Тайна Якова Джугашвили

Александр Щербаков 5
О том, что старший сын Сталина был в плену, я узнал из киноэпопеи «Освобождение». Именно в первой серии этого кинофильма  прозвучала  знаменитая фраза «Я солдата на фельдмаршала не меняю», якобы произнесенная Сталиным, когда его сына взяли в плен немецкие войска. Стоит сразу отметить, что это самое популярное высказывание во всей мифологии о войне. Правда в том, что Иосифа Виссарионовича пытаются выставить жестокосердным человеком, у которого отсутствовали какие-либо отцовские чувства. Но он поступил как мудрый государственный руководитель.  Наверняка об этом обмене раструбили бы все немецкие газеты, что Сталин своего сына спас, а ваших детей не пожалел.  Но не об этом речь.

Вот что можно прочитать из множества версий событий по пленению Якова Джугашвили (старший сын Сталина никогда не носил фамилию Сталин).

Судьба старшего сына Иосифа Виссарионовича  Сталина — Якова, до сих пор окутана тайнами. Согласно наиболее распространенной версии, он был пленен в июле 1941 года в Белоруссии и погиб в немецком концлагере в 1943 году. Однако по-прежнему нет единого мнения как по обстоятельствам его пленения, так и по причинам, приведшим сына "вождя народов" к смерти.

На начальном этапе войны вермахт стремительно продвигался вглубь СССР. В первой половине июля гитлеровцы ворвались в Витебск, взяв в окружение три наших армии. В составе одной из них был 14-й гаубичный артиллерийский полк 14-й танковой дивизии. Там-то и командовал батареей старший лейтенант Яков Джугашвили. Дивизия несла большие потери. Комдив Васильев принял решение во что бы то ни стало прорываться к своим.

В ночь с 16 на 17 июля дивизия смогла выйти из окружения, однако сына Сталина в числе прорвавшихся не оказалось. Согласно официальной версии, он пропал 16 июля у города Лиозно. Искать Якова перестали спустя девять дней.

Есть несколько трактовок обстоятельств произошедшего. Один из красноармейцев, прорывавшийся из окружения вместе с Джугашвили, заявлял, что старлей добровольно сдался в плен к немцам. Со слов военнослужащего, Яков приказал ему двигаться вперед, а сам присел отдохнуть. Больше солдат своего командира не видел. Дочь "вождя народов" Светлана Аллилуева позже вспоминала, что отец допускал, что его старший сын мог смалодушничать, виня во всем супругу Якова — Юлию.

В трактовке событий тех дней обнаруживаются несостыковки, содержащиеся  в протоколах допросов старшего лейтенанта Джугашвили. В записи от 18 июля Яков утверждал, что в плен его взяли силой, схватив, когда тот оторвался от своего подразделения после налета вражеской авиации. Однако в протоколе допроса от 19 июля, говорится противоположное: якобы Джугашвили, видя бесперспективность сопротивления, сдался добровольно. Есть также версия, что Якова, зная его происхождение, сдали немцам преднамеренно. Якобы таким образом хотели отомстить его могущественному отцу за собственные неурядицы.

Как немцы узнали в Якове сына "вождя народов"? Военный журналист Иван Стаднюк так описывал эту сцену. Гитлеровцы построили пленных в несколько шеренг, а затем привели раненого красноармейца. Тот внимательно осмотрел всех пленных, остановился у невысокого офицера с погонами старлея и указал на него пальцем. Затем к Якову подошел сопровождавший немцев мужчина без знаков отличия и поинтересовался, является ли тот сыном Сталина. Джугашвили ответил утвердительно. Другое описание опознания Якова дает Серго Берия в своей книге "Мой отец - Лаврентий Берия". По его словам, гитлеровцы вычислили "высокопоставленного" пленника случайно. Якобы сына "вождя народов" узнал однополчанин и бросился к нему, попутно произнеся его имя. Рядом был осведомитель из немцев. Он-то и доложил обо всем командованию.

По лагерям Яков скитался почти два года. Сначала его отправили в Хаммельбург, затем в Любек, а последним его пристанищем стал Заксенхаузен. По некоторым данным, немцы пытались склонить его к сотрудничеству, прибегали к угрозам, но сломить волю сына "вождя народов" не смогли. По воспоминаниям маршала Георгия Жукова, Сталин как-то заявил, что его сына держат в лагере в изоляции от других заключенных. Одна из распространенных версий гласит, что немцы после поражения под Сталинградом предлагали обменять Якова на фельдмаршала Фридриха Паулюса, на что Сталин ответил знаменитым "Я солдата на фельдмаршала не меняю". В реальности вождь этой фразы не произносил. Светлана Аллилуева вспоминала, что предложения от гитлеровцев обменять Якова "на кого-то из своих" действительно были, но отец ответил твердым отказом. Фраза же про фельдмаршала появилась в одной из английских газет стараниями тамошнего писаки. Тогда стало известно о предложении жены фельдмаршала Паулюса, которая просила Гитлера обменять своего мужа на сына Сталина.

По официальной версии, во время прогулки в концлагере Заксенхаусен 14 апреля 1943 года Яков бросился на колючую проволоку под напряжением, после чего часовой выстрелил в него. Медицинская экспертиза показала, что смерть наступила в результате попадания пули в голову, а не от электрического разряда. Тело сына "вождя народов" было кремировано, а прах отправили в Берлин. Есть те, кто считает, что смерть Якова наступила от удара током. Так, журналист Т. Драмбян уверен: старший лейтенант Джугашвили таким образом покончил с собой, а причиной якобы стала его "затяжная депрессия".

Довольно экзотическую версию приводит охранявший Заксенхаузен ефрейтор Фишер. По его словам, Якова содержали в одном бараке с английскими офицерами, среди которых был Томас Кушинг - родственник самого Уинстона Черчилля. Немцы, желая разрушить союз Великобритании и СССР, спровоцировали англичан на убийство сына Сталина. Пленные офицеры ночью напали на Якова с ножами, тот выпрыгнул из барака и с криком о помощи побежал к забору, где его и настигла пуля часового.

Комендант концлагеря Ягердорф — лейтенант Зелингер заявлял, что старший лейтенант Джугашвили последние дни жизни находился в его лагере. А скончался он от некоей тяжелой болезни. Некоторые исследователи не исключают, что Яков был освобожден из заключения союзниками и вывезен в одну из западных стран. По другой версии, Джугашвили сбежал из концлагеря, после чего оказался в рядах итальянских партизан. Там он якобы быстро освоился, а потом и вовсе женился на местной девушке, решив полностью порвать с прошлым.

А вот что  можно найти о Якове Джугашвили в других источниках.  Статья основана на новейших, тщательно обоснованных данных, согласно которым, сын Сталина – Яков Иосифович Джугашвили — не находился в немецком плену! А Гитлер в свою очередь, никогда не предлагал Сталину обменять сына на фельдмаршала Паулюса!

Немецкие протоколы допроса военнопленного Якова Джугашвили  не имеют подписи допрашиваемого. Это первое, на что стоит обратить внимание, ведь это не укладывается в рамки немецких правил допроса особо важных военнопленных. Из этого можно предположить, что он в плен не попадал.

Абсолютное несоответствие протоколов допрашиваемого 18 и 19 июля 1941 года. В первом протоколе Яков сообщает немцам: «…Наши бойцы отбивались до последней возможности… Они все обратились ко мне: „Командир! Веди нас в атаку!“ Я повёл их в атаку. Началась сильная бомбёжка, потом ураганный обстрел… Я очутился один… Тут ваши окружили меня со всех сторон… Я бы застрелился, если бы вовремя обнаружил, что полностью изолирован от своих».

На второй день, допрашиваемый заявляет, что: «Среди солдат возникают панические настроения, и они бегут». После чего говорит, что солдаты Красной армии бросают оружие, а местные жители отказываются привечать красноармейцев в форме. Исходя из сложившийся ситуации, Яков Джугашвили  был вынужден сдаться в плен.

При таком разнобое из уст одного и того же человека нельзя положиться ни на одно слово.

Весомым аргументом является отсутствие записи голоса Якова Джугашвили на магнитофон. Из этого можно утверждать, что для немцев это не просто непростительный проступок, а серьезное доказательство того, что он и не был в плену.

Еще одним уверенным аргументом будет отсутствие киноплёнки, на которой был бы заснят Яков Джугашвили. Можно не сомневаться, если бы сын Сталина попал бы в плен, немцы дотошные в столь пропагандистских делах обязательно бы сняли об этом целый кинофильм.

Центр криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации в марте – мае 2002 г. Проводил экспертизу образцов почерка Якова Джугашвили  Проверялось прежде всего письмо к Сталину:
«Дорогой отец! Я в плену, здоров, скоро буду отправлен в один из офицерских лагерей в Германию. Обращение хорошее. Желаю здоровья. Привет всем. Яша», и запись из дневника генерала Милутина Стефановича:
«…собственноручная запись Якова… "Яков Джугашвили, старший лейтенант, Москва, ул. Грановского, 3, кв. 84, 20.9.42 г.“».

Вывод экспертизы подтвердил, что «Письмо к отцу» написано не Джугашвили Яковом Иосифовичем, а другим человеком с подражанием почерку старшего сына Сталина.

Помимо письма, экспертизе подверглись листовки, разбрасываемые немцами на передовые позиции советских войск летом 1941 г. На них изображено, как сын Сталина стоит среди немецких офицеров в свободной позе и задумчиво склонил голову к плечу. На другой фотолистовке он уже сидит за столом довольный и веселый в компании немцев.

Вывод экспертизы: фотомонтаж с применением обильной ретуши и приема «зеркального отражения»!

Увы, сколько бы не спорили нынешние историки, и какие аргументы не приводили, однозначного ответа на то, был ли сын Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина Яков Джугашвили в плену, как он туда попал и как погиб, в настоящее время нет. Да и вряд ли они появятся в будущем.