавицу. Дора была элегантно одета: вся в чёрном, в чёрных до локтя перчатках...
    И здесь, почувствовав очередное поражение – а отступать не хотелось, – Дора, сидящая за соседним столиком, заранее забронированным рядом, чтобы обязательно познакомиться с Пикассо, берёт в одну руку острый столовый нож и, раздвинув на столе длинные пальцы другой руки, начинает вперебежку стучать острым ножом через пальцы. Именно на этот необычный страстный звук Пикассо оглянулся, а в эту минуту Дора поранила палец и поднесла руку к своим губам. Друг же, заметив наконец пробежавшую между ними искру, поздоровался и как бы из вежливости пригласил Дору за свой столик. Так началась и дружба, и любовный конверт раскрыт был на долгие десять лет. Дора Маар (1909–1997) – дочь пылкого хорвата и утончённой парижанки – стала для художника музой, моделью и любовницей и оставалась ею в течение почти десяти лет.
   Портрет Доры Маар написан Пикассо в 1941 году в его мастерской в Париже, оккупированном немцами. Они не раз приходили в его мастерскую с намерением закрыть её,но он говорил:- - "Генрих Мюллер — начальник тайной государственной полиции Германии,  мой поклонник, арестуйте меня и когда он узнает,то может быть и вы исчезните..."Но всё же немецкие нацисты отобрали у художника его частный дом вместе с картинами. Позже, когда захватчики отлучились в дозор, Пабло со своим садовником и сторожем выкрали картины и перевезли их в его дом в 500 км. от Парижа. Немецкие нацисты из огромного дома Пикассо сделали свой генштаб, но главное – не понимали и не ценили находящиеся там картины Пикассо. Впрочем, не только они: многие и сейчас говорят, что Пикассо полностью поменял художественный стиль на кубизм...
    В то время отношения между любовниками давали основательную трещину. Он искал молодую модель, чтобы заменить Дору. Только сейчас она стала понимать, что теряет его, но ничего не могла поделать. Поломанную тарелку не склеишь.
    И всё же Пикассо использовал этот портрет как средство выразить внутренние переживания. Позже художник признался, что в период написания картины Дора стала для него «персонификацией войны». На своих полотнах Пикассо изображал Маар в основном враждебно – как безумную женщину с искажённым лицом, неестественными глазами, в диких позах, – но картина «Дора Маар с кошкой» как будто бы прямо предвещала, что эта женщина закончит жизнь в сумасшедшем доме, где он навещал её и был свидетелем её безумия. И всё же она считается самой загадочной и непростой любовницей великого испанского гения, которая его вдохновляла, направляла, подсказывала – ведь она была художником-фотографом.

    На картине Дора царственно, подобно языческой богине, восседает в большом деревянном кресле, словно на троне, с чёрной кошечкой позади плеча (чёрный окрас кошки добавляет устрашающего впечатления), – хотя Пабло знал, что она плохо относилась к семейству кошачьих.
    Этим он лишь хотел показать сексуальную агрессию и женскую хитрость, которой обладала Дора, вспоминая первые страстные встречи. Яркая палитра и цветные плоскости платья придают величественность её фигуре в рамках пространства, ограниченного холстом. Гранёные плоскости, мазки придают картине скульптурные качества. Пикассо использовал необычайно яркую цветовую гамму. Используя кубизм в технике, Пикассо меняет красивое овальное лицо Доры до неузнаваемости – ухо пишет под глазом, рот искривлён в лёгкой улыбке, лицо же изображает на полотне одновременно в фронтальной и профильной плоскости.
    Пикассо уделил внимание рукам, пальцам с острыми ногтями, которые напоминают когти дикой неприрученной кошки, – за её постоянные утверждения, что она никогда не выйдет замуж, – хотя в действительности Маар обладала красивыми нежными женскими руками с тонкими пальцами и длинными ногтями, они ей не мешали в работе фотографа.
    Яркие цвета помады и маникюра были любимыми цветами Доры, но в этой картине Пикассо рисует губы синим цветом, чёрным, слегка высунутым кончиком красного языка показывая её мощь и склонность к психологическому насилию.
    Ничего удивительного, что он написал портрет со шляпкой. В те времена женщины без головного убора не выходили из дома, и красивая шляпка как бы заманивала прохожего посмотреть на себя...
    А в портрете аксессуар – шляпка Доры – символизирует причастность к сюрреалистическому движению, напоминая корону, которая разместилась на её голове, покрывая пышные каштановые волосы. Шляпка украшена красочными перьями и выделена ярко-красной полосой.

    Пикассо очень любил писать и имел в качестве моделей любовниц, любимых, жён.
    Портрет «Дора Маар с кошкой» является одним из самых ценных изображений возлюбленной Пикассо. И если картина Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой» (1905 г.) была продана в 2004 году за $104,168 млн, то, превысив все ожидания, портрет Доры Маар с кошкой ушёл с молотка за $95,216,000 (включая премиальные аукционистов). Счастливчиком оказался грузинский политический и государственный деятель Бидзина Григорьевич Иванишвили.

_______
* Портрет «Дора Маар с кошкой» Пабло Пикассо.
** Полное имя Пабло Пикассо гораздо длиннее, но он выбирает фамилию матери, объясняя свой выбор тем, что она хорошо звучит.

http://www.proza.ru/2019/12/25/1367
© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2019
Свидетельство о публикации №219122501367