Случай во время войны

Новикова Зинаида Захаровна
         СЛУЧАЙ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

              Сентябрь. За окном идет дождь. Низкие свинцовые тучи закрыли небо. От темноты в комнате спасает включенный свет, от холода теплая одежда на женщинах, которые занимаются рукоделием. Старая седая мать сидит на кровати и вяжет носки. Спицы так и мелькают в ее руках, такое впечатление, что они сами ловят нитку и направляют в петлю, а не она все это делает своими руками. Дочь тоже занята вышиванием. Вот уже пятый год, после перелома шейки бедра, мама не ходит и дочь приезжает за ней ухаживать.
- Мам, а мам, расскажи что-нибудь про войну. Я недавно смотрела кино, так там показали, что во время войны были забавные, смешные случаи. Так странно. А у тебя было что-то забавное в то время?
Мать перестала вязать и внимательно посмотрела на дочь.
- Забавное? Нет забавного у меня в то время, ничего не было.

- Ну, неужели тебе ничего не приходит в голову интересного. Ты никогда ничего не рассказываешь про войну. Почему?

- Наверное, потому, что, вспоминая, расстраиваюсь, и у меня поднимается давление.

- Вот потому я и прошу тебя рассказать не грустную историю, а легкую, забавную.

- Ладно, слушай. Это случилось в начале войны поздней осенью. Я с тройкой детей, старшему из них было пять лет, жила у своей матери в деревне Битягово.
Дочь с радостью воскликнула:
- Я помню эту деревню. Ты меня   туда возила. Дом и бабу Сашу я помню очень хорошо.

- Да, это была самая лучшая изба в деревне и самая просторная, поэтому немцы облюбовали ее для постоя офицеров. Может быть, это был их временный штаб. Нас сначала выгнали на улицу, а потом сжалились из-за холода и разрешили жить в чулане за печкой. Баба Саша спала со старшими детьми на печке, а я с грудной дочкой устраивалась на ночь на сундуке. Есть практически было нечего. Все что, было, припасено растащила проклятая немчура. Иногда, за гадание на картах, мне офицеры давали что-нибудь из еды.

- Ты же красивая, молодая была, не уже ли они к тебе не приставали?

- Сажей намажусь, в платок закутаюсь до глаз, какая красавица? Они меня звали: «Матка, матка», да и выглядела я старухой. Однажды я решила сходить на колхозное поле, поискать мерзлой картошки. После боев земля на поле была изрыта снарядами, и я надеялась  что-то там найти. И правда, нашла немного картошки, а еще нашла какие-то блестящие, яркие, разноцветные, железные игрушечки и все вместе в фартуке принесла домой. Картошку отдала матери, чтобы  сварила ее, а игрушки дала дочке поиграть. Не знаю зачем, к нам за занавеску заглянул офицер, наверное, чтобы попросить ему погадать, и, вдруг, остолбенел и сделался белым как смерть. А потом как закричит на своем тарабарском языке. Тут прибежали еще двое немцев, кинулись к дочке  и осторожно забрали у нее новые игрушки, а меня схватили и потащили на улицу. Там  поставили к забору и навели на меня свои автоматы. Баба Саша кинулась немцем в ноги и запричитала: « Убейте меня старуху,убейте меня,что я буду
 делать с тройкой ребят одна?!». Меня спасло то, что на шум пришел еще один немец, который немного говорил по-нашему.  Он задал мне вопрос, мол, ты, что хотела вместе с детьми взорвать их всех? А я оторопела и только твердила: «Это игрушки, это игрушки…». Наконец до них дошло, что я ни сном, ни духом не поняла, что я принесла домой. Да, я и сейчас толком не знаю, что это были за штучки. Сейчас я вся седая, а раньше все удивлялись, откуда у меня в волосах белая прядь. Как ты считаешь – это забавный случай?

- Нет, моя дорогая мамочка, не забавный. Не спаси тебя тот немец, и меня с братом на свете не было бы, ведь мы послевоенные.