Вина перед учителем

Мария -Просто Мария
(посвящается бывшему учителю школы Надежде Ивановне Луценко)

Учительствовать Надежда Ивановна начала ещё до войны в Наголенской средней школе. Здесь же в селе Нагольное встретила своего парня Никиту Степановича Луценко. За неделю до войны они поженились, ей было тогда 23 года. Надежда Ивановна  проводила мужа на фронт, не отбыв положенного медового месяца после свадьбы. Во время войны, когда в школе прекратились занятия, Надежда Ивановна  работала в  поле наравне с женщинами – колхозницами. Она была сильной и выносливой женщиной,  её руки делали любой труд. После освобождения  села от оккупантов в 1943году  в школе возобновились занятия, и Надежда Ивановна  учила детей в маленькой начальной школе в Новом Пути, так называлась одна из улиц большого села Нагольное. Закончилась война, и Надежда Ивановна  встретила мужа, у которого были  военные награды: Орден Красной Звезды, медали – за взятие Берлина, за оборону Сталинграда, за победу над Германией.

Супруги Луценко была уважаемыми людьми на селе: муж работал много лет в колхозе на грузовом автомобиле, жена – учитель географии Наголенской средней школы. К глубокому сожалению самой Надежды Ивановны детей  у них не было, и поэтому она полностью отдавала себя  работе, чужим детям. У Надежды Ивановны был прекрасный характер: спокойная, скромная, добрая. Ученики любили её, так как Надежда Ивановна никогда не повышала голоса, была справедлива. Но не только за это любили её ученики. Надежда Ивановна хорошо знала свой предмет. Кстати, после войны Надежда Ивановна,  заочно,  окончила  Воронежский учительский институт по специальности учитель географии. Она не ограничивалась рамками учебника. Родной край с учениками Надежда Ивановна изучала посредством многочисленных походов и экскурсий, об этом вспоминают её ученики. В школьном музее до сих пор хранятся альбомы и дневники, оформленные  учителем географии. Надежду Ивановну знали всё в  селе, потому как ни одно поколение прошло через её душу и сердце.

Когда не стало мужа, её дорого Степановича, Надежда Ивановна осталась совершенно одна. В Ровеньках жили  племянники, редко они наведывались к ней. Но её  не забывала  школа, учителя и ученики, которые постоянно оказывали шефскую помощь. Благо дом пожилой учительнице находился недалеко от школы. Пионеры и старшеклассники помогали  сажать огород, а затем и убирать. Надежда Ивановна  не хотела этой помощи: а что скажут родители детей, которые работают у неё. Ей было и стыдно и обидно за свою беспомощность. Но Надежда Ивановна старалась как-то отблагодарить детей: угощала чаем с вареньем или просто давала им сладости. Часто захаживала к ней председатель Совета ветеранов Вера Стефановна Бережная, которая справлялась о её здоровье, делала необходимые покупки. Дирекция школы постоянно были на телефонной связи с Надеждой Ивановной. 

После смерти мужа необходимо было переоформить дом, на это ушло почти год и всё здоровье Надежды Ивановны. Частые поездки к нотариусу, долгие очереди и что самое главное, это глухая стена не понимания, не сочувствия, не уважения к пожилой женщине – это сильно подкосило её здоровье физически и морально. А ведь Надежде Ивановне было в ту пору за восемьдесят. Ей требовался постоянный уход, а это некому было делать. Племянники определили свою тётю в геронтологическое отделение и забыли про неё. Но и тогда школа не теряла связь с Надеждой Ивановной, посещали учителя коллективно и индивидуально. Она была очень рада, интересовалась, как работается учителям в школе, как живёт село. И как-то в последнем разговоре она попросила учителей, чтобы её похоронили рядом с мужем, на Наголенском кладбище, но получилось всё иначе.

В последние месяцы жизни, Надежда Ивановна стала забываться, не узнавать людей. Врач запретил посещения и тут-то Надежда Ивановна как бы выпала из поля зрения школы. 22 марта 2008 года  Надежды Ивановны не стало, её похоронили в Ровеньках, вопреки её  желанию. Об этом учителя и жители села узнали спустя две недели совершенно случайно прослышав, что в доме престарелых на х. Бережный умерла учительница, а Надежда Ивановна  там была единственная. Даже в газете не было соболезнования, да и кому было соболезновать – её племянникам, которые дождались наследства. Многие были потрясены этим известием, а ещё больше тем, что никто из нагольнян не смог проводить её в последний путь. Как могло так получиться? На этот вопрос родственники ответили так: были выходные дни, и некуда было позвонить. Но ведь в субботу школа занималась. Они не сообщили об этом и в Крутой Лог, где проживал племянник со стороны мужа Надежды Ивановны. Возмущений нет предела, пол села пришли бы проводить свою учительницу, которая каких - то четыре месяца не дожила до своего юбилея, 6 августа 2008года ей бы исполнилось 90 лет.

Педколлектив школы, бывшие учителя и многочисленные ученики Надежды Ивановны  чувствуют перед ней свою вину: ушла из жизни совершенно незаметно учительница, которая оставила свой  добрый след в обучении детей любить свой родной край.