По следам наших первобытных предков

Игорь Бабанов
Отто Николаевич Бадер. По следам наших первобытных предков. Москва 1939

Наркомпрос РСФСР. Науч.-иссл. ин-т краеведческой и музейной работы. О.Н. Бадер. По следам наших первобытных предков: В помощь юным краеведам-археологам и туристам. Москва: 1939 (2 - издание). 49с.
Над блестящей поверхностью большой спокойной реки и над ее широкой долиной, покрытой поёмными заливными лугами, кустарниковыми зарослями, да кое-где небольшими островками леса, нависла знойная тишина июньского полудня. Лишь где-то вдали, за рекой, как запутавшийся в стеблях шмель, монотонно тарахтит трактор...Обычная повседневность смотрит на местного старожила из каждого уголка издавна знакомого ему ландшафта, ничто не привлекает его внимания.
Но если посмотреть на эту речную пойму пытливым взглядом исследователя-естествоиспытателя или историка, специалиста или краеведа, — то она разукрасится тысячами новых красок и раскроет перед нами часть своих глубоко интересных тайн, скрытых для невооруженного знанием человека.
Вряд ли этот ничтожный уголок огромной страны уже специально изучен. И долго ему в прежнее время пришлось бы ждать своей очереди...Но в Советской стране велика тяга к знанию, к науке, она растет не по дням, а по часам. Ширится миллионный актив краеведов. помогающих советским организациям изучить и освоить каждый уголок своей родины.
От высокого яра отчалила лодка. В ней трое: два ученика местной школы-десятилетки, любители всевозможных экскурсий и экспедиций. Третий — местный землемер и краевед-историк, уже известный своими многолетними исследованиями местного края.
Через четверть часа, спрятав лодку в кусты левого берега и надев на спину рукзаки с необходимым снаряжением, все трое бодро зашагали по тропинке в густом тальнике и вскоре вышли на обширный заливной луг.
— Итак, ребята,—сказал старший из спутников — сегодня мы будем искать остатки поселений людей, обитавших в нашем крае еще в каменную, неолитическую эпоху.
— А что известно об этих людях? — поинтересовались ребята.
— Очень мало!— сказал краевед. — Как вы знаете, в то время люди еще не умели писать, они научились, этому на наших равнинах несколькими тысячелетиями позже. Поэтому о неолитических обитателях нашего края не говорит ни слова ни одна летопись, ни один древний писатель. Это время теряется во мраке тысячелетий. пройденных человечеством.
— Как же удалось получить сведения о людях каменной эпохи?
— Дело в том, что в земле, на местах их древних поселений сохранились различные культурные остатки. Конечно, все предметы, сделанные из древесных материалов, почти всегда к нашему времени исчезают бесследно,. так же как, часто, вещи из рога и кости. Но орудия, сделанные из различных пород камня и даже черепки древней глиняной посуды доходят до нас, почти не поддаваясь разрушительному действию четырех или пяти тысячелетий. И вот здесь выступает на первое место археология. Учеными археологами разработаны тончайшие методы исследования, раскопок древних могил и могильников. Ведь, дело заключается совсем не только в собирании древних орудий, а, главным образом, в изучении условий и порядка их залегания, в тщательном исследовании остатков очагов на поселении, остатков жилищ-землянок, их размеров, количества и т.д. Надо помнить, что конечной целью советской археологии является не изучение вещей самих по себе, а изучение с их помощью древнейших этапов истории человеческого общества. Таким образом, вы видите, что археология — это та же история, но она выделяется в особую специальность потому, что строит свои выводы на своеобразном материале, особых первоисточниках: на изучении сохранившихся в земле остатков материальной культуры.
- А почему мы пошли искать остатки неолитических поселений сюда, в речную пойму, а не стали искать их на высоких берегах? —спросил кто-то из ребят.
— Видите ли, из научных раскопок неолитических стоянок известно, что на них отсутствуют следы сколько-нибудь значительных занятий земледелием, отсутствуют и кости домашних животных. В то же время на этих стоянках обнаружены скопления рыбьей чешуи и костей, большое количество костей диких животных: лосей, бобров, диких кабанов, медведей, волков, лисиц, куниц, оленей и т.д., орудия охоты и рыбной ловли из камня и кости и даже отпечатки настоящих рыболовных сетей на глине. Эти факты дают археологам полное основание сделать вывод о том, что в неолитическую эпоху в наших областях население занималось главным образом рыболовством и охотой. Этим объясняется и расположение поселений: как правило, они располагаются на берегах водоемов, служивших рыболовными угодьями. Особенно много стоянок бывает в широких поймах рек, на берегах пойменных озер, староречий, покинутых рекой, так же как и на более крупных озерах, в особенности в тех их частях, где в озера впадают или из озер вытекают речки. Древние рыболовно-охотничьи стоянки располагаются всегда низко, у самой воды, чаще всего на высоте 1—5 м над нею.
В это время разговаривавшие миновали луга и снова вошли в кустарник, над которым кое-где возвышались небольшие, когда-то намытые рекою песчаные бугры.
— Вот что, ребята! — остановился краевед. — Когда что-нибудь ищешь на местности, никогда не следует итти всем скопом, друг другу в след, так мы не используем всех своих возможностей. Давайте-ка развернемся цепью, а чтобы не терять постоянной связи со своим соседом и не оторваться, надо чаще перекликаться. Отсюда мы начнем наши поиски. Рекомендую вам особенно внимательно осматривать песчаные бугры и их подножия, в особенности со стороны пойменных озер, стариц и речек, а также их южные склоны, хорошо обогреваемые солнцем. Вообще, в археологической разведке очень полезно ставить себя в положение первобытного человека, выбирающего наиболее удобное место для постоянного поселения или временной стоянки.
— Может быть, я ошибаюсь, — произнес в раздумьи один из молодых краеведов, — но мне кажется, что здесь мы ничего не найдем. Ведь, все эти невысокие бугры в большие весенние разливы покрываются водой. Как же на них могли жить первобытные охотники и рыболовы?
— Это ничего не значит, — сказал старший. — Мне самому не раз удавалось собирать богатые коллекции предметов каменного века именно на таких небольших, отдельно стоящих песчаных дюнах. Располагавшиеся на них стоянки не всегда должны были быть обязательно постоянными поселениями. В ряде случаев здесь перед нами, возможно, остатки временных, сезонных, летних становищ. Кроме того, известно, что в послеледниковое время наблюдались довольно значительные колебания климата. По некоторым данным, конец неолитической эпохи совпадал с началом теплого, засушливого периода, когда реки, безусловно, были немноговодны. Наконец, современные высокие уровни разливов, в отличие от
древних, связаны уже с деятельностью человека. Уничтожение большей части лесов за последние столетия хоть и привело, с одной стороны, к общему обмелению рек, но одновременно обусловило быстрое таяние снегов на открытых пространствах, быстрый, ничем не сдерживаемый сток вод и, следовательно, хоть и короткие, но бурные разливы…Однако, пора начинать, товарищи! —закончил руководитель.
— Не забудьте осматривать в первую очередь места с разрушенным почвенным покровом, — крикнул он вдогонку своим юным помощникам. — На размывах и выдувах легче всего находить древние остатки!
Сперва разошлись веером, затем пошли параллельно друг другу.
Через два-три часа, обследовав зигзагами значительную площадь поймы, собрались снова вместе. Результаты были нерадостные: не обнаружили ни одной стоянки; лишь руководителю посчастливилось найти наконечник стрелы из коричневатого кремня. Правда наконечник поражал симметричной правильностью формы и тщательностью обработки, но не сопровождался никакими другими находками, будучи, по-видимому, еще в древности потерян первобытным охотником.
— Не повезло нам,— сказал краевед опускаясь на траву и отирал вспотевший лоб.— Ни не будем падать духом! Без труда не дается ничего! Кроме того, находка стрелы все же указывает, что наши первобытные предки охотились в этой долине и, по всей вероятности и жили где-то здесь же, неподалеку.
Решили сделать привал. Через несколько кинут привычною рукою в защищенном от ветра уголке был разведен небольшой костер и над ним, с помощью маленького походного топорика, сооружена на двух вильчатых колышках перекладина для котелка и чайника. С бугра была видна вся широкая пойма с блестящими на ней кое-где длинными, изогнутыми озерцами. Вдали, на высоком коренном берегу, сплошной стеною синели леса.
— Какие увлекательные картины встают перед воображением, —начал один из юношей, — когда пытаешься себе представить, как жили в »той долине на своих становищах полудикие неолитические охотники, как они выглядели, как выслеживали лосей или кабанов, как охотились на бобров в их домиках за искусственными плотинами, чем отличался здесь род от рода, как и где сходились все роды на торжественные обще-племенные праздники…
Сваренная на воде тленная каша, никогда не соблазнявшая дома, показалась необычайно вкусной и была съедена без остатка.
За чаем разговорились о пережитках примитивной техники в современном быту. Между прочим ребята рассказали, что местный пастух еще с 1919 года, когда не всегда легко было в деревне достать спички, сохранил привычку высекать огонь из осколков кремня, зажигая искрами кусочек сухого трута.
— А вы у него не спросили, где он собирает для этого кремень? — оживился краевед.
— Спрашивали. Вон, в том леске — указали ребята па темневший в пойме верстах в четырех небольшой «остров» старых сосен, расположенный на высокой и длинной песчаной гриве, обрамленной зеленой кустарниковой зарослью, сквозь которую в двух-трех местах белели большие песчаные плешины размывов.
- Что же вы мне раньше не сказали об этом, ребята?!— с упреком воскликнул руководитель, но глаза его радостно блеснули. - Ведь, на песчаных наносах речной поймы трудно ожидать естественных выходив кремня, не правда ли? Почти с уверенностью можно сказать, что ваш пастух собирал кремень на место стоянки, каменной эпохи, куда кремень был принесен, быть может, даже издалека древними обитателям и нашего края, и служил им для выделки орудий. Ну-с, довольно рассиживаться! — свертываем лагерь и айда в дорогу!
Солнце стояло уже низко, когда разведчики подходили к цели. Высокие сосны бросали на пойму длинные прохладные тени. Снова разделились: старый краевед взял на себя осмотр центральной части гривы, поручив вниманию молодых оба ее склона.
Один из юных краеведов шел зигзагами вдоль южного склона дюны, продираясь через ивняк и внимательно осматривая каждую пядь земли. Неожиданно он увидал перед собою длинное пойменное озерцо, загибавшееся вдали влево вместо с основанием дюнной гряди. «Отлично! и озеро, н южный склон, защищенный высоким
холмом от холодных северных ветров» — подумал разведчик. Внимательно оглядевшись, он заметил невдалеке среди кустов, между лесом и озером, близ основания дюны большой размыв и на нем горизонтально протянувшуюся по склону, темную, как бы углистую полосу, очень расплывчатую, но ясно выделявшуюся на расстоянии. — Неужели размытый культурный слой? — мелькнуло в уме, и сердце взволнованно сжалось.
Добежать до размыва было делом одной минуты. Первым, что бросилось в глаза, был крупный кусок круглого днища глиняного сосуда, орнаментированный густыми вдавлениями в виде ямок, н рядом с ним — несколько кремневых осколков…
— Наше-о-о-л!..Ко мне-е! — вырвался из груди торжествующий крик.
— Э-гей! Сюда!— передал из лесу дальше густой баритон.
- Иду-у!— послышалось внизу за бугром.
Через несколько минут все были в сборе. Одного взгляда, брошенного на размыв археологом, было достаточно, чтобы с уверенностью заключить, что когда-то здесь располагалось крупное становище. На большом протяжении на поверхности проглядывал разрушаемый размывами и ветром древний жилой, культовый слой, еще сохранивший темную окраску, придаваемую обильно примешанным к нему углем, золою и перегноем остатков древесины, шкур животных, отбросов пищи и т.п. В короткое время на поверхности была собрана значительная коллекция предметов: кремневых наконечников стрел и копий, скребков, два вогнутых долота и великолепный полированный топорp клиновидной формы с остро отточенным лезвием. Часть орудий была сломана еще в древности: на это указывал характер изломов. Особенно много было необработанных осколков кремния и обломков керамики — посуды из обожженной глины. Ни одного целого сосуда не нашли, но в одном пункте было найдено большое количество однородных черепков, что давало надежду склеить из них дома, целый, большой круглодонный сосуд. Для облегчения трудной кропотливой работы по склейке — все черепки из этого пункта упаковали отдельно, не смешивая их с другими.
— Поздравляю с открытием! — обратился руководитель разведки к находчику. — По советским законам, не будучи специалистами-археологами и не имея на руках «открытого листа» на право раскопок, мы не можем копать: это сделают более подготовленные люди, научные работники. Но за нами честь открытия памятника для науки и его первого обследования. Смотрите!— продолжал он, делая походной лопаткой вертикальную зачистку стенки небольшой, вырытой очевидно пастухами ямки. - Мощность культурного слоя достигает шестидесяти сантиметров. И, судя по распространению находок на поверхности, стоянка занимала довольно большую площадь. А вот самое интересное место на поверхности стоянки —указал он на округлое, расплывчатое углистое пятно значительных размеров, посредине которого виднелось несколько в беспорядке нагроможденных камней, сохранивших следы действия огня.— Перед нами несомненно остатки жилища, землянки. Эта редкая находка имеет исключительный научный интерес. Вообще, археология еще очень молодая наука. Потому каждая краеведческая разведка может дать открытия всесоюзного и даже мирового научного значения. Археология находится на такой стадии своего развития, когда еще часто продолжают делался неожиданные, важные открытия, нередко заставляющие совершенно по-иному смотреть на вещи. Это обстоятельство еще более усиливает увлекательность работы археолога.
Солнце почти скрылось зa горизонтом. Пока старший их спутник бегло набрасывал план стоянки и составлял ее описание, ребята снабдили собранный материал подробными записками-этикетками п тщательно его упаковали.
- В нашем районном музее местного кран и не подозревают, какой ценный вклад мы готовим в его коллекции! — радовались ребята.
Наспех закусили и двинулись в обратный путь. С тяжелыми рукзаками, но возбужденные и счастливые удачей, бодро шагали ребята, полной грудью вдыхая вечернюю прохладу…