Глава 4. Веки устроены Словом Божиим

Владимир Константинович Белодед
Слово «человек» состоит из двух частей: чело и век, и обе эти части являются в Писании важными словами, в которые положено глубокое духовное содержание.

Слово «век» таит в себе смыслы и значения, которые не сразу укладываются в наше стандартное историческое мышление.

Бог создал человека по образу и подобию Своему, Он вдохнул в него дыхание жизни, и человек стал душою живою. И мы знаем, что Бог никогда не отходил от Своего творения, Он и доныне творит.

Каков этот процесс творения? Чело – это не часть физического лица, чело – это ум и ум духовный, ум, познающий Бога. Для него Бог сотворил век и положил в него все необходимые средства и материалы, чтобы ум мог расти и познавать своего Творца.

Бог, как Великий Скульптор, из несовершенного творит совершенное и, как Великий Селекционер, соединяя лучшие сорта растений Своих, выводит высокую культуру, способную дать совершенные плоды.

Сегодня я покажу вам, что такое век, я проведу вас по Писанию и покажу вам век тьмы и век света и как в них созидается чело. Мы рассмотрим содержание слов «век сей», «век этот», «век настоящий», «век грядущий», «век будущий», а попутно с ними и другие библейские понятия.

«… Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определённая мера» (3Езд. 4:36,37).

Короткое слово «век» вмещает в себя великое многообразие вещей и процессов, посредством которых Бог выращивает и воспитывает чело.

Век – это наш многоплановый и многообразный мир, в котором мы с вами живём. В нём Бог всё творит и созидает, выращивает и воспитывает. В нём Он сотворил человека и дал ему всё потребное для роста.

В нём Он сотворил для человека небо и землю и все светила небесные, в нём Он сотворил всякое растение и дерево и всякую тварь, дабы служили они человеку, а он научился бы, познавая всё это, владычествовать над всем. Здесь насадил Бог для человека рай и дал ему заповеди. Здесь, в этом веке, человек познаёт, что такое добро и зло, свет и тьма. Здесь, возделывая землю свою, человек учится выращивать плоды познания всех вещей, через которые Бог проводит его.

И Бог всё так мудро устроил в веке этом, что, воспитываясь сначала на одних вещах, человек переходит к другим. И Бог по мере созревания ума вводит в век всё новые и более совершенные вещи, ведя его к необходимости познания законов, управляющих этими вещами.

Вещь – понятие широкое, оно вмещает в себя и вещи материальные, и вещи, лежащие в мысли, и вещи-законы, по которым мысль восходит от материи к духу. И так же, как есть в мире этом тела физические, душевные и духовные, так есть и вещи материальные, душевные и духовные.

В веке этом душа одевается в материальное тело и, осваивая его, создаёт тело душевное. Созрев в душевном теле и в душевном мире, душа переходит в духовное тело и в духовный мир. И тела её – тоже как вещи, как одежды; и все знания, через которые она проходит свой путь развития, – тоже как одежды, которые она постоянно меняет в пути продвижения от низшего к высшему.

Так ведёт Бог человека от праха земного до высот Своего совершенства и наделяет его полнотой Своего бытия. И сначала Он одевает человека во плоть и воспитывает его в вещественном мире, приготавливает его для введения в царство природы духа и потом уже вводит его в мир горний.

Путь этот долгий и трудный, и Бог наперёд знает его. И Он всему дал определения Свои: Он положил законы и установил порядок всего, что должно совершиться с человеком на его пути к совершенству, и дал человеку заповеди и учения, в которых изъявляет человеку волю Свою.

Он устроил века и веки, чтобы чело из века в век наполнялось ведением и премудростью Божией.

«… Истина пребывает и остаётся сильною в век, и живёт и владычествует в век века… она есть сила и царство и власть и величие всех веков…» (2Езд. 4:38,40).

Всё, что Бог сотворил, Он основал на истине, и к чему бы творение ни прикоснулось, во всём – истина. И Богом было так всё сотворено, что невозможно было обойти её, она была и есть как созидающая сила. И то, для чего был сотворён человек, составляло истину.

Истина поднимает творение к Творцу своему. Бог есть Любовь, и все пути творения Он направил к любви и каждый шаг пути пропитан любовью. Исполняющий постановления и заповеди Божии неизбежно соприкасается с любовью, и в этом – истина.

Бог всё так предусмотрел, чтобы идущие по пути не могли заблудиться. Премудрость Божия преизобильно изливалась на человека во все времена. Через Своих пастырей и пророков Бог давал человеку и знания, и наставления, и заповеди, и законы. Но люди уклонились от Слова Божия и Его закона и рядом с ним поставили свои законы и постановления. Истина удалилась от них, и мир возлюбил ложь.

Пророк Ездра об этом говорит так: «А ныне, когда век сей был создан, нравы сотворенных повредились при неоскудевающей жатве, при неисследимом законе» (3Езд. 9:19).

Когда век ещё не приобрёл своих очертаний и был незрел, творение пользовалось свободой, предоставленной ему незрелостью века. Но поскольку творение размножается, на смену естественному поведению приходят законы и заповеди, определяющие порядок жизни столь разнообразного общества.

Более мудрые и сильные понимают необходимость упорядочивания жизни и принимают данные Богом правила для исполнения, усмиряя свою необузданную природу.

Другие же противятся и постановлений Божиих не исполняют, но создают свои законы и постановления как подобие того, что Бог дал Своему первому творению.

Через законодательство Бог посеял в Свой народ великое богатство знаний, которые могли бы поднять его на высокий уровень развития. Но знания не были приняты и исполнены, а воцарилось беззаконие, повредившее нравы людей.

Так пошло от начала творения, так было и в Израиле, так происходит и теперь.

Один из Божиих пророков, Ездра, в своей Третьей книге, где он пытается понять промысел Божий и тайны века, говорит, что «век сей исполнен неправдою и немощами». Он называет его растлённым и усыплённым и призывает избегать тени века сего.

Век, который был дан Адаму, был духовен и был от Бога. Но когда Адам вкусил от древа познания добра и зла, он утратил силу Всевышнего и пал в мышление вещественное, и начал путь свой с изучения вещественных начал. И всё человечество от Адама погрузилось во тьму – в букву. Разум человека уснул в помышлениях плотских. Буквальное понимание вещей ограничило сознание человека в рамки времени. Не имея знаний, человек устремился в помыслы и породил великое множество идолов, суеверий, ложных теорий и учений. Невежество породило зло и владычествует над умом человеческим.

Но не надо думать, что Бог совершил здесь какую-то ошибку и бессилен пред Своим творением. У Бога всё идёт своим чередом: если бы Адам не согрешил, то не нужен был бы и Спаситель.

Вы же должны знать, что из невежества нужно выбираться к истине, что век этот для вас как горнило огненное, где вы учитесь и испытываетесь.

Истина присутствует во всех сотворённых веках, и она есть свет людям. И Бог не допускает того, чтобы тьма совсем поглотила свет, а невежество покрыло истину, ибо на земле всегда есть праведные люди, которые, как светильники Господни, светят во тьме. От них зажигаются новые светильники, и истина приходит к тем, кто готов следовать за ней.

Вы часто говорите: нет нигде истины, никто не говорит правду, и нет нигде здравого смысла. Ну, а вы, что делаете вы, чтобы истина в мире жила? Начинайте творить истину: любите ближнего своего, делайте добро, станьте светильником для других.

Истина – одна, и жизнь – одна, и жизнь неистребима – она вечная. Вы только снимете тело и наденете другое и сюда же вернётесь. Так творите же дела добрые, чтобы они проросли на земле добрыми посевами. И вы к ним вернётесь и будете дальше растить их.

Жизнь в веке этом дана вам для того, чтобы вы воспитали в себе мудрый ум. Дела, которые вы делаете, уйдут, но приобретённые способности остаются с вами. Вы снова и снова рождаетесь в этом временном веке, приобретая всё более и более высокие качества и способности. Вы растёте и изменяетесь, а век остаётся. Человечество меняется, сменяются различные эпохи и идеологии, а век остаётся, как великая Божия лаборатория, где выращивается ум от праха земного до Божества.

Истина есть величие всех веков. Она, как жизнь, окружает вас и входит в вас, и она обитает за пределами того, что вам ведомо. Истина свободна от закона, она ведёт человека естественным путём развития, и она стоит над вами во все периоды вашего роста, над всеми веками вашего пути.

Что означают в Писании выражения: «в век века», «во веки веков», «вовек»?

«Праведник во веки не поколеблется» (Пр. 10:30).
«… Земля пребывает во веки» (Екк. 1:4).
«… Что делает Бог, пребывает вовек» (Екк. 3:14).
«… Престол Твой, Боже, в век века» (Евр. 1:8).

Век этот во всём своём многообразии состоит из веков, которые мы проходим, как ступени лестницы или как школьные классы.

С одной стороны, каждая душа, снова и снова приходя в мир и вступая в век этот, в зависимости от уровня своего развития становится на свою ступень и проходит век, соответствующий её росту. Сменяя физические тела, она сменяет и века, как бы переходя из класса в класс.

С другой стороны, век этот наполняется веками согласно родословной господствующего в них разума и знания. Род Адамов – и соответственно его век – длился 930 лет, век Ноя – 950 лет, век Авраама – 175 лет. Потом идут век Исаака и век Иакова, и эти крупные века вмещают в себя веки господства их сыновей.

Из века в век переходит народ Божий по ступеням своего духовного развития, пока не достигает в Сыне Человеческом своего совершенства. Иисус Христос вобрал в Себя всё то лучшее, что вырастило в себе человечество. Он пришёл в век закона, где были сконцентрированы все те семена, которые должны были прорасти в жизнь вечную. И Он пришёл, чтобы вдохнуть в них дыхание жизни.

«Верою познаём, что веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3).

Слово Божие устрояет век, в который помещает все творения Свои. В нём Бог создаёт человека и ставит его превыше всех других творений и даёт ему власть над ними. В нём Он насаждает для человека рай и даёт ему в пищу плоды разных деревьев и даёт человеку повеления Свои, как ему жить.

Слово Божие есть истина, и Слово творит все века и во всех веках царствует во благо живущих. Без Слова Божия не может быть века, и веки живут в Слове. Слово учит, Слово ведёт к совершенству. «… Слово Господне пребывает вовек…» (1Пет. 1:25), и «… истина пребывает во веки» (3Езд. 8:22).

«Всё это я сказал пред Тобою, Господи, потому что для нас создал Ты век сей» (3Езд. 6:55). И ещё у Ездры сказано так: «Этот век Всевышний сотворил для многих» (3Езд. 8:1).

Век сей, или век этот, – это век тьмы и смерти, век непослушания и греха. Он отражает себя объективной действительностью, и мы пребываем в нём настолько, насколько наш разум вмещает его в себя. Его удел – материальная жизнь и буквальное понимание Божиих наставлений. Это век тленных ценностей и тленных знаний. Это век, который мы все проходим: в нём мы постигаем всё внешнее, в нём растёт и развивается наш внешний человек, наш плотской разум.

Господин этого века – князь мира сего, и он – отец его и блюститель. Он – слово тленное, и он творит человека через познание подобия Божия, и он сам есть Его подобие.

Этот мир – как тень, отбрасываемая от мира Божественного.

«Луна… служит… знамением века» (Сир. 43:6). Луна, как я уже вам говорил, – это светильник для ночного времени и это заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Век сей – это ночное время, и светильник его – луна. Время вашего пребывания в ночи определяется вашей любовью к ближнему. Если у вас нет любви к ближнему, то и нет на вашем небосклоне луны, значит, и нет начала, ещё не наступил вечер. То есть вы живёте ещё как пар и не ведаете о Боге даже на внешнем уровне.

Но когда вы учитесь любить ближнего своего, на вашем небе всходит луна – вы вступаете на путь познания Бога и сначала познаёте Его в ночи. Но за ночью наступает день, и на небе всходит солнце правды. Так в веке этом созревает век грядущий – век света.

В Евангелии от Луки Иисус говорит: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев… для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лк. 18:29-30).

Век настоящий создан для человека. Человек же создан ради дыхания жизни. Дыхание жизни уже есть внутрь вас как семя. Вам нужно прикоснуться к нему, дать ему питание, чтобы оно проросло. Когда же оно начнёт прорастать, то и вы вместе с ним начнёте расти. И вы даже не заметите, как век мира этого начнёт в вас постепенно умирать, а на смену ему родится внутрь вас век будущий – век духа.

Два века сойдутся между собой внутрь вас: век тленный и век нетленный, век ограниченный и век, который ни в чём не удерживает вас, но даёт вам полную свободу.

Новый век как бы говорит вам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас…» (Мф. 11:28). Этот век не наказывает, но принимает всех, как младенцев, и призывает: «Иди, дитя, учись! Пока не научишься, ты будешь совершать много ошибок. Но детства без этого не бывает. Ты и шишки набьёшь и будешь падать, но не бойся, вставай и иди вперед. Я открыл тебе путь познания, путь света. Но чтобы его постигнуть, необходимо всё испытать на себе. Испытывай, проверяй и расти».

Сейчас внутрь вас пробуждается новое семя, новая жизнь. Но чтобы она укоренилась, нужно знать об этом не только теоретически. Новая жизнь будет расти только в исполнении, в практической деятельности. Мало того, чтобы всё новое росло только в уме вашем, нужен опыт новой жизни, чтобы век будущий стал вашей новой реальностью.

В Своих Священных Книгах Бог записал для вас всё, что необходимо вам узнать о тайне вашего внутреннего мира. И Он сказал, что внутренний мир принадлежит Сынам Бога Всевышнего, Слову Божию. И Он хочет, чтобы вы смотрели в Писание, как в зеркало, и видели бы в нём, как вы растёте, как продвигаетесь от века старого к веку новому.

Но не пренебрегайте веком нынешним, а пользуйтесь им разумно и мудро, трудитесь, чтобы приобрести в нём способности, знания и опыт, необходимые для перехода в век будущий.

Бог дал каждому человеку способность выразить себя таким, каков он есть, и таким, каким он хочет быть. И Он создаёт для каждого из вас и обстановку, и обстоятельства, в которых вы могли бы подняться и осваивать новые высоты жизни.

У Давида в Псалмах есть такие слова: «… Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой» (Пс.38:5).

Итак, где вы находитесь? чем вы занимаетесь? в какие мысли вы одеты? что это за мысли, и кто вам их дал: слово тленное или Слово нетленное?

Когда Адам и Ева отведали плодов от запретного дерева, они познали добро и зло и смертию умерли. Бог нетления дал им дыхание жизни, а Бог тления подменил его дыханием смерти. И Адам, имеющий в себе обе противоположности Бога, должен был пройти век смертный от начала до конца и в нём вырасти и перейти к веку жизни. И вот две тысячи лет человечество в Адаме перстном стремится познать и принять Адама Небесного. Процесс сей трудный, ибо нужно взять в себя образ Адама Небесного и им стать.

Христос пронёс в Самом Себе весь процесс, который должен совершиться во всём человечестве. Он принял в Себя смертный век и вышел из него в бессмертие, открыв двери всему человечеству в жизнь вечную. И вам надлежит пройти этот же путь.

Каждый из нас, находясь в веке этом, может свободно переходить в век будущий. Во Христе Иисусе перед нами лежит и жизнь, и путь, и истина. Век настоящий лежит на поверхности, и вы его хорошо знаете, вы в нём выросли, он живёт в вас во всех тех проявлениях, которые отразились в вас. Поэтому вы не можете легко и просто уйти от него. Вы – его дети по плоти и по разуму, и он как отец ваш будет удерживать вас во всём своём.

Но когда духовное станет в вас возрастать, тогда вы увидите, как оно будет вызывать в вас и новый образ мыслей, и новое поведение. Но старое не захочет мириться с новым, и будет борьба, и будут страдания и скорби. И гнев, и раздражение, и старые привычки будут мешать вам. Но всё это надо будет преодолеть и победить в себе, как победил это в Самом Себе Иисус Христос. Апостол Павел тоже говорил о себе: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? … тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:24:25).

Человек часто обременяет себя совершенно ненужными вещами, и часто бывает, что не вещи служат ему, но он служит вещам. И человеку необходимо понять, что век этот – ничто пред Богом. Бог вечен и неизменен, а человек приходит в этот век и уходит, и приходит именно тогда и в ту ситуацию, которая как бы для него и предназначена.

«Всё, что сотворено в веке сём, имеет начало и конец» (3Езд. 9:5).

Век сей создан для обитания тварей и человека, чтобы человек рос в познании Бога. И в этом пути роста есть начало и есть конец. И сначала, как я уже говорил, Адам познаёт вещественный мир, и этот мир привлекает его до тех пор, пока всякая вещь не будет познана им.

Наполняя век всем вещественным, Бог всё так предусмотрел, чтобы, познавая вещественное и открывая сокрытое в формах его, человек имел выход к содержанию и познал формы тонкие, невещественные, а в них бы познал самоё жизнь, которая, вливаясь в ум, делала бы его умом Христовым.

Каждая форма имеет свою неповторимую жизнь, и всякая жизнь сама создаёт формы, свойственные только ей. И человек, постигая жизнь форм, берёт её в себя, как пропитание для ума. В уме же эта жизнь, приращиваясь клеточка к клеточке, создаёт тело ума, в котором обитает дух.

Дух – владыка ума, он создаётся первым, и на него возлагается обязанность обновления всего круга жизни, чтобы мы могли, как пишет Апостол Павел, «отложить прежний образ жизни ветхого человека… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22,24).

Итак, есть век этот – век настоящий, и есть век грядущий – век новый; век внешний и век внутренний. Век настоящий состоит из всего вещественного и тленного, он – преходящий и имеет начало и конец. Век же грядущий есть век духовный, он состоит из нетления, он вечен и не имеет границ.

Оба века вмещаются в человеке, и человек идёт от одного века к другому. Где начало и конец первого века? У Ездры сказано: «От начала творения круга земного и прежде нежели установлены были пределы века… Я помыслил, и сотворено было всё Мною одним… от Меня также последует и конец…» (3Езд. 6:1,6).

Вы теперь уже хорошо понимаете, что не о физическом веке идёт здесь речь, речь идёт о пути разума. А путь разума начинается с падения Адама в плотские помышления, когда он входит в век сей и начинает его познавать. И век входит в него, как молодой, ещё не раскрывшийся. Но по мере взросления разума век достигает в нём сначала зрелости, а потом слабеет и приходит к старости.

Для души, познавшей и исчерпавшей век настоящий, он становится старым и дряхлым стариком, который перестаёт её интересовать. Он не удовлетворяет её возросших требований. Для неё наступает последнее время, свидетельствующее о пришествии нового века.

Последнее время – это состояние души, когда она переходит от тления к нетлению, когда кончается ночь неведения и душа пробуждается к воскресению от смерти, и для неё начинается день Господень.

У Ездры также сказано: «День же суда будет концом времени сего и началом времени будущего бессмертия…» (3Езд. 7:43). Что такое суд? Когда свершаются суды Божии, живущие в мире научаются истине. Переходный период знаменуется духовным просвещением. Это время сеяния Слова Божия, и в нём соединяются конец века смертного с началом века бессмертия. Это происходит постепенно и для каждой души индивидуально. Люди не могут все сразу перейти в век будущий.

Ангел в беседе с Ездрой говорит: «Этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих… Многие сотворены, но не многие спасутся» (3Езд. 8:1,3). И объясняет ему, что как земля, дающая много вещества, но мало золота, так и век настоящий выдаёт в век будущий только подготовленных; как женщина не может выносить в чреве своём и родить сразу десятерых младенцев, так и век сей не может сразу подготовить всё человечество к бессмертию.

Мудрый увидит конец века сего, ибо в руке его есть знание, которое объяснит ему происходящее. И он увидит век уходящий и век приходящий.

«… Сыны века сего догадливее сынов Света…» (Лк. 16:8).

Дети века этого находятся на пути своего развития и находятся в том состоянии, которого достигли, и соответственно выражают себя. Им свойственны гордость, хитрость, обман. И в своих корыстных целях они многого достигают и много лучше обеспечивают себя материально, чем дети света. Потому что дети вечности не нуждаются в благах материальных сверх меры, а все их усилия направлены на приобретение сокровищ нетленных.

Век сей имеет свою мудрость и свою славу. Но мудрость земная ещё никому не позволила постичь Бога в Его премудрости. И как сказано в Евангелии от Марка: «… Заботы века сего, обольщение богатством… заглушают слово, и оно бывает без плода» (Мк.4:19).

Век сей обременяет вас многими заботами и забирает много времени на пустое. Но это не значит, что надо совсем уйти от него. Надо входить в жизнь века этого и принимать её такой, какая она есть, и в ней учиться преодолевать все трудности; в ней, а не в отшельничестве, приобретать опыт новой жизни.

«… Кто соблюдёт Слово Моё, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51).

Кто соблюдает Слово Господнее и имеет веру, живую и действенную, выросшую в делах, того уже не вернёшь в букву, не вернёшь к ценностям внешним. Его знания проверены жизнью, он уже познал ценность жизни в духе, и ему уже ничего не страшно. Он уверенно идёт из века смерти в век жизни, ибо Христос стал его собственной жизнью.

Далее в Евангелии от Иоанна сказано: «… Мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек…» (Ин. 12:34).

Христос есть знание и любовь, и Он пребывает во всех веках, тленных и нетленных. И князь мира сего тоже пребывает во Христе, но он – как ночь и не ведает света.

Когда наступает день, то ночь растаивает, и князь мира поглощается светом. Поэтому Христос как жизнь вечная пребывает во все века: в Нём ночь и день, тьма и свет, век настоящий и век будущий; и ночь – как неведение, как слепота умов человеческих, а день – как прозрение.

Небо одно и то же, но одни видят его в ночи, освещённое луной, а другие – во дне. И в дневное время, когда его освещает солнце, небо имеет совсем другой вид. Так наше сознание из неведения переходит в ведение.

Христос – не личность, Он – жизнь Божия, которая была в недре Отчем и вышла в мир для всех. И в ком она отразилась, она проявляет себя везде и повсюду.

Мир ждёт второго пришествия Иисуса Христа, а Христос уже пришёл, и Он поселяется в вас, Он учит вас и открывает вам тайны, о которых мир давно забыл.

Христос – покой наш, Он даёт нам знание всего происходящего и в мире материи, и в мире духа. И, когда мы знаем, что происходит, мы обретаем покой.

В Первом Послании к Коринфянам Апостол Павел, наставляя братьев своих, чтобы не оставить их в неведении, говорит, что отцы наши имели духовную пищу и духовное питие, но не о многих из них благоволил Бог, потому что многие блудодействовали. И всё это, говорит Павел, «описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор. 10:11).

Уроки прошлых веков и нам служат в назидание, чтобы мы могли правильно ориентироваться в духовном пути, проложенном Иисусом Христос.

Не ищите, как народ Израиля, другой пищи и пития, кроме пищи Христовой; не бросайтесь на всякие непроверенные учения.

Последние века, как и последнее время, – это время Христа, Которого Бог прежде всех веков определил ко спасению человека. Только через Христа, через Его ум и Его жизнь человечество приобретает новое мышление и бессмертие.

В Псалтири есть такие слова: «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек» (Псл. 120:8).

Слово «ныне» обозначает, что ночь уже прошла, и наступил день – день Господень. Ныне – это начало нового века, начало жизни во Христе. Век будущий, хотя он и вечный, имеет свой конец, который знаменуется приходом к Богу. Иисус Христос – путь и жизнь, и Он – дверь к Отцу, а через Отца – к Богу.

Вступившие в век новый через Христа должны будут прийти к Богу, и тогда уже века окончатся, тогда уже наступит жизнь вечная, и никаких веков уже больше не будет.

Век этот и век будущий ведёт через себя всё человечество, как через школу, где есть первый и второй этажи: тленное и нетленное. И Господь охраняет входы и выходы наши, чтобы закономерные процессы, лежащие в Слове, не были нами нарушены и всё совершалось по Слову Его, по Его великой воле.

В Псалтири псалмопевец говорит такие слова: «Откровения Твои я принял, как наследие на веки… Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца» (Псл.  118:111-112).

Откровения – это тайны Божии, а уставы Его – ориентиры жизни. И Бог даёт их человеку, когда тот не знает, что ему и как делать. Откровение наполняет век человека знанием путей в век будущий, оно работает только в нетлении и может быть услышано только в дневное время, когда ум, живущий в веке настоящем, устремлён в век будущий.

В Притчах Соломоновых Премудрость Божия, которая родилась, когда ещё ничего не было, говорит о себе: «От века я помазана, от начала прежде бытия земли» (Пр. 8:23). И когда Бог всё творил, она была при Нём художницей при всех делах Его, она следовала за Ним. «… Кто нашел меня, – говорит она, – тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа» (Пр. 8:35).

Как учительница со своими учениками переходит из класса в класс, так и Премудрость переходит из века в век с теми, кто был послушен ей, и приводит их к Господу.

Итак, все веки сотворены Словом Божиим, и все они вмещены в разум человечества, и человечество несёт в себе все века и веки.

Всякий рождённый на земле ребёнок сразу получает от родителей своих свой век. Через родителей и всё внешнее окружение он вступает в век настоящий.

Вы – дети двадцатого века, и вы впитали в себя все его ценности и всё его зло. Но вы несёте в себе и века прошлых жизней, которые отложились в вас способностями и качествами, от которых вы идёте дальше.

И вы имеете в себе дыхание жизни, потому что при сотворении Адама Бог вложил в него и зачаток века будущего. И чело приняло век в себя, чтобы в нём расти. С тех пор человечество несёт все века внутрь себя, и они – как ступени лестницы, ведущей в жизнь вечную. Вы должны понять, что век настоящий и век грядущий как ночь и день существует только в человеке. В Боге же всё вечно, ибо Бог – Творец всего, и Им создано всё вечное.

Человек – сотворец Богу, и он создал всё временное и преходящее и единое целое разорвал на части. Бог совершенен, человек же находится в пути к совершенству.

Век сей – это время земного развития души. Пока душа заключена в буквальные понятия, она подчинена времени.

Бог сотворил время и век сей и отдал его во власть подобию, чтобы душа, познав мытарства в непостоянном и изменчивом мире, смогла прийти к вечности.

В этом мире всё разделено, это мир противоречий и противоположностей, острых конфликтов и борьбы. Добро и зло, свет и тьма, любовь и ненависть, правда и ложь – всё здесь переплелось в многообразии проявлений. Неведение человека разделило всё на белое и чёрное и отделило самого человека от Бога.

Но по мере роста своего человек учится все противоположности соединять в самом себе и видеть во всём многообразии жизни единство и гармонию, а за ними – Творца и Создателя нашего.

Человек сотворён для Божественного бытия, и ему надлежит освободиться от власти подобия и раскрыть в себе образ Божий. Ибо душа приходит в мир от вечности, и когда она созревает, чтобы вернуться в неё, она требует то, чего нет во времени. Христос вошёл в этот мир и показал нам путь в вечность.

Блажен, кто вступил в век грядущий, ибо здесь он найдёт преизобильное богатство благодати Божией и будет пребывать в правде и истине! Аминь!