Историческая находка. В стиле Н. Носова

Неля Ядыкина
  Глава 1.
     Все началось с похода всех пятых классов в краеведческий музей. Там было интересно. Чучела животных и птиц, старинное оружие, костюмы и т.д. Но больше всего нам понравился зал с археологическими находками. Мишка, прямо-таки, заболел археологией! 
     В выходной день, с утра пораньше, друг прибежал ко мне и, захлебываясь от возбуждения, выпалил:
 - У меня появилась идея!
Я еще не успел позавтракать и мое настроение отличалось от Мишкиного:
 - Какая по счету?  - съязвил я, но спохватился, что друг может обидеться, и переключил его внимание на еду:
 - Лучше садись за стол, будем завтракать. Мама блинчиков напекла. Тебе как, со сметаной или с вареньем?
Мишка не растерялся. Я знал его слабое место! Мы  сидели на кухне, поедали блины, причмокивая и облизывая свои пальцы. А что? Масло, варенье, сметана... Не пропадать же добру?!
В конце концов Мишка насытился и опять заговорил:
 - Представляешь, что я придумал?
 - Не представляю. Не умею читать чужие мысли. Говори уже, а то закипишь скоро, как вода в чайнике.
 - Кстати, о чайнике. Я бы чайку попил. Давай, хозяин, ухаживай за гостем!
Выпив два бокала чая с конфетами (и куда в него столько лезет?!), Мишка удовлетворенно погладил свой живот и продолжил остановленный разговор:
 - Наш поход в музей натолкнул меня на мысль,что можно самим сделать старинную рукопись и разыграть Славика. А то он возомнил себя знатоком истории! Подумаешь, я тоже кое-что знаю...
Мишка сказал это так загадочно! Мне стало интересно, как можно самим сделать старинную рукопись?
 - Расскажи.
 - Берем лист бумаги. Пишем на нем молоком, старинными буквами. Потом держим его над огнем — и рукопись готова! Здорово, правда?
 - Здорово! Откуда ты это знаешь?
 - Книжки читать нужно! - съехидничал Мишка, - Раньше революционеры, сидя в тюрьмах, так шифровали свои записки на волю.
Видя мое восхищение, Мишка горделиво задрал нос. Я не стал над ним подшучивать.  Мне очень хотелось попробовать создать старинную рукопись по рецепту революционеров.
     Мы пошли в мою комнату. Я нашел бумагу и ручку с пером, налил молоко в блюдце  и спросил:
 - А писать кто будет? Ты знаешь старинные буквы? Кириллицу, например?
Мишка, садясь за стол, фыркнул:
 - Я думаю, что Славик, твою Кириллицу тоже не знает. Пиши со всякими закорючками. И так пойдет!
 - Почему я и что писать?
 - У тебя красивее получается, а содержание сейчас придумаю.
Мишка поднял глаза к потолку, поерзал на стуле, почесал в затылке и через пять минут диктовал мне свое сочинение:
 - Кто найдет сей документ, тот  станет владельцем несметных сокровищ...
Я писал старательно, вырисовывая завитки в каждой букве, а когда закончил, то увидел, что на бумаге не осталось и следа от моих стараний. Просто чистый лист.
 - А-а.. Где все?
Мишка хохотал, катаясь по дивану. Отсмеявшись и хлопнув меня по плечу, он подмигнул и загадочно прошептал мне на ухо:
 - В этом весь фокус! Пошли обратно, на кухню.

     Мы разожгли плиту и Мишка, опять подмигнув, стал водить листом бумаги над огнем. Моему удивлению не было предела! Бумага начала желтеть и на ней, как по мановению волшебной палочки, стали проявляться буквы. Вдруг Мишка дернулся и бросил листок на пол, со словами:
 - Ах, я растяпа! Кажется дырку прожег!
Он поднял  рукопись. Действительно, в одном месте образовалось небольшое отверстие с обгоревшими краями, через которое Мишка посмотрел на меня и сказал:
 - Будем считать, что это след от вражеской пули. Ничего, так еще интересней.
     Когда Мишка, с гордостью, передал лист мне, то я почувствовал, будто нахожусь в другой эпохе. В моих руках находилась настоящая, старинная рукопись. От огня бумага приобрела желтовато-коричневый оттенок. Это было чудо!
Мишка, наблюдавший за мной с блаженной улыбкой радости, вдруг забрал рукопись и сказал:
 - Все. Концерт закончен. Бурные аплодисменты!
Я восторженно захлопал в ладоши:
 - Мишка! Ты просто фокусник!
Мой друг кивнул, пытаясь скрыть удовольствие от похвалы, и продолжил:
 - Теперь эту рукопись покажем Славику.
 - А как будешь объяснять, откуда у тебя этот документ?
 - Скажу, что нашел в старом купеческом доме, который сейчас ремонтируют.
 - Я знаю, про какой дом ты говоришь, но... мне кажется, нужно знать больше информации, чтобы Славик поверил. Он же серьезно интересуется историей.
Мишка фыркнул и обиженно сказал:
 - Сделали из Славика звезду! Ты мне друг, значит должен доверять! Сегодня пойдем и покажем рукопись Славику. Сам увидишь его провал!
 - Я не могу сегодня. Мама просила помочь по дому. Давай покажем завтра, в школе.
Друг вздохнул и ответил:
 - Ладно. Потерплю до завтра.

     Глава 2.
     На следующее утро мы с Мишкой, как всегда, встретились около подъезда нашего дома и направились в школу. Погода стояла теплая. До летних каникул всего две недели. Это радовало. Но я заметил необычную сдержанность моего говорливого друга и спросил:
 - Ты чего такой кислый? Не выспался?
Мишка махнул рукой, остановился и грустно сказал:
 - Я — безмозглый баран.
 - Да?! Это... персонаж из твоей новой идеи?
 - Это персонаж моей глупости.
 - Мишка! Да что случилось?
 - Я пошел вчера к Славику, а он сразу догадался и про молоко, и про твою Кириллицу. Да еще посмеялся, что мол я в истории ...  этот, как его... грофан, кажется. Это что за слово такое ругательное?
 - Профан, наверное? Это  значит невежда. Почему ты меня не послушал? - сказал я, жалея своего торопливого друга.
 - А почему ты меня не переубедил, не остановил? И оказывается, что тот дом не купеческий, а какого-то владельца железных заводов. Фамилию забыл.
 - Эх, Мишка, Мишка. Ты действительно упрямый баран!
 - Ну, вот. Вместо того, чтобы посочувствовать другу, обзываешься.
 - Ты же сам себя так назвал!
 - Мне можно! Это я в порыве огорчения. А вот для Славика придумаю что-нибудь по-круче. Посмотрим, кто из нас профан.
 - Мишка, ты не исправим!
     Я знал, что разговор продолжать бесполезно. Друг повеселел, готовясь увлечься новой идеей, и сказал:
 - Пошли, а то на урок опоздаем. После школы предлагаю порыбачить. Говорят, что рыба на нерест пошла.

     Глава 3.
     Быстро пообедав, мы опять встретились около подъезда. У обоих в руках были удочки, а Мишка взял с собой еще небольшой рюкзак, в котором оказались: коробочка с крючками и блеснами, два детских совочка и пакет с бутербродами. Наличие еды в рюкзаке меня не удивило, а вот совочки... И я спросил друга:
 - А это зачем?
 - Ну, ты профан! Собрался рыбу ловить без червей?
Я понял, что Мишка, узнав новое слово, будет вставлять его при любом, удобном для него, случае, и не стал углубляться в эту тему. А друг продолжал:
 - Около того дома, который мы считали купеческим, вчера выкопали старое дерево и земля там полна червей. Для этого я взял совки.
 - Мы считали купеческим? - меня возмутило высказывание Мишки.
 - Ну, ладно. Я считал этот дом купеческим. Кстати, вспомнил фамилию хозяина — Клочков...

     Мы стали копать. Хорошо, что земля была влажная, а то замучились бы  ковыряться детскими совочками. Мишка оказался прав, потому что червей было много. В мае они всегда такие жирные, упитанные. Наполнив банку,мы, довольные, собирались уходить, но Мишка копнул еще раз и вытащил из земли кость. Она была довольно крупная и старая.
 - Что это? - спросил меня друг, рассматривая находку.
 - Ты же видишь — кость!
 - Такая большая... А вдруг это кость доисторического человека?
 - Мишка! Ты фантазер! Этого не может быть!
 - Подожди! А может вообще какого-нибудь динозавра!
Я засмеялся, но друг уже увлекся своей идеей и стал опять рыть землю, отгребая ее руками. Через несколько секунд он вытащил из ямки керамический осколок, на котором был виден синий узор, а копнув поглубже, вытащил  обломок какого-то металлического предмета. Я помог Мишке очистить находку от земли и мы рассмотрели на ней выпуклый знак или букву. Предмет был тяжелый, похожий на кусок какого-то чугунного изделия.
 - Знаешь что, давай отнесем все это в музей,- сказал Мишка, запихнув банку с червями в рюкзак.
 - Прямо сейчас? А как же рыбалка?
 - Сходим завтра. Черви уже есть. Мне интуиция подсказывает, что наши находки  - это ценный улов.
 - Хорошо. Только кость оставь здесь.
 - Нет. Возьмем все. Может я прав про доисторического человека!

     Глава 4.
     Наши находки приняли, кроме кости. Сказали, что ее, скорее всего, собака припрятала. А вот два других обломка оставили для экспертизы, которая показала, что кусочек керамики — это осколок изразцовой плитки. В старину такими плитками, с художественным рисунком и глазурным покрытием, облицовывали печи. Этот осколок выставили в музейной витрине, в зале старинной утвари.
     Самое интересное выяснилось с обломком чугуна. Это оказался кусок от изделия заводчика Клочкова, на котором просматривалось его  фамильное клеймо — буква «К». Редкая вещь 19 века. Историческая находка. Мишка ходил гордый...

     Конечно, сообщили в школу. Директор музея, при всем классе, вручил нам с Мишкой памятные грамоты, в которых выражалась благодарность за вклад в историю родного края. Мой друг принимал поздравления, сохраняя серьезное выражение лица. Когда взрослые удалились, одноклассники бросились к нам с рукопожатиями и вопросами. Мишка, раздвинув толпу, сразу подошел к Славику, который держался в стороне, и, с чувством некоторого превосходства и удовлетворения, сказал ему:
 - Ну, и кто из нас профан?!