Старые песни с чистого листа

Елена Тихонова-Соловьева
Что такое "кавер" и нужен ли он на эстраде? КАВЕРзные вопросы возникают на каждом шагу и нет на них однозначного ответа. Ну, кроме отдельно взятых исключений. Кроме уникумов, способных видеть выше и дальше.


Каверы. Им несть числа. Разной степени удачности, потрясающие и не очень. Кавер это право артиста высказаться на заданную и горячо любимую тему. Но есть исполнения, которые каверами назвать не получается. Настолько они мощнее оригинального прочтения. Дело не в новых технических возможностях и не в эффектности. Совсем наоборот. Можно использовать черно-белую палитру и попасть в яблочко истины.

Если партитуры былых шлягеров пылятся в лавке букиниста, то мало их просто вывести на свет божий. Важно разглядеть в них рациональное зерно. То самое, что оказалось в плену зрелищности и не дало всходов. Были овации, миллионные тиражи, оглушительный многолетний успех. Но все оставалось в рамках умиления и красивости. До Красоты абсолютной и безусловной дело не дошло.

Новое время порождает новые взгляды. Возможность уйти от яркой сиюминутности. Поговорить о вещах непреходящих. Несказуемых и повседневных одновременно. Вот оно — чудо! Не где-то «в облацях», не на вершине башни из слоновой кости, а здесь. Рядом. На расстоянии вытянутой руки. Ну, или на худой конец, в поле зрения камеры обычного смартфона открывается портал в другое измерение.

Причем мелодия хорошо знакома, слова тоже. Золотым ключиком становится именно исполнение.

Исполненное силы и мудрости, оно прокладывает пути-дороги через века и границы. Объединяет культуры в единый пласт и при этом сохраняет индивидуальность каждой эпохи, каждого народа.
И вот уже перед нами не просто жалоба, не отчаянный зов тоскующей души — а весомый ответ свыше. Целый трактат о смысле жизни.
Шаг второй — и эффектное жонглирование звуками превращается в откровенный разговор с самим собой. Признание своему Я. Нелегкое и горькое признание, которое становится отправной точкой для возрождения. Осознание ошибок есть первый шаг к их исправлению.
И так песня за песней. Страница за страницей.

Создается впечатление, что изначально эти произведения были написаны тайнописью. Симпатическими чернилами или молоком. А потом сверху кто-то умелый ловко разместил очаровательную вещицу. Под которую танцевали, смеялись и плакали разные поколения. Пока не пришел человек, способный читать между строк. Видеть суть предметов. Ведать истину и щедро делиться ею.

Сколько еще драгоценных залежей скрыто в мировой фонотеке? Кто осмелится потревожить этот клондайк? Настало время зорких и дерзновенных. Именно дерзновенных, а не дерзких артистов. И первой ласточкой, первым голосистым соловьем, первым казахским беркутом стал Димаш. Мудрец. Храбрец. Щедрец. А за ним уже подрастает целая поросль талантов, способных идти путем истинного искусства.