Парадокс активиста

Сергей Александрович Строев
Трембамбульки или Вася Пупкин и парадокс активиста

Вот Вася Пупкин. Познакомьтесь с ним. Вполне адекватный парень. Ну, у каждого есть свои особенности, правда? Кто-то, например, не любит собак. А кто-то ненавидит догхантеров. Кто-то терпеть не может негров. А кто-то расистов. В общем, для каждого в этом мире найдется то, что ему не нравится. Вот, например, Вася Пупкин не переносит зелёные трембамбульки. Они его раздражают, разрушают его душевную гармонию. Нет, не подумайте, у него нет никаких болезненных фобий, Вася совершенно нормальный и адекватный парень. Просто трембамбульки действительно очень неприятная штука. Особенно зелёные. В общем, в какой-то момент Вася не выдерживает и говорит этому безобразию «хватит!». Он начинает бороться с зелёными трембамбульками. Убирать их с улиц. Писать жалобы. Выходить в пикеты. Не то, чтобы зелёных трембамбулек и даже трембамбулек вообще на квадратный километр планеты было так уж чудовищно много. Некоторые живут и вообще с ними никак не пересекаются. Просто мир вокруг слишком велик. И все усилия Васи на количестве трембамбулек сказываются исчезающе мало. Да, честно сказать, вообще никак не сказываются. Но, раз начав очищать мир от трембамбулек, Вася уже не может так вот взять и остановиться. Потому, что это означало бы признать поражение и бессилие. И Вася продолжает бороться. Сначала раз в неделю, потом два раза, потом по часу каждый день, потом по два часа. Не то, чтоб зелёных трембамбулек в мире становилось больше, но... Вася-то теперь с ними контактирует по два часа ежедневно! В его личной персональной вселенной трембамбульки занимают всё большее и большее место, они разрастаются и заслоняют собой всё. И чем больше их в Васиной вселенной, тем больше сил он вынужден тратить на то, чтобы сдерживать их наступление. Васе уже не остановится: там, где раньше он прошел бы и не заметил не слишком вопиющую трембамбульку, там теперь опытный его глаз подмечает её за километр, и она своим безобразием уже отравляет ему существование, покуда не будет убрана.

Понимая, что своими руками, ему не то что все, а и миллионную долю трембамбулек не убрать, Вася начинает писать чиновникам жалобы и требования. Он становится сущим экспертом по трембамбулькам. Когда он их не убирает собственными руками, он о них пишет. Или читает. Или думает. А чиновникам пофиг. Им вообще на всё и всегда пофиг. Но Вася же не думает вообще про всё, он пишет конкретно про проблему зелёных трембамбулек. А получает формальные отписки, выглядящие, как нарочитое издевательство. Постепенно в голову Васи волей-неволей закрадывается мысль, что чиновники в сговоре с трембамбульками. Что трембамбульки уже и сами проникли в государственный аппарат и подчинили его своему зелёному трембамбульству.

И тут в жизни Васи с неизбежностью случается радость. Чем она для него обернётся, он поймёт только потом, если вообще решится это понять. Но пока это радость. Великая радость. Вася нашёл единомышленников! Он не один! Его понимают! Теперь он среди своих, среди братьев по разуму! Теперь уже не в одиночку, а общими силами... А, что, собственно, общими силами? Проклятых зелёных трембамбулек всё равно примерно сколько было, столько и есть. Но теперь Вася не просто кругом видит трембамбульки своим намётанным глазом, не просто пишет о них, читает о них, думает о них, теперь он ещё только о них и общается. Теперь все его новые друзья только о них и говорят. Теперь в его жизни вообще не остается ничего, кроме трембамбулек. Они кругом. Они во всём.

Вася уже и рад бы всё это бросить, но как тут бросишь? Предать товарищей, которые зовут его на помощь? Бросить их одних в неравной борьбе с трембамбульками? Это уже предательство, с этим уже трудно будет жить. А товарищи зовут и зовут. С утра убираем трембамбульки, днём пикет против трембамбулек, вечером очередное заседание суда по делу трембамбулек, тянущееся уже полтора года параллельно с пятью другими. Ночью успеть дописать и отправить в газету статью про трембамбульки, а до этого ещё собрать про них новый материал. Да, не забыть собрать передачку тем, кто за борьбу с трембамбульками уже сидит. И денег, где взять денег на оплату штрафа по прошлому проигранному делу о трембамбульках?

Трембамбульки. Трембамбульки. Трембамбульки. Вся жизнь Васи наполнилась трембамбульками. Он замечает их на каждом шагу. Ими заполнена вся его лента новостей. Только о них и говорят все Васины друзья и знакомые. Ни на что, кроме трембамбулек, не осталось ни времени, ни сил.

Вася, поверь, я тоже не люблю зелёные трембамбульки. Я вообще никакие трембамбульки не люблю. Но у меня одна жизнь. Трембамбулек много, а я у себя один. В конце концов, я с ними пересекаюсь не так уж часто, к тому же своим ненатренированным глазом я их иной раз даже не замечаю, если они не слишком зелёные и не совсем уж вопиюще трембамбулистые. Я понимаю твоё возмущённое «вот если бы все... вот из-за таких, как ты...». Да, не спорю, если бы все, то да, но я не все. И я не готов заполнить до краёв свою единственную жизнь тем, что мне противно и неприятно. А ты, Вася, уверен, что проживаешь свою жизнь именно так, как хотел бы?