Тяжёлая атлетика 9. ХлопкА не дали

Лев Неронов
        Положительным побочным эффектом злоупотребления парилкой было выздоровление от гастрита. Следует, однако, рассказать и о некоторых важных событиях четырех лет тренировок с удержанием себя на соревнованиях в легкой весовой категории. Зачем-то я согнал пять килограмм по настоянию моего тренера.
 
        Команда получила гарантированное очко в легком весе, «дырка» устранена. Мне и сейчас жалко противника своего, которому я помешал быть в городе первым. Жалко еще и потому, что вскорости он заболел туберкулезом легких.
 
        Нормативы для категорий 3,2,1 и мастера спорта не были постоянны. Они то чуть опустятся вниз, то поднимутся выше предыдущей отметки. Как бы «зачерпывают» спортсменов в более высокую категорию, а потом отодвигают «планку» вверх. Не было тогда понятия кандидата в мастера и мастера международного класса.
 
        В легком весе мой даже пониженный  результат от сгонки веса был нормативом мастера спорта. И официально закрепить норму мастера  ставилось легкой и близкой целью. Предполагалось это сделать в Москве на очередном соревновании высокого уровня судейства.
 
        Человек изобретателен. И он найдет возможность извернуться в рамках нечетко прописанных правил. Так появились массовые нарушения техники подъема штанги. При взятии штанги на грудь для «толчка» многие спортсмены стали несанкционированно подталкивать штангу бедрами в момент ее прохождения мимо бедер. Это может получаться и нечаянно у  спортсмена.

        А можно специально бедра использовать в роли промежуточной транзитной «полочки». Некоторым штангистам, в силу их конституции тела, трудно не зацепить штангу бедрами. Визуально это можно не увидеть, и может возникнуть судейский конфликт. Тренировочные штаны, у тех кто «бедрит» сознательно или случайно, выдают спортсмена. Если на разминке судья увидит дырочки на штанах, не разбираясь засудит!

        Другое модное извращение того времени относилось к технике «жима» с груди. Взяв штангу на грудь, штангист ждет разрешающего «хлопка» судьи, чтобы жать. Кстати ждет на закрытом дыхании. Вдох сделан в момент перед подъемом штанги. И долго так не прождешь! Стойка перед жимом должна быть прямой. По хлопку судьи, локти отведенные назад, производят энергичный срыв штанги с груди, динамически приближая ее к «мертвой точке», где требуется жать одними руками. Вот тут изворотливый человек придумал ухищрения.

        Стойка перед жимом уже не прямая, а все тело изогнуто в виде древка лука, готовя замах и локтями, и, что нельзя, грудью. Выкинув, а не выжав, штангу к «мертвой точке», штангист «проваливается» под вес за счет гибкости спины, снова искривляя тело, как древко лука. А штанга оказывается на почти прямых руках, и дожать ее нет проблемы. Так жим постепенно превратили в совокупность двух уродливых движений корпуса. В результате неизбежных конфликтов с судейством добились того, что жим убрали вообще из программы соревнований. И теперь вместо троеборья: жим, рывок, толчок, осталось двоеборье: рывок и толчок. А в 1957-ом было еще классическое троеборье и были судьи, начавшие борьбу с вышеописанными извращениями.
 
        Итак, мы в Москве. Соревнования судит судья международной категории Шатов. Он будет давать разрешающий «хлопок» в жиме и беспощадно бороться с извращениями, прежде всего у провинциалов. Я согнал накануне вечером не мене 3 кило. Веса в заказанных  подходах распределены так, чтобы выполнить норму мастера спорта в легком весе. Команда наша должна традиционно победить среди себе подобных в командном первенстве, выиграв в очередной раз переходящий кубок. На этом кубке было выгравировано 17 раз подряд имя победителя: «Завод им. К.Е. Ворошилова».
 
        Меня вызывают на помост. Наклоняюсь над штангой. Делаю вдох. Как и положено, на закрытом дыхании, легко беру штангу на грудь. Принимаю исходную стойку для срыва с груди. На закрытом дыхании жду, разрешающего хлопка... Долго не было хлопка. Я понимал, что Шатову не нравится моя стойка. Мой выпуклый картофельный  живот он явно расценивал, как нарушение стойки, как предварительное ее искривление. Из развернутого, естественного для жима, положения, я вынужден принять позу телеграфного столба. Звучит хлопок...

        Но я хлопка уже не слышу. А слышу нечто другое: «Ко второму подходу, повторно (!), вызывается Неронов, г. Куйбышев». Вдруг я соображаю, что произошло. Открываю глаза. Медсестра в белом халате приводит меня в чувство. Острый запах нашатыря. И меня снова зовут на помост. Вышел во второй раз на помост, не придя в чувство. Вес не взял. К этому весу никто больше не выходил. Совсем без паузы, меня вызвали к третьему подходу. Я «заработал» «баранку» себе и команде. Переходящий кубок перешел во владение челябинцев. На пожизненное хранение, поскольку этого вида соревнований больше никогда не было.
 
        «Уничтоженный», я вернулся домой, продолжал «жить» в легком весе, выступать, но уже не в состоянии увеличить результаты. Становилось только  хуже. Случилось еще событие.  Я сдал вечером непростой экзамен в вечернем институте. После экзамена пошел сгонять вес перед соревнованиями. Утром соревновался с равными соперниками. Тяжело, но победил. На последнем подходе почувствовал резкую боль в области сердца. Никаких врачей, скорой помощи не беспокоил. «Крючком» свернувшись, отошел от «тяжестев». Не вышел на пьедестал победителей, а двигаясь медленно бочком, убрался из большого спорта.
 
        Спасибо, остался жив. Через пару недель я все-таки зашел в больницу. Врач меня «успокоила», что теперь даже ведро воды мне никогда больше поднять не суждено. Это я и сам понимал. Никакого лечения или анализа врач мне не назначила. Через месяц я снова пошел к врачу в надежде на помощь. По счастливой случайности меня выслушал другой врач. Он назначил мне пройти кардиограмму. Изучив кардиограмму, врач удивил меня неожиданным заключением. Оказывается, я здоров! У меня случился простой невроз в момент получения травмы. Это проходит.

        Но тогда, спустя полтора месяца после того печального события, сердце болело от отсутствия привычной нагрузки. Нужно было опять «клин клином», в который уж раз?! Врач порекомендовал мне: «Идите опять в спортзал! Постепенно нагружайте себя. С возобновлением тренировок боль устранится!». Вот так! Сколько же раз организм может прощать безобразное к себе отношение!?

        От того, что я услышал от врача, ко мне вернулась радость жизни. И уже от этого только мне стало легче. Я объявился снова в спортзале и уже знал, что нужно делать. Очень осторожно я начал с малыми весами реабилитироваться. И умный врач был прав. Я постепенно забыл о боли в сердце. Затем я затеял вернуться в полусредний вес.

        Листая сохранившийся «классификационный билет спортсмена», я могу привести некоторую статистику:

07.1954  мне     18   лет  вес полусредний   начало тренировок
12.1954          18.5      вес полусредний   3-й сп. разряд  247.5  кг
08.1955          19        вес полусредний   2-й сп. разряд  325.0  кг
06.1956          20        вес полусредний   1-й сп. Разряд 
12.1956          20.5      вес полусредний                350    кг
02.1957          20.6      вес  легкий      (!)              322.5  кг
06.1959          23        вес  легкий                335    кг
11.1960          24.5 г.   вес полусредний  (!)   357.5 кг

        За два года, с декабря 1954 г. по декабрь 1956 г. результат увеличился на 100 кг  в сумме троеборья!

        При переходе сгонкой в легкий вес результат  упал на 30 кг. Почти четыре года тренировок в легком весе не повысили результат. Дело кончилось крахом моего спортивного роста и моей спортивной карьеры, по причине сгонки пяти килограммов веса, не имея в организме запасов жира и воды. Сгонкой веса я разрушил нечто, что было строительным материалом мышц молодого растущего организма. После первой сгонки вес долго не восстанавливался. И я сгонял перед каждым новым соревнованием уже не 5, а только 3 или 3.5 кг. Грубо говоря, я уничтожил в себе необратимо 2 -1.5 кг полезной мышечной массы!

        Переход в полусредний вес вернул прежние результаты. Но время не вернешь. Перед очередными соревнованиями я показал тренеру на весах, что у меня вес вырос, выпив для этого пару литров воды. Я стал, наконец, думать о себе, что было во благо и команде! Поскандалив с тренером, я выступал в полусреднем весе, против Васятки Евсеева. Победил, но травмировал плечо. И надолго. Полгода я не занимался штангой.