Эдуард Мане-предшественник импрессионизма-12

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

На исходе жизни любовь мастера к прекрасному, несмотря на тяжелую и мучительную болезнь, не утеряла юношеской нежности, чистоты, готовности на восторг и восхищение.
Речь идет, прежде всего, о натюрмортах.

Жанр натюрморта не пользовался в середине 19 века высокой репутацией.
Академия художеств отводила ему последнее место в своей иерархии жанров, поскольку считалось, что для его написания художнику якобы не нужно обладать какими-то особенными способностями, да и особым техническим мастерством.

За свою жизнь Мане написал их 80, что составляет примерно пятую часть его произведений.
Объясняя свою приверженность этому жанру, он говорил: «ХУДОЖНИК МОЖЕТ СКАЗАТЬ ВСЕ, ЧТО ОН ХОЧЕТ, ИЗОБРАЗИВ ФРУКТЫ ИЛИ ЦВЕТЫ».

Волшебны натюрморты Мане: связка спаржи, букет душистой сирени в вазе, полураскрывшийся бутон розы, чей стебель мерцая и преломляясь, просвечивает сквозь хрусталь бокала или вазы, смуглопушистые пер-сики или несколько тугих блестящих слив, отражающихся в гладкой поверхности стола.

Живопись Мане оказалась одушевленнее самой натуры, она спустя уже более100 лет продолжает жить на холстах во всей своей свежести,почти физически ощутимом благоухании.

Часто натюрморт у Мане фактически лишен сюжета и литературности. Зрителю просто остается наслаждаться живописью. Такова картина «ПУЧОК СПАРЖИ», прозрачность и безыскусность, которой воспринималась современниками как дерзкая выходка и вызов буржуазному порядку.

С этой работой связана забавная история. Шарль Эфрусси купил эту картину в мастерской художника и хранил всю жизнь. Он заплатил за нее 1000 франков вместо 800, которые просил Мане.
Тогда художник в знак благодарности нарисовал ему еще один натюрморт с изображением веточки спаржи, лежащей на краю стола, и послал картину Эфрусси, сопроводив запиской: « В Вашем пучке не хватает еще одной». («ВЕТКА СПАРЖИ»)