Моя Артышта сегодня и вчера

Надежда Козулина
Еду домой. В Кемерово. Была в Артыште, где 50 лет назад окончила школу № 163 (теперь это школа № 29).
Вошла в электричку в 8-40. (До Белово ехать 1 час, а там ещё почти 3 часа до Кемерово на автобусе). Стою, плачу, поток слёз не могу остановить. Женщина-кондуктор хочет дать мне билет, а я не пойму: что ей от меня надо. Она спрашивает: «Вы где вошли?»- «Да здесь, в Артыште». Молодая женщина берёт деньги, отрывает мне билет. А я… я не могу справиться со своими слезами. Плачут во мне все мои: и мой Взрослый, и мой Родитель, взахлёб рыдает во мне мой Ребёнок! Слёзы о большой Потере.
В вагоне всего два человека. Сидят ко мне спиной. Сажусь, смотрю в окно, проезжаю станции, вспоминаю и… не узнаю. Всё в запустении.
Проходя мимо (на остановках входят пассажиры, кондуктор «предоставляет услуги», отрывая билеты), дама «железнодорожная» спрашивает: «А что плакали-то?» Ответила: «Я в Артыште родилась. А сегодня Артышты почти, что и НЕТ!»
Станция Артышта – их две. Ст. Артышта-I, это -  моя. И ст. Артышта-II, там жизнь пока кипит. Тепловозное депо, подстанция, вокзал, обслуживающие структуры, 3-этажная «Отдыхающая»… Сменяясь, бригады машинистов электровозов там ночуют, набираются сил. Отдыхающая – что тебе музей – современно, красиво, всё в пластике. Рядом – столовая, мест на тридцать, это для железнодорожников.
…И дома жителей. Разные. Есть вполне приличные, есть… с пустыми глазницами окон, есть забитые досками, есть развалившиеся (как женское общежитие, бывшее когда-то), есть две пятиэтажки (в основном – для железнодорожников). Новое на фоне старого… Такой контраст. Огороды – где-то прополоты, а рядом – заросшие бурьяном.
На МОЕЙ Артыште-I вокзал есть, но все окна забиты досками. Вокзал был довольно большой человек на 30. Артышта в послевоенные годы расстроилась, даже улицам были присвоены имена. Моя улица – Чапаева, дом был под № 20. Сейчас улица полупуста. В её начале сгорели дома Мухаревых, Чепиковых, развалился домик старушки Никитиной, нет дома Гончаренко, нет моего родного дома… Всё поросло клёнами, черёмухами, тополями и берёзами…
Проезжая остановки поезда, записываю: Артышта, Дуброво, Улус, Бабанаково, остановка поезда 254 километр… Вокзалов нет, только платформа с обозначением: О. П.- остановка поезда. (Но везде – на русском и АНГЛИЙСКОМ! Зачем? Готово для оккупации?) О. П.?! А где людям быть в холод, мороз, ветер? Да ещё и электричек НЕТ. В моё время их ходило по шесть в день. И в Белово, и в Новокузнецк. (Артышта где-то между Белово и Новокузнецком). Сейчас (летом) – одна утром, одна вечером. Зимой электрички отменяют. НЕРЕНТАБЕЛЬНО!
Вокзалы есть только в Бачатах и в Белово. Ну да, Бачатский угольный разрез даёт кому-то работу. Есть разрез и есть проблемы. Выкопали разрез на 350 метров, результат – землетрясение, разрушены вокзалы города Белово – и железнодорожный и автовокзал. Да, построили новый на железной дороге, а автовокзала так и нет, на платформе покупают билеты.
А моя ст. Артышта теперь отнесена к разрезу «Краснобродский». Раньше мы относились к Беловскому району. 70 лет этот разрез «копает», всё засыпано породой. Отвалы никто не рекультивирует. Разрушают, разрушают…
У нас на ст. Артышта-I была начальная школа № 83, был магазин, даже привокзальный киоск был, где Валя Кузнецова продавала сок, я любила вишнёвый… Средняя школа № 163 была в «Городке», ходили в неё с 5-го класса, путь наш проходил через три железные дороги, через огромные насыпи. Наша школа довоенной постройки располагалась в двухэтажном доме с туалетом на улице. А называлась она «средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа № 163 ст. Артышта Западно-Сибирской железной дороги».
В мой год выпуска 1969 – в Артыште было 8000 жителей, сейчас 2600, было стадо коров до 300, сейчас их НЕТ. Выпускались у нас два класса по 30 человек: классы «А» и «Б». Я из класса «А». (Сегодня в школе – замечательной, кирпичной, с тёплыми туалетами – НЕТ ни одного выпускного класса!). У нас уровень преподавания был не хуже городского, из нашего «А» в 1969 году поступили в вузы 28 человек, из «Б» почти столько же.
А главное, считаю то, что в моей школе учителя нас ВОСПИТЫВАЛИ! Спасибо и низкий поклон всем моим учителям. И особое «СПАСИБО» учителю русского языка и литературы – Скобелеву Ивану Борисовичу. Ему благодарные ученики поставили на кладбище памятник-надгробье, на нём выбиты слова «Учитель, перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени». Памятник появился благодаря Сергею Георгиевичу Сакиеву (Он был в то время начальником Кемеровского речного порта), ставили его при большом стечении народа – и жителей и бывших учеников. Кладбище… Оно сейчас не огорожено, не выкашивается…
Папе моему мы поставили памятник: «Козулин Яков Яковлевич . 1915-1983. Солдат Победы, участник 3-х войн: Финской, Великой Отечественно 1941-1945, Японской». Мой папа… Он построил на нашей улице два дома. (Один – «полухинский» - ещё стоит, хотя не замке и зарос бурьяном). В нашем хозяйстве всегда была корова, а значит и молоко, сметана, творог. Дети это ели. Были куры, утки. Огород со всеми посадками. Папа насадил сад. Он ездил в город Киселёвск, привозил саженцы из плодопитомника, ухаживал за садом, как за маленьким ребёнком. Помню, как из Белово привёз препарат «Тур» (у папы был интерес к экспериментам), им мы обработали цветущие кустики и в тот год собрали более 40 ведер помидор. А мама… Папа, мама, бабушка, 9 детей: семья из 12 человек! Приготовить еду, накормить, обстирать… Это не жизнь, а СЛУЖЕНИЕ семье. Все дети в семье умели работать в огороде, косить, меня мама научила вязать, прясть на веретене. Только личный пример в семье научает!
Сады в деревне были у всех – у нас, у Епишевах, у Гончаренко, у Войтовых… Свои яблочки ели дети.
И свидетель войны есть в Артыште. Это водонапорная башня высотой около 14 метров. Военные грузы шли с КМК из Новокузнецка через ст. Артышту-I. Паровозы дозаправлять можно было только имея такую «водокачку» (или это мои фантазии? – Спросить-то уже не у кого!) Танки и снаряды, военные грузы шли непрерывным потоком и в вагонах и на платформах. На ст. Артышта-I пять, а может и шесть железнодорожных путей. Мы победили! Артышта победила! А кто теперь вспомнит про это?!
Была в школе. Директор – новый. «Старый» был на встрече, вернее была Людмила Старикова, приехала… из Москвы…
Патриотизм… Любовь к Родине, в том числе и  к малой… Любовь? Но почему-то наши русские не в малую Родину вкладывают свои (вернее будет – народные) деньги, а в Футбольные клубы за рубежом, да в развитие зарубежной экономики. А не нашей родной – Российской?! ПОЧЕМУ? Почему вымирают наши деревни и посёлки? Почему будем есть говядину, привезённую из Боливии, а не из Артышты?
Ехала на автобусе. Раньше, когда мы с шахтёром Александром Кудрявцевым ездили в нашу родную Артышту, то проезжали поля, засеянные рожью, пшеницей, кукурузой, подсолнечником, горохом, травами (люцерной, клевером). Сейчас многие поля – пустые и на них 10-15 летние берёзки. Поля зарастают лесом?! Почему? Поля заросли, в рост человека бурьян. А, наверное потому, что только коллективу под силу содержать большое, выгодное (рентабельное?) хозяйство. Не может один человек-фермер творить чудеса.
А раньше? Выкашивали всё – даже неудобицу. На покосы ходили семьями. Да, в семьях было много детей: у нас – 9, У Гончаренко, Маляровых – по 6, у Чепиковых -3… Сегодня молодёжь в деревне спивается, рано уходит в мир Иной. Примеров много. Больно!
Стою на О.П. Артышта. Мимо пролетает электричка, скоростная. Спрашиваю у Тани (дочери моей крёстной): «Почему не остановилась?» «Теперь у нас поезда не останавливаются» - был её ответ. А тогда… Я уехала в город Томск поступать в ТПИ на поезде «Андижан-Томск». И потом все 5 лет, пока училась, ездила на этом поезде. По 10 минут стояли на ст. Артышта-I и другие поезда. Помню, как бабушки и детки ходили «к поезду» - продавали в кулёчках (из листочков старых школьных учебников) ягоды – клубнику, черёмуху, смородину. Или малосолёные огурцы и отварную картошечку, зачастую в качестве «тары» служили чистые капустные листы. И пассажиры сходили с поезда на перрон и покупали эту нехитрую крестьянскую еду.
Помню, как строили новую ж/д ветку: Артышта-Подобас. Мы, школьники тоже принимали участие: обкладывали дёрном высокие насыпи-откосы, прибивая дёрновые пласты деревянными колышками с помощью деревянных молотков. Наш труд оплачивали: я заработала 49 рублей, купила материал, сшила платье маме, и мне в ателье на Артыште-II сшили первое дорогое платье – из зелёной тафты. (Тогда мой папа получал на своей работе  56 рублей в месяц).
Встреча выпускников… 50 лет прошло… Подхожу к столовой. Стоят старые мужчины и женщины. Одного узнаю, говорю: «Ты Боря Бордокин, с тобой в 1-ом классе мы сидели за одной партой (а это – 60 лет назад!)» Он отвечает: «Не знаю, а кто ты?». Отвечаю: «Надя Козулина». Была девочка Надя – чёрненькая с косичками, а стоит старая (ну ладно, очень взрослая) женщина, совершенно седая. А другим говорю: «Ну, называйте себя, никого не знаю!» Называли, но я всё равно, никого не узнала, кроме тех, с кем ранее встречалась. Встреча с ПРОШЛЫМ!?
А этого Прошлого уже НЕТ! Никогда не повторится. И скоро некому будет рассказать о том, как мы жили. О МОЕЙ Артыште, которая дала мне всё: и жизнь, и образование, и воспитание и стала тем трамплином в МОЁ Будущее, которому я очень благодарна.
Ещё я благодарна моей Первой учительнице. Ей уже 92 года, и она есть. Это Волосникова (Красникова) Алевтина Григорьевна. И учительнице истории школы № 163 – Дугиной (Дериглазовой) Ольге Николаевне. Спасибо, дорогие мои, что ВЫ ЕСТЬ! «Не смейте забывать учителей…», сказал величайший поэт нашей современности Андрей Дмитриевич Дементьев.
А я хочу сказать: «Не смейте забывать свою Родину: и малую, и Большую!». Моя малая родина – ст. Артышта-I, Беловского района Кемеровской области, Моя большая Родина – СССР – Союз Советских Социалистических Республик – Моя Россия.
В электричке пишу:
Окунулась в Прошлое? –
Прошлого ТАМ нет!
Нет того, что было,
Только горький СЛЕД!...
Вот уже Белово. –
Как твои дела?
Где найти мне СЛОВО,
Чтоб Родина Жила?!
 
P.S. Мои одноклассники живут и нашей Артыште. Например, сын моего любимого учителя – Юрий Иванович Скобелев. Получив в городе Кемерово высшее медицинское образование, Юрий Иванович вернулся в Артышту и много лет проработал (и сегодня работает) врачом на «Скорой помощи» (Краснобродской). Низкий поклон моему однокласснику за его  подвижнический труд.
Наша жизнь. Наше Прошлое. Его не изменить. Но у меня вопрос: А сегодня, насколько легче стало жить в российской деревне или посёлке? Сколько деревенских РЕАЛЬНО за чертой бедности? И что делает власть, чтобы сделать жизнь в деревне «лучше и веселей»? Сегодня в детский садик  из Артышты возят ребёночка в Красный Брод. А автобусы – один ходит утром, и один – вечером. Попробуйте успеть: ребёнка «сдать» в садик и вернуться в Артышту на работу!? Власть говорит: «Купите свою машину». А на ЧТО купить? Рабочие места и зарплаты – где они? Хорошо тем, у кого есть бабушка.
Больно за МОЮ Артышту. Когда-то были загубленные НЕПЕРСПЕКТИВНЫЕ деревни, теперь НЕРЕНТАБЕЛЬНЫЕ станции, превращённые в О. П. – остановки поезда. Что ещё могут придумать те, в чьих руках Власть?
А я… Плачу!  Опять плачу. И молюсь: «Господи-Боже, дай чтобы моя Малая родина и моя России (не с барского плеча!) жила и процветала!!!» Дорогие олигархи, побойтесь Бога, расплата за нелюбовь к своей стране, к нашей земле обязательно наступит. Конечно, у Бога Своё расписание… Я надеюсь, потому что я – Надежда.
               
                16 июля 2019 года, город Кемерово