О первых очагах культуры в Кузбассе Об Избах-читал

Надежда Козулина
О ПЕРВЫХ ОЧАГАХ КУЛЬТУРЫ В КУЗБАССЕ -  ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИ И БИБЛИОТЕКИ (К 300-ЛЕТИЮ ДЕРЕВНИ КАРАГАЙЛА И 100-ЛЕТИЮ КАРАГАЙЛИНСКОЙ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ)

Мне был телефонный звонок. Директор сельской Карагайлинской библиотеки Наталья Николаевна Торопова просила меня: «Напишите о Вашей маме, она была первым директором нашей библиотеки». Я вначале немного растерялась, потом ответила: «Нет, моя мама Козулина (Агеева) Александра Семёновна никогда не была директором библиотеки. Точно знаю, что в Карагайле она была заведующей Избой-читальней».  На что Торопова сказала: та Изба-читальня и есть теперь наша библиотека.
Мама… А моей мамы нет в этом Мире уже 27 лет! Кто расскажет сейчас о том времени и Избе-читальне в деревне «Карагайла»? Знаю, что деревня вначале называлась «Карагайлинская», потом стала называться «Карагайла».  В этом, 2019 году Карагайле исполняется 300 лет!
 Оказывается в сельской местности многие Избы-читальни переросли в библиотеки. Избы-читальни? Когда они появились в Кемеровской области? Спросила о них у одного доктора исторических наук, профессора. Он ответил, что об избах-читальнях не знает.
Я обратилась в Государственный архив Кемеровской области на проспект Ленина, 3 А. Заказала в читальном зале документы по культуре (Киселёвский район). Мне принесли материалы Киселёвского государственного архива /1/. Из этого документа я узнала, когда был образован Киселёвский район: «… секретарь городского комитета ВКП (б) Кузнецов Борис Фёдорович, зачитав Указ Верховного Совета РСФСР от 10 февраля 1940 года об образовании Киселёвского района в Новосибирской области (теперь это Кемеровская область), с центром в городе Киселёвске за счёт сельской местности, сказал: «…я остановлюсь на тех огромных достижениях нашего Советского Союза и нашего района, мы сейчас имеем в районе 2 МТС (машино-тракторные станции), 47 колхозов, большое животноводство… при царском правительстве была только 1 школа, а теперь мы имеем по району сельской местности 34 школы».
На л. 17 есть информация: «Карагайлинское сельпо обслуживает совхозы «Победа», «Наш путь», «Пугачёва», «Зерно», «Сталина», «Красный пахарь», «Заря», «Новая жизнь», «Труд», «Красная нива», «Красина», «Прогресс»,
«Труд-дружба», «Чапаева», «Ст. Разина», «Красноармеец», «Кирова».
В Деле 5 в Протоколе № 15 от 10 июня 1940 года (л. 20) есть «Вопрос 103: «О работе районной библиотеки (докл. зав. Библиотекой Сукачёва и содокладчик зав. РайОНО т. Новиков). В решении № 100 дела (л. 26 дела) есть  вопрос: «Об организации 8 изб-читален».  В Плане работы Исполнительного комитета Киселёвского районного Совета депутатов трудящихся на 4-ый квартал 1940 года от 22.11.1940 года (Р-69. О. 3. Д.13.) на л. 5 есть пункты: «4. О ходе ликвидации неграмотности и малограмотности. А пункт 6. – О работе
изб-читален и красных уголков в колхозах (Отв. Карцев, Детинин, РайОНО т. Новиков)».
Избы-читальни относились в то время к политпросветучреждениям. Так на л. 24, приведён «список комиссий по приёму готовности к зиме политпросвет учреждений» /2/, где перечислены избы-читальни Киселёвского района: Бурлаковская, Сергеевская, Верх-Чумышская, Оселковская, Михайловская, Трудоармейская и Карагарлинская. Указан состав, кто входит в комиссии по приёму, так по Карагайлинской избе-читальне это:
1. Тараканов – зам. Председателя сельского Совета;
2. Шевченко – зав. Избой-читальней;
3. Игоренко – член Совета Избы-читальни;
4. Скударнов – Председатель колхоза «Победа»;
5. Ляликов – директор НСШ.
В обязанности районной библиотеки входило обеспечение передвижками
8 Изб-читален и 8 колхозов (Решение 103, л. 28 – Фонд Р-69. О.3. Д.6.). Получали новые книги, меняли передвижки. Решение гласило: «Пополнить передвижной фонд районной библиотеки общественно-политической, агротехнической, антирелигиозной и художественной литературой, используя все методы продвижения таковых к читателю.
Обязать РайФО полностью профинансировать районную библиотеку на пополнение книжного фонда к 10 июля 1940 года». За возврат книг отвечали председатели сельских исполкомов, председатели колхозов (не давали расчёта избачам и передвижникам без справок о сдаче книг в районную библиотеку) «При выезде инспекторов РайОНО на село вменить им в обязанность проводить проверку работы сельских изб-читален и передвижных библиотек при колхозах».
В источнике /3/ Киселёвская партийная организация рекомендует «улучшить массово-воспитательную работы среди всей массы рабочих» (л. 2). На л. 38 читаем: «…В плохих условиях содержатся избы-читальни в сёлах. Инструктора не помогают избам-читальням… Лекций нет. Лекторское бюро не работает. Кочуков не работает. «Сидит, как курица на яйцах».
В плане подготовки Октябрьских торжеств /4, л. 231/ сказано: «Клубы и красные уголки, избы-читальни художественно оформляют торжественные заседания, детские утренники, колонны Октябрьской демонстрации (готовят спектакли, карнавальные шествия, выступления хоровых, музыкальных и др. кружков художественной самодеятельности), физкультурники вместе с  осовиахимовцами готовят свои выступления в клубах и красных уголках.
Парткабинет и библиотеки организуют выставку литературы к 19 годовщине Октября, читки художественной литературы: А. Варбюса «Сталин», Н. Островского «Как закалялась сталь», Серафимовича «Железный поток», Горького «Мать».
В Плане Проведения СТОЛЕТИЯ со дня смерти Великого русского народного писателя Александра Сергеевича Пушкина /4/ сказано: «По сельской местности организовать чтение лекций, где есть НСШ на тему: «Жизнь и художественная деятельность Пушкина (л. 248)…
Организовать коллективное чтение художественных Произведений А. С. Пушкина по коллективам города и района. …во всех красных уголках, во всех колхозах и избах-читальнях по произведениям Пушкина: 1. Капитанская дочка; 2. Дубровский; 3. Евгений Онегин; 4. Деревня – Лирика; 5. Сказка про царя Салтана; 6. Полтава – поэма; 7. Цыгане;  8. Письмо к Чаадаеву. Лирика; 9. Памятник; 10. Сказка о попе и работнике его Балде; 11. В Сибирь; 12. Вольность; 13. Кинжал... Подобрать чтецов для чтения по коллективам».
Дано задание и газете: «5. Редакции газеты «В бой за уголь» организовать литературную страничку, освещать ход подготовки и напечатать отдельно произведения Пушкина». На л. 240 есть команда: «1. Написать лозунги, дать выдержки из лирических произведений Пушкина в центральном клубе, красных уголках и во всех библиотеках. 2. Нарисовать несколько портретов Пушкина.
 3. Библиотекам вывесить рекомендательные списки произведений Пушкина.
4. Выставить литературный монтаж в клубе угольщиков с главнейшими датами жизни и творчества Пушкина и основных произведений».
В Планах работы Киселёвского горкома /5/ упоминается «О работе клубов, красных уголков и изб-читален в районе» (л. 5). На л. 77 есть пункт: «1. Оборудовать избы-читальни и красные уголки: Вставить и завалить завалинки, побелить, обеспечить мебелью, иметь не менее 3 ламп, отеплить. Надо добиться того, чтобы в любое время изба-читальня и красный уголок были чистыми, тёплыми и уютными. 2. Организовать кружок по читке и проработке художественной литературы (1-2 раза в неделю)». Об этом сказано в Плане работы первичной парторганизации при Горкоме ВКП (б) на сентябрь.
Есть информация (л. 110) на 1937 год: «Киселёвск имеет население в
 40 тыс. человек, 7 шахт (по 7 тыс. т. ежесуточно), кирпичный завод, 47 колхозов, МТС, 4 железно-дорожных станции, машиностроительный завод и ФИП». Основной газетой в Киселёвском районе была газета «В бой за уголь» (редактор Амстиславский). В документах Архива /6/ на л. 55 сказано: «Установленный тираж нашей газеты «В бой за уголь» в количестве 4000 экз. не удовлетворяет запросы трудящихся. Просим Обком ВКП (б) увеличить тираж газеты до 6000 экземпляров и периодичность 25 номеров в месяц». О чём была информация в газете?  О работе города и села, о литературном творчестве Некрасова, о подготовке к выборам в Верховный Совет, о проведении Ленинских дней, беседы о жизни и революционной деятельности В. И. Ленина, о Дне Красной Армии, о Конституции, о Международном женском дне 8 марта и другое.
В Киселёвском районе в 1937 году был организован Союз воинствующих безбожников (Союз В. Б.) /7/: «В целях вовлечения всех трудящихся в организованную борьбу с религией, полного освобождения верующих трудящихся от религиозного мировоззрения Бюро Горкома постановляет: 1. С 20 по 10 января (1937)  провести агитационно-массовую работу по вовлечению трудящихся города и деревни в члены Союза В. Б.; 2. С 20 декабря по 20 января 1937 г. провести антирождественскую кампанию… 7. Культпропу ГК ВПБ (б) подобрать лекторов-докладчиков, проинструктировать их, а также провести консультации чтецов, беседчиков по художественной антирелигиозной литературе. В клубах, красных уголках, избах-читальнях обеспечить постановку антирелигиозных уголков с выставками книг, журналов, вывешивание лозунгов и плакатов… Тов. Талета организовать антирелигиозную лекцию «Был ли Христос?».
Таким образом, можно сказать, что Изба-читальня в селе  была не только местом приобщения к культуре. Это был и театр, и филармония и библиотека…
Мама моя рассказывала, что у них был Народный театр, они ставили спектакли, пьесы, высмеивали верующих людей. Теперь я понимаю, почему моя мама, имея 9 детей, писала, дневники и писала стихи. Побывав в этой «буче» - «боевой, кипучей», она не могла уже не писать. Единственно, во что жизнь внесла свои коррективы, это то, что с приходом войны в 1941-1945 годах, люди забыли о воинствующих безбожниках, многие стали людьми верующими. Только Бог мог спасать на войне, в битве с фашистами и другими врагами жизни.
Вчера я читала мамины дневники и её стихи за 1975 – 1990 годы.
Моя мама – первый директор сельской Карагайлинской библиотеки… О ней надо писать книгу. Но сегодня я постараюсь рассказать о ней кратко. Моя мама Козулина (Агеева) Александра Семёновна родилась 16 декабря 1918 года в деревне Карагайла Киселёвского района Новосибирской области (сейчас это Прокопьевский район Кемеровской области).  В прошедшем, 2018 году ей бы исполнилось 100 лет. В Карагайле она закончила 7 классов, потом училась в городе Новокузнецке (был тогда Сталинск) в ФЗО (это фабрично-заводское обучение при КМК (Кузнецком металлургическом комбинате).
Моя мама жила со своей мамой белорусской Агеевой (Алещенко) Марфой Игнатьевной. Бабушка прибыла в Карагайлу со своими сёстрами: Верой. Репиной и Прасковьей, у которых были уже семьи. И фамилии их были: Кухаревы, Плетнёвы и Хроменок. У мамы жила ещё дальняя родственница Мария.
На момент работы в избе-читальне мама уже была женой Козулина Якова Яковлевича, но не знаю, были ли они зарегистрированы. Знаю, что мама работала зав. Избой-читальней, потом налоговым агентом, потом заведующей почты… Первая дочь родилась у них в 1939 году, а в 1940 году папа был призван в Красную Армию на Финскую войну. Мой брат Пётр родился уже в 1941 году, когда папа был на Великой-Отечественной войне. На войне папа был с 1940 по 1946 годы (есть справка Военного архива, город Подольск). Мама ждала отца в Карагайле. Потом они переехали на станцию «Артышта-1», где родилась я и ещё дети, мои братья и сёстры: Валерий, Николай, Вера, Любовь, Сергей, Елена. Девять детей воспитали до совершеннолетия мои мама с папой.
Моя мама… Она героическая женщина. Что такое 9 детей? Накормить, напоить, одеть, согреть, напитать любовью… Моя мама смогла! Какой ценой? Но мы есть. Есть мои братья и сёстры, которых я очень люблю, я написала и издала книгу о моей семье, она называется «Солдаты и наследники Великой Победы» /8/. Мужчины моего Рода – защитники Отечества.
«Разумное, доброе, вечное» в нас мама не только посеяла, но и взрастила с любовью и Благословением. Вчера, читая мамины дневники, я выписала её стихи. Они очень красноречивы, они полны материнской любви, нежности, надежды… Вот они.
О! Мама, милая мама,
Теперь лишь всё оценила,
Теперь только я поняла,
Что мало тебя любила!
***
И Слово, о! Слово то МАМА!
Какое значенье несёт? –
Любовь в её сердце, как пламя,
Страдает о детях и ждёт.
Из дневника с 28 на 29 октября 1977 года:
***
Моя молодость быстро промчалась,
Как водой, без следа унесло…
Голова сединой увенчалась.
Сила, молодость, счастье прошло.
***
Я в годах уже пришла к Иисусу,
И как жаль было мне юных лет.
«Блудным сыном» красу расточила,
И на Божий труд силы уж нет.
***
Вспомните, детки родные:
Мама молилась за вас.
Молитесь и вы за деток,
Чтоб Бог ваших деток спас!
***
Из дневника за 1983 - 1984 годы:
Мой дорогой сынок, я тебя поздравляю,
Вот Новый год 84-ый настаёт.
В Новом году тебе я от Бога желаю:
Пусть много счастья Он тебе пошлёт.
Мамино поздравление с Рождеством:
***
Будем радоваться вместе,
Вспомним день счастливой Вести,
Что, услышав, пастухи,
Первыми к Христу пришли.

***
А там, за гробом Верный Божий суд.
Он неподкупен, нет земных заслуг,
Что делал на Земле ты, человек:
По вере иль без веры жил,
Пожнёшь свой плод ты ввек!
1981 год
***
Внучкам:
Дорогая, совсем ещё детка,
Полурасцветший весенний цветок.
Или вовсе, всего лишь бутончик,
Но пред тобой стоит жизни урок.
Изучай его кротко-внимательно,
В строчку жизни серьёзно вникай.
И, прислушавшись к голосу совести,
Всему Доброму только внимай.

***
Не стыдись, не бойся мира,
Всей душой люби Иисуса.
За тебя, моя родная,
Горячо к Нему молюсь я.

***
Прошу излить Благословенье сильно
После меня на всех рождённых внуков.
Распространи Милость Свою обильно,
Пусть их хранят Твои Святые руки.

***
В жизни я вас всех благословляла,
В своих молитвах приносила к Богу.
Любила Вас, лелеяла, ласкала,
Желала указать вам верную дорогу.
В дневниках моей мамы много ссылок на Библию. Дома мама читала её только вслух. Например, есть запись: «От Матф., 15:4 Иисус говорит: Бог заповедал: Почитай отца твоего и мать и: злословящий отца или мать смертью да умрёт». Знаю, что мама нас всех благословила. Я чувствую это её благословение. Кого благословляют матери, того Благословляет Бог. Моя мама… Она дала мне пример достойной жизни. Недаром моя 13-я книга называется «Жизнь-молитва» /9/.  И мамин Дар, её талант передался мне и приумножился. Позавчера, 23 марта, я прилетела из Москвы, привезла Диплом финалиста Национальной литературной премии «Поэт года»-2018 и книгу: «200 поэтов, Москва: РСП, 2019», в которой опубликовано 10 моих стихотворений.
Думаю, что в моей семье всё началось с Карагайлинской Избы-читальни и с маминой Карагайлы, которой в этом, 2019 году исполняется 300 лет.
До дня своего «ухода» 30 августа 1992 года мама писала стихи. Свой путь на Земле она закончила этим стихотворением /10/:
***
Да, это верно, я иду Домой.
Иду Домой - Земли суровой житель.
И рядом много братьев и сестёр,
Всегда со мною Ангел мой Хранитель.
Он надо мною крылья распростёр,
Весь путь мой Словом Божьим освещая,
Вот семьдесят три года, как провёл,
В Руке пронзённой душу сохраняя.
В пути встречала недругов и прочих,
Я им по-братски руку подавала.
Мне Бог любви счастливое пророчил,
Сам неизменно в жизни помогая.
Земля – не Рай, и далеко от Рая,
Колючий терний вместо ярких роз.
Но в трудный час Любовью согревая,
Нас утешает Иисус Христос.
Теперь уж я намного ближе к цели,
Осталось мне лишь малое пройти.
Но знаю, будут бури и метели,
Подъёмы, спуски на моём пути.
Их одолеть Спаситель мне поможет,
Лишь только верить и идти за Ним.
Нет ничего отрадней и дороже,
Как знать, что я Спасителем храним!     1992.

Литература
1. Протокол № 1 Киселёвского районного Совета депутатов трудящихся,
 г. Киселёвск, состоявшегося 11 марта 1940 года. – Государственный архив Кемеровской области – Ф. Р-69. О.3.  Д.1. (ещё Д. 2, 5, 13). Л. 17, 20, 26.
2. Список комиссий по приёму готовности политпросветучреждений. – Государственный архив Кемеровской области. -  Ф. Р-69.  О.3. Д.19. Л. 24.
3. Протокол Первой районной конференции Киселёвской парторганизации от 4-10 мая 1937 года. – Государственный архив Кемеровской области. –
     Ф. П-81. О.1. Д.12. – Л. 2, 38 и другие.
4. Постановление Бюро Киселёвского Горкома ВКП (б) от 19 октября 1938 г. Государственный архив Кемеровской области. – Ф. П-81. О.1. Д. 15. Л. 234, 240, 247, 248.
5. План работы Киселёвского Горкома ВКП (б) на январь, февраль, март 1937. – Ф. 81. О.1. Д.16. – Л. 5, 110.
6. Государственный архив Кемеровской области. – Ф. 81. О. 1. Д. 35 – Л 35.
7. Постановление Бюро Киселёвского Горкома ВКП (б) от 19 декабря 1936 года. – Государственный архив Кемеровской области. – Ф. П-81.О.1.  Д.15 (16). – Л. 349 (5)
8. Козулина Надежда. Солдаты и наследники Великой Победы / Надежда Козулина – Новокузнецк: Союз писателей, 2015.- 200 с.
9. Кудрявцева-Кузнецова Н. Я. Жизнь-молитва / Н. Я. Кудрявцева-Кузнецова – Кемерово: ГАУК КО «Кузбасский центр искусств», 2018. – 84 с.
10. Кудрявцева-Кузнецова Н. Я. Память сердца. Стихотворения /Н. Я. Кудрявцева-Кузнецова. – Кемерово, 2011. – 80 с.
               
      P. S. По работе сделан доклад на VIII  ежегодных Межрегиональных историко-краеведческих   Чтениях «Православное краеведение на земле Сибирской» в Кемеровском институте Культуры 28 марта 2019 года.