Лермонтов и Печорин

Наталья Алексеевна Горенко
    Когда я читала Евгения Онегина в десятом классе, мне это произведение Александра Сергеевича Пушкина представлялось ожерельем из крупных матовых жемчужин. Оно было прекрасно.
    Так же совершенной и прекрасной была для меня поэма Михаила Юрьевича Лермонтова "Мцыри". 
    А его замечательное стихотворение "Бородино" я знала наизусть,( благодаря своей бабушке Анне Капитоновне и дедушке Семёну Ивановичу), когда ещё ходила в детский сад.

    А вот «Героя нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова мне читать не хотелось. Не хотелось вглядываться в холодную душу человека, играющего сердцами и жизнью своей и других людей.
    И что может почерпнуть и понять старшеклассник в игре Печорина с чувствами молодой княжны и переживаниями её матушки? В его игре с доверившим ему свои чувства и надежды Грушницким. Игре, приведшей Грушницкого к гибели и к смерти самого главного героя романа Лермонтова.

   Понять эту смесь красоты, благородства, изящества и холодного сердца; то отзывчивого и храброго, то каменно-холодного и жестокого, я могу попытаться только сейчас, с высоты возраста, жизненного опыта и знаний, которых у меня многие годы не было.
   Не было, как нет и сейчас у большей части нашего народа. Про других не знаю.
   Для начала скажу известное всем братьям и сестрам по перу: Ведь пишем мы о том, что прошло сквозь наше сердце, что коснулось его и нашей души. Отсюда очевидно следует, что душа Печорина во многом душа самого Лермонтова.
   А ответ на загадки этой души, уважаемый читатель, ищи в «Сказке для детей» и в поэме «Демон» Михаила Юрьевича.

   Опасно и потому нельзя «сослагаться со Злом». Это выше наших человеческих сил.  Михаил Врубель и Михаил Лермонтов, оба оставшиеся без матери в трёхлетнем возрасте, на свою беду погружались в эту запретную тему и видимо этим, повредили своей человеческой природе.

            ..."С святыней зло во мне боролось,   
                Я удушил святыни голос.
                Из сердца слёзы выжал я "...

   А за души одарённых, тем более гениев, идёт особая борьба Зла с Добром.
   Подробнее факты и размышления на эту тему ранее представила в рассказах о Лермонтове и Врубеле на этом сайте.