Joke-r

Елена Смирнова Ремарк
Сценарий

Я хочу рассказать о фильме Джокер. Я посмотрела его одной из самых последних. Мне было сложно ограничить себя от разговоров, прокручивать быстрее ленту в фейсбуке и не читать чужие мнения. У меня была своя цель: узнать, почему так много людей говорят об этом фильме. Ведь Джокер — не тот счастливчик, которому переживаешь как обычно. Как так получилось, что все влюбились в антигероя, ведь это как-то совсем не правильно.

Классические фильмы строятся по правилам. Если сценарист пишет по ним, то сценарий получается четким и драматичним. Не важно комедия, ужасы или драма — все строится по плану. Шестьдесят минут, девяносто или сто двадцать. В основе заложен фундамент и от него зависит успех фильма.


Трехактная структура

Первый акт

Стандартный сценарий — сто двадцать страниц. Первые тридцать знакомят зрителя с миром фильма. Это вступление или первый акт. В этой части обычно показывают что-то перед главным событием, чтобы постепенно втянуть в сюжет. От начала зависит каким будет продолжение. Если не посадить зрителя на крючок — все, провал.

Второй акт. Первая часть

Часто во втором акте бывают три части. В первой герой начинает действовать. Если он не начнет что-то делать — фильм покажется затянутым и скучным. Всегда должна быть динамика, зрители поэтому ходят в кино. Хочется эмоций, азарта, сопереживания. Поэтому из первого акта должен быть плавный переход во второй каким-то предложением, перепутьем и так далее.

Второй акт. Вторая часть

На границе первой и второй части бывает точка невозврата. Это такой момент, когда герой уже принял решение совершить поступок и реализует его. Часто в этот момент герой меняется. Может поменяться одежда, манера, освещение, чтобы зритель четче понимал, что случилось необратимое. Герой уже не такой, как был раньше. Он теперь живет другой жизнью.

Второй акт. Третья часть

Подготовка к самому главному. Начинается самый драматичный момент истории. Герой сталкивается с проблемами. Он может оказаться один против всех, независимо, что это может быть. Решительный момент, когда есть возможность что-то изменить, обычно это шанс, который непременно надо использовать. Все это вступление в кульминацию.

Третий акт

Самый напряженный момент в сценарии. Герой должен выполнить свое предназначение, получить ответы на вопросы, сразиться с антигероем, устроить революцию — все, к чему так шел долго. Все в этот момент складывается для исполнения его цели. Герой преодолевает последнее препятствие и завершает свое дело. Кульминация. Обязательно должна быть небольшая история после этого, что происходит с ним или с миром вокруг, что изменилось. Финал и титры. История закончилась.


Сцены

Крючок

В Джокере главный герой плохой. Это антигерой, которого обычно не любишь. Но почему же все так его полюбили, не уж то мир готов принять таких психопатов и встать на его сторону? Да. Именно в этом сила сценария фильма. Вот несколько деталей.

Крючок в первые две минуты — это гениально. Открывающая сцена: хороший такой парень готовится к работе, наносит грим, общается. Все нормально. Вот он в смешных ботинках и дурацком прикиде веселится — ловко крутит табличку, старается привлечь людей. Он молодец. Нам нравятся люди, которые хорошо работают и веселятся.

Но тут на него неожиданно нападают подростки, и Джокер теперь — жертва. Он гонится в смешных ботинках по улицам за этими ребятами и вместо того, чтобы нагнать их и избить, на него нападают. И в этот момент все понятно: Джокер хороший, он ничего плохого не сделал. Это все вокруг плохие. И вот он крючок — ты проникаешься сочувствием к герою и поэтому когда он начинает всех убивать, в том числе свою мать, — зритель не сопротивляется этому.

Начать фильм с этой сцены — гениальное решение. Можно было показывать его жизнь, работу, отношения с мамой, но эта пара минут заложила прочный фундамент всего фильма. С этого крючка уже не слезешь.


Объяснение

В фильме есть две сцены подряд. Первая, где герой сидит на приеме у психиатра. Он смеется, а женщина смотрит на него спокойно и не спрашивает ни о чем. Зритель в этот момент не понимает, что происходит. Крючок, интересно узнать, что с ним. Вторая сцена, где Джокер едет в автобусе и корчит рожицы ребенку. На возмущение матери, он начинает заливаться истерически смехом и дает карточку, где есть объяснение его смеха. Ему неловко, он душит себя, чтобы перестать смеяться, на него смотрят, его осуждают. А зритель — нет. Он знает, ему жалко Джокера.

И еще интересный ход в сценарии по галлюцинациям героя и его мамы. Все было настолько реалистично, что в момент прозрения и у Джокера и у зрителя в один момент открываются глаза на происходящее. Все начинает складываться в одну картинку. Показать это все так сложно. Но это один из самых ярких моментов, когда приходит понимание, что обвели вокруг пальца.


Убийство

Когда герой получает пистолет, он играется с ним как ребенок и искренно пугается выстрела. Он не планировал идти убивать. Защищать себя — да. Но убивать? Если бы к нему не пристали те парни, все бы было иначе. Сцена в метро спланирована отлично. Вот герой смешной опять, едет в этом костюме, с огромной сумкой челночника, неудачник одним словом. Он не хотел привлекать к себе внимание, парни нарвались и тут он уже ответил им. Зритель к этому моменту понял, в каком мире он живет и как тяжело ему, с чем он сталкивается каждый день. Этот момент в подземке — выбор героя. Он его сделал, но после убийства, удивительно, начинаешь понимать Джокера еще больше.

Все остальные его решения — следствия выбора. Он теперь знает кто он и кто другие. Кто хороший, а кто плохой. Как ребенок, который понимает, что над ним смеются не потому, что он смешной, а потому что он не такой, как все. Но что удивительно, все убийства обоснованы, как бы ужасно это не звучало, но сценаристы не стали показывать бездумные сцены.

Например, убийство матери. Он это сделал после того, как узнал правду. После такого откровения тяжело дальше ухаживать за больным человеком, кормить с ложечки, смотреть вместе телевизор и купать в ванной.

Сцена с убийством коллеги-клоуна тоже справедливая. Если бы Джокер был маньяком, он был убил коротышку, но он его не трогает. Тот к нему всегда относился хорошо и он его отпускает. Эта сцена — пример мотива «Спасите котика». Как бы ужасно это не звучало. Еще один момент, когда плохой герой спасает чью-то жизнь, пусть даже в таких кровавых обстоятельствах.


Финал

Артур стал Джокером. Выполнил ли он свое предназначение — приносить пользу и радость в этот мир? Вряд ли. Сценарий фильма о больном, безумном мире, где не понятно, кто сошел на самом деле с ума. Кто плохой, а кто хороший. Герой изменил мир. В становлении Джокера он прошел длинный путь, с множеством решений. Весь фильм — на одном дыхании. До последнего кадра невозможно оторваться. История о плохом человеке, который стал настоящим героем для покалеченного мира. Мира будущего.

Фильм «Джокер», 2019
Режиссер: Тодд Филлипс
Сценарий: Тодд Филлипс, Скотт Сильвер, Боб Кейн
Актеры: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой, Бретт Каллен, Шей Уигэм, Билл Кэмп и др.
Бюджет: $55 000 000
Время: 122 минуты