Хиппи и психиатрия

Иван Шизофреник
Для желающих поглубже узнать иную историю контркультуры. Я не хотел сразу выкладывать новые переводы, потому что они могут показаться болезненными. Да, это рассказы американских хиппи о психиатрии. Но тем не менее… после растянутого вступления, выкладываю отрывок из книги «1960-е годы: противоположные точки зрения».

Некоторое время назад меня удивил подход Юлиан Ферст к теме психических болезней и хиппи. Читая ее англоязычные статьи, у меня сложилось впечатление, что мир хиппи делится на две параллельные и поэтому не пересекающиеся вселенные: первая вселенная это замученные психиатрами «советские хиппи» (интересно, есть люди, считающие себя советскими хиппи? это явный оксюморон, разве нет?)
Разумеется, существование первой вселенной  негласно подразумевает, что существуют  «счастливые западные хиппи», незнакомые с жестоким миром психиатрии. Хотя «советская психиатрия», действительно варварская и жестокая, всего лишь карикатурный слепок с западной психиатрии той эпохи.
К тому времени, когда Юлиан начинала свою работу, я уже общался с американскими хиппи и знал, что у них также были приняты практики симуляции душевных заболеваний и многие хиппи были «пропущены» через психиатрические жернова. Конечно, некоторые хиппи страдали психическими заболеваниями и этот факт не очень-то скрывался как в СССР, так и  в США.  И  «нормальное» отношение к людям, страдающим психическим заболеваниям среди хиппи (в СССР или в США) вызывает по крайней мере уважение.
(Сейчас многое изменилось в обществе, к людям с психическими болезнями снова относятся с подозрением и в общем-то я постоянно читаю в Сети призывы закрутить психиатрические гайки.
Такие призывы можно увидеть как в англоязычном интернете, так и в русскоязычном.)
Увы,  лет пять  назад также начались всем известные интернет сражения, когда русскоязычное сообщество разделилось на лагеря. В первом лагере были люди, твердо верующие в святые западные свободы и отрицающие даже намек на тот факт, что американских хиппи могли «психически репрессировать». Во втором лагере оказались  все остальные, поэтому любая попытка указать на тот факт, что  антипсихиатрия как движение возникло в США и Англии при поддержке французских интеллектуалов сразу воспринималась в штыки. Да, антипсихиатрия это ответ западного общества на жестокости психиатрической «академической мысли», что уж говорить.

Ну и ниже отрывок интервью, перевел сокращенно минут за двадцать, полностью текст можно прочитать в книге «1960-е годы: противоположные точки зрения».
Это из записей социолога Льюиса Яблонского, он работал на улице, документируя беседы с хиппи в том числе в Ист-Виллидже (хиповый район Нью-Йорка). Беседа велась с хиппи Сонни, двадцати двух лет.

Сонни родился в известной богатой семье, его родители ожидали от сына великих достижений. Но  Сонни не смог оправдать ожиданий родителей и разрывался между своими собственными идеями, видением мира и требованиями родителей. Сонни считал, что именно это побудило его стать хиппи.

- Из-за чего ты испытывал проблемы? Что тебе мешало? - спросил социолог.

Сонни сказал, что у него  типичные проблемы любого молодого человека в Америке. Они все связаны с религией, политическими взглядами и семьей.
Он сказал, что у него было много разочарований и после попытки восстания, он устал от всего и мечтал сдаться.

Л.Ю.: Ты когда-нибудь посещал психиатра? Пытался покончить с собой?

- Я дважды бросал колледж, а мой психиатр  был самым нервным человеком, которого я когда-либо встречал в своей жизни. Я считаю своего психиатра больным человеком, - сказал Сонни. - Психиатр все время пытался убедить меня в том, будто у меня заболевание, из-за этого я впал в депрессию.
У меня все еще оставалось эмоциональное восприятие  принятого в обществе мировоззрения, поэтому между моим  разумом, сознанием и  подсознанием происходило настоящее сражение. Я настолько запутался, что у меня возникла агрессия, я  порезал себе руки.

Сонни также сказал, что понятия не имел, насколько это сложно — жить той жизнью, которую выбрали для него родители.

- Проблема была в том, что родители не смогли воплотить свои юношеские мечты в жизнь, поэтому они решили, что дети смогут это сделать за них. Но родители не знают, что дети не хотят жить жизнью родителей.

Затем Яблонский спросил, употреблял ли Сонни ЛСД, что он думает о  движении хиппи.

- Вы должны знать, как использовать правильно ЛСД, - сказал Сонни, - во-первых, вы должны  заглянуть в свой разум, если  вы сможете это сделать, то увидите, что с вами происходило неправильно. После употребления ЛСД я не мог  поверить, насколько  слеп к прекрасному. Общество погружено во зло, все люди пожирают самих себя. А я способен видеть красоту и понимать, что такое любовь.

Сонни продолжал говорить, рассказывая о своих мыслях о движении хиппи, хотя Сонни не нравится такое название. Сонни считал,  что хиппи были продолжением движения битников 50-х годов, но  в традицию добавились психоделические наркотики. Сонни сказал, что люди просто несчастны и пытаются найти мирные способы существования. Хиппи и многие молодые люди желают вернуть человечность в жизнь и просто стать счастливыми. Хиппи  это просто люди, которые каждый день хотят быть счастливыми, но «квадраты» (американский сленг, квадрат в данном случае это «цивил») не довольны этим. Он сказал, что обычные люди завидуют хиппи, обычные люди не способны бросить все (работу и карьеру, семью),  и стать беззаботными, как хиппи.

Сонни рассказал, как хорошо быть хиппи и жить в коммунах, потому что дружба это круто (и здесь Сонни использует сленг шестидесятых, говорит, что дружба это ключ, key), а все хиппи  стали семьей. Концепция совместного, общего использования всего — прекрасная идея. Если вам нужна еда, вы  просите ее, если вам нужны деньги, то кто-то просто даст ее вам.
Нет никаких тревог или конкуренции за лучшее место под солнцем,  Америка превратилась бы в самоме лучшее место на земле, если все люди разделяли взгляды хиппи. Хиппи исповедуют гуманистические идее, изменяющие мир городов и молодежное мировоззрение.

Интервью закончилось, когда Сонни объяснял, как красива и  свободна жизнь хиппи. Города  это не правильное место для существования, жизнь в городах - не естественная жизнь, надо быть единым с природой.  Хиппи же отвергают репрессивные  ценности «квадратного» американского общества и тем самым создают новый образ жизни, основанный на обмене, любви и открытости, - утверждал Сонни.