Глава 16 Знакомство с двоюродным дедушкой

Ирина Бойчук 2
Портрет художника Григория Цысса кисти А. Мурашко (1897)


Однажды я посетила выставку молодых художников в престижном выставочном зале. Не нашла там ни личностей, ни чувств, ни мысли. На огромных полотнах убогая мазня.  Бесспорно,  абстрактная живопись имеет права на существование, но в ней все же что-то  должно быть от автора. Она может быть интересна по композиции, по цвету,  может быть случайной удачей художника.  Здесь же была скучная, невыразительная бессмыслица, которая родилась от отсутствия мастерства и полной духовной нищеты.
У меня тут же сложился стишок: «Ребята, ведь все это голый король! Бездарно и пусто! Душевная голь. Никто никогда вас не вспомнит, друзья! Ведь вас просто нет, вас запомнить нельзя!»
На обратном пути я зашла в Украинский художественный музей, чтоб «заесть» неприятное  впечатление.
Там открылась выставка известного украинского художника Александра Мурашко, ученика И.Репина. Это была старая добрая школа реализма, высокого мастерства. Здесь в пейзажах было настроение, на портретах личности.
Мое внимание привлек портрет молодого человека. Господи, как же он похож на моего дядьку Юру! Тонкое лицо, нервная рука, внутреннее напряжение. Удивительный портрет!
Подошла ближе: «Портрет художника Григория Цысса» (1897). Григорий Цысс! А ведь я что-то мельком слышала о нем от бабушки. Я стала копать.
Посмотрела в запаснике музея несколько портретов его кисти. Подержала в руках альбом с его работами.  Прочитала о нем статьи. Даже позвонила в Полтавский художественный музей, где хранится большая коллекция его работ.
Сын Ивана Даниловича Цысса Григорий, старший двоюродный брат моего деда Дмитрия Александровича, учился в Петербургской Академии художеств у И.Репина. 
Будучи студентом, по рекомендации Репина он отправился в Англию, где на заказ богатой семьи выполнил ряд портретов. И тем не менее, у него, по видимому, не было средств закончить Академию. Он вернулся в Полтаву и связал с родным городом свою жизнь и творчество. Как пишут о нем искусствоведы, он был достойным учеником Репина, унаследовавшим его школу портретной живописи. Его работы представляют целую галерею образов полтавчан первой трети 20го столетия: художников, представителей  местной интеллигенции.
У Григория Ивановича было много учеников ставших известными советскими художниками.
Я хотела съездить в Полтаву познакомиться ближе с его творчеством, но так и не собралась. Спросила по телефону у директора музея, известно ли что-нибудь о его семье. Похоже, он был одинок. На фотографиях в музейном альбоме у него грустное уставшее лицо.
Умер он в 1935 году совсем еще не старым.
  Но Цыссовские гены творчества продолжают жить в следующих поколениях. Зоин сын Дима стал пианистом, дочка Тани, то есть я, художником театра и кино, Димина дочь Светлана тоже художник. Ее дочь Сандра - начинающая актриса. Сложилась бы жизнь сына Аллы Виктора иначе, возможно он стал бы неплохим музыкантом. К счастью, гены переносят не только болезни.



продолжение следует http://www.proza.ru/2019/12/24/1633