Сказочная История Шестая

Олиа Стельмах
Бедная Церковная Мышь и другие

СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ

- Стоп, стоп, стоп! - почти приказала Дебра и с упрёком сказала брату, - твой парусник никуда не денется, А Тоомас хотел рассказать нам интересную историю.

Дебра села в кресло у окна, пригласив брата и друга, рукой, присесть.

- Тоомас, что ты хотел нам рассказать?

- Ой, так сразу. Да, конечно, хотел. Хочу... Сейчас.

Тоомас почувствовал волнение, он вдруг подумал, что друзья могут его не понять или того хуже, высмеять. Но, собравшись духом, выпалил:
- Я ночью принял Христа в своё сердце!

В комнате повисла тишина.

Шмуль сидел и смотрел на Тоомаса с удивлением и даже с некоторым восторгом.
А Дебра. Дебра испуганно моргала.

- Как это "принял"? - почти шёпотом спросила девочка.

- Я пригласил Его в своё сердце.

- Но как? Он же умер.

- Умер, конечно. Но потом Бог Отец воскресил Его из мёртвых.

- Зачем воскресил? Чтобы опять умирать? Не понимаю, - озадачилась Дебра. 


Ещё бы! Она привыкла к тому, что знает больше других. А тут такая информация прошла мимо неё!

- А я слышал эту историю! - вдруг сказал Шмуль, - помнишь бабушка рассказывала?

- Которая? - машинально спросила Дебра.

- Да обе, на самом деле. И мамина и папина. На Пасху ...

- Ну да, точно, припоминаю. Но это ведь христианский праздник. У нас Песах. Это сказка для христиан, - почти с облегчением вымолвила Дебра.


- Подождите! - воскликнул Тоомас, закрыв обеими руками свою голову. Он сидел на стуле, зажмурив глаза и затаив дыхание. Потом вымолвил:

- Это НЕ сказка! Я Его знаю! Он Сам мне открылся. Он - Живой. Это точно! Если вам это не нравится, ..., если вы не захотите со мной дружить после моего признания, я пойму и уйду. Мне жаль потерять дружбу с вами, но от Христа я не отрекусь, - со слезами в голосе произнёс Тоомас и открыл глаза.


- Мы не будем тебя "побивать камнями" и не перестанем с тобой дружить! - почти одновременно произнесли близнецы, - наши бабушки христианки!

- То, что ты сейчас сказал очень отличается от того, что рассказывали наши бабушки! - сказал Шмуль и подойдя к другу, положил руку ему на плечо.

- Ты смелый! - сказала Дебра, - это я про тебя всегда знала. Итак, рыцарем какого ордена ты собираешься стать? Доминиканского? Или Францисканского?

- Я не буду рыцарем никакого ордена. Я хочу быть последователем Самого Господа Иисуса Христа! - выпалил Тоомас.

- Интересно! А что это означает? - спросил Шмуль, - как ты собираешься "следовать" за ...

- Я буду учиться у Него! Читать Библию, поступать по библейским правилам.

- Мы тоже живём по библейским правилам, но без твоего Иисуса, - заметила Дебра.

- Я уже это понял, - сконфуженно ответил Тоомас. Потом добавил: - Странно, мы ведь читали у вас Библию. Неужели вы не читали в Новом Завете о Христе?

- В нашей Библии нет Нового Завета. Мы читали ТаНаХ. У нас еврейская Библия.

- Что? Как это нет? У вас не полная Библия?


В это время в гостиную вошли родители близнецов.

- О чём вы тут так громко рассуждаете? Ваши голоса были слышны на втором этаже! - сказал  папа.

- Пап, представляешь, а Тоомас принял в своё сердце Христа. Оказывается Христос живой! - с восторгом произнёс Шмуль.    

- Надо же! - произнёс Рубен, - а когда с тобой это приключилось?

- Сегодня ночью, после возвращения с Ратушной Площади. Я всё время вспоминал Ваши слова о том, что Бог может помочь быть всегда радостным.

- Как интересно, - садясь за стол, перед этим придвинув стул для жены, сказал Рубен.

- Мама, Тоомас ведь не мог ошибиться, правда? - спросила Дебра у мамы.

- Ханна, отвечай, ты ведь у нас училась несколько лет в воскресной школе, - с улыбкой произнёс Рубен.

- Да, мы эту историю проходили. И в детстве я почти поверила. Пришла домой и рассказала об этом папе, но он сказал мне, что я должна выбрать кто я на самом деле. Выбор был между еврейской национальностью и эстонской, между христианством и иудаизмом. Мне нравилось то, что во мне течёт еврейская кровь и я не хотела отказываться от своей национальности. Я выбрала еврейство. Перестала ходить в воскресную школу, но и в синагогу не пошла. Решила, что когда вырасту, решу сама. Однажды. Потом папа внезапно заболел. Долго лежал в больнице. Мама каждый день ходила к нему. А однажды пришла и сказала, что папы больше нет. И добавила, что он покаялся. ... М-да, - утирая слезу, рассказала мама близнецов.

- Покаялся? - переспросил Тоомас.

- Да, именно покаялся. Она так и сказала. А почему ты спрашиваешь, Тоомас?

- Потому что этой ночью и я покаялся! - торжественно произнёс мальчик.

- Не понимаю, как можно сегодня покаяться!?..., - озадаченно произнёс папа близнецов.  - Надеюсь ты нам обязательно всё расскажешь, - папа встал, обнял  маму близнецов и придерживая её под руку, вывел из гостиной.

- Да-а, Тоомас, наша история про Хануку равна по чуду твоей истории! А я думала, что удивлю тебя рассказом. А ты удивил всех нас! Мама вон, дедулю вспомнила. Мы его не видели никогда. Только на фотографиях. Мы, кстати, на него похожи цветом волос! А лицом на папину маму, на его родную маму!

- То есть, если я правильно понял, бабушка из России не родная мама вашего папы?

- Нет, - печально ответила Дебра. Она продолжила: - Папиных родителей мы также никогда не видели. Сначала умерла бабушка. Дедушка женился во второй раз на нашей теперешней бабушке, она была гораздо младше его. Бабушка воспитывала папу и его сестру в еврейских традициях, пока был жив дедушка. А когда дедушка умер, предложила им самим выбирать религию. Когда наши мама и папа познакомились и решили пожениться, то договорились, что будут жить по библейским правилам и праздновать еврейские праздники. Так мы и живём.

- Значит вы не ставите ёлку, не празднуете Новый Год и не справляете Рождество? А что еще вы не празднуете и не делаете?

- Лучше мы расскажем тебе о том, что мы празднуем и что делаем! - задорно произнёс Шмуль.

- А давай мы расскажем тебе о Хануке! Ты ведь несколько раз об этом просил! - предложила Дебра.

- Да! Конечно! Я сейчас! - сказал Тоомас и убежал в коридор. Он вернулся с бумажным пакетом, перевязанным  цветными лентами. Пакет слегка помялся, что понятно, столько времени он находился сначала в сумке, потом в рюкзаке.

- Как красиво! Раз, два, три, ... Девять ленточек! А что там? - восхищённо спросила Дебра. 

- Открывай, увидишь! - таинственно произнёс Тоомас.

Дебра аккуратно открыла пакет и достала деревянную Ханукию. Она была выстрогана из цельного куска дерева. Восемь отверстий для свеч на одном уровне и одно отверстие чуть повыше.

- Вот это да!!! Ты это сам смастерил?

- Да, - смущённо произнёс Тоомас. И добавил, - я не знал когда у вас праздник, а когда пришёл, забыл её достать, потом заболел. А потом Новый год наступил.

- Да, Хануку мы празднуем до нового года. В этом году как раз в то время когда ты болел. Спасибо! Так приятно! - опять восхитилась Дебра.

- Ты специально для нас это сделала? - спросил Шмуль.

- Не совсем. Для Дебры. Я не знал, что ты есть. Ой, прости, - смутился Тоомас.

- Всё в порядке! - весело произнёс Шмуль,  - я о тебе узнал перед приездом нашей бабушки из России. Так что мы квиты!

- Я хотел спросить. Почему салат "оливье" и пирог с курицей - особый ужин?

- Да всё просто! Это "Коронные блюда" нашей бабушки! Она специально научилась готовить их для дедушки. И всякий раз когда она к нам приезжает, готовит эти блюда, в память о дедушке и о детстве папы.

- А-а, как всё просто оказалось. А что вы готовите на Хануку? Есть особые блюда?

- Ого!! Тоомас, да ты любитель вкусно поесть! - произнёс Шмуль и слегка хлопнул друга по плечу.

- Да, а почему бы и нет?

- Все вопросы к Дебре, она у нас знаток всех традиций и рецептов!



...


- Послушай Теодора, а ты заметила, что в этой семье нет ёлки? - прошептал Рокфор.
 
- А? Что? Ты о чём? - пришла в себя Бедная Церковная Мышь. Она так увлеклась воспоминаниями, что не сразу-то поняла что имя Теодора принадлежит ей.


- Я спрашиваю, ты заметила, что в этом доме нет ёлки? Ни какой! Ни наряженой, ни обычной. Даже веток нет! Что за семья такая ? Как они без подарков?
- Ты что забыл? Они ведь Хануку справляли! Это еврейская семья!
- И что? Во Франции и евреи и христиане и обычные французы ставят ёлку, дарят друг другу подарки! Праздник он ведь всегда - П Р А З Д Н И К !!!

- Сразу ясно, что ты из современности! Знаешь, в старые времена люди умирали за свои религиозные взгляды.
- Скорее всего из-за своих религиозных взглядов! - насупился Рокфор. Ему очень не понравилось, что Теодора напомнила ему о том, что он из современности. Это указывало ему на то, что он не знает истории своей страны.
- Нет Рокфор! "Из-за" - убивали, а умирали - "за"!
- Ты сейчас что-то такое сказала, что я не понял! Ты умная, хоть и забыла многое! Кстати, что ты вспомнила про доминиканцев?

- Знаешь, я сейчас вспомнила другое! Я вспомнила как первый раз в Церковное здание принесли ёлку!
- Да ну??? Когда это было? - ошалело спросил Рокфор.

- Это долгая история! Её мне рассказала моя Яаника, монахиня Александри.


... 



Монахиня встала с колен и присев на край деревянной кровати, достала из-под одеяла Мышь, обратилась к ней с вопросом.

- А знаешь дорогая Теодора, что я прочитала на днях? Я переводила историю христианства на эстонский язык и узнала, что между 330 и 354 годами император Константин принял решение праздновать Рождество 25 декабря, а в 354 году эта практика была окончательно закреплена папой римским Либерием. Я узнала о том, что первые христиане не праздновали Рождество! Надо же! А я была уверена, что это самый первый христианский праздник! Теодора, ты понимаешь? Люди, люди всё установили, не Бог!

Монахиня прижала Мышь к груди и расплакалась. Она не могла поверить, что христиане воевали между собой из-за традиций, которые установили люди и считали их божественными. Одни праздники и даты сменяли другие, а люди сражались за них как за веру в Господа.

- Как опасно ничего не знать! Теодора, а что знаю я? Я знаю одно - Спаситель есть. А вот остальное...


...


- Итак, - торжественно произнесла Дебра, - Ханука это еврейский праздник. Он начинается 25 кислева и продолжается восемь дней до 2 или 3 тевета, по еврейскому календарю. Праздник был установлен во втором веке до нашей эры. В память об очищении Храма, о новом жертвеннике, о возобновлении храмовой службы династией священников Маккавеев.  В этот праздник мы вспоминаем об изгнании с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских союзников в 165 году до нашей эры.

Дебора взяла открытую книгу, протянутую ей братом и прочла: "… И вот на двадцать пятое число месяца кислева, называемого македонянами аппелаем, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения.
Всё это случилось как раз в тот же самый день, в который, три года тому назад, священное место культа иудеев было осквернено и профанировано… А возобновлён Храм был в тот же двадцать пятый день месяца апеллая, в сто сорок восьмом году, в сто пятьдесят четвёртую олимпиаду. Опустошение Храма совершилось вполне сообразно предсказанию Даниила за четыреста восемь лет, когда пророк объявил, что македоняне разрушат святилище.
Иуда праздновал со своими согражданами возобновление жертвоприношений в Храме в течение восьми дней… Иудеи так радовались явившейся теперь вновь возможности вернуться к своим прежним обычаям и внезапному случаю после продолжительного времени опять предаваться истинному богопочитанию, что они условились на будущее время всегда праздновать день восстановления Храма восьмидневным празднеством. С тех пор по настоящее время мы празднуем этот праздник под именем Празднества света (Хаг Урим), вероятно, потому, что в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному…".  Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XII 7:6-7, - захлопнув книгу Дебра внимательно посмотрела на Тоомаса.

- Здорово! А можно подробнее?
- Можно! Это записано в книге Маккавейской! Кстати, в Русской неканонической Библии эта книга есть, и не одна. А у нас, точнее у нашего народа есть отдельные истории об этом празднике. Их много и все они рассказывают о подвигах людей. Как о подвигах священников, которые воевали за Храмовую гору, так и истории об обычных людях, которые не хотели поклоняться идолам и были убиты за это.

- Мне всегда было непонятно, по какой причине люди убивали и убивают друг друга из-за религии. Ведь Бог любит людей! -  воскликнул Тоомас.

- Знаешь, христиане убивали евреев за их веру, - ставил Шмуль и осёкся.

Ребята замолчали. Им стало тесно в одной комнате. Каждый был уверен, что "его" Бог правильный. И каждый не хотел терять друга.

- А давайте зажжем свечи на Ханукие?!?! - почти спрашивая предложила Дебра.

- А разве сейчас можно? - изумился Шмуль.

- Не знаю! Но Ханука - это Праздник света! И праздник того, что Бог на стороне тех, кто искренне верит в Него. А значит Он с нами! Мы ведь не подрались и не расстались! Значит мы сможем найти ответы. Вместе!

- Здорово! - обрадовался Тоомас. Он не всё понял про Хануку, но решил обязательно прочитать всё, что найдёт в интернете и в церковной библиотеке об этом Празднике.

... 


Когда Тоомас уходил, Шмуль дал ему книгу про еврейские праздники, со словами: "Читай! А потом расскажешь нам что написано об этом в твоём новом завете!"

- Приходи завтра! Продолжим историю про Хануку и читать старую книгу! - крикнула на прощанье Дебра.