Казаковад

Борис Рябухин
Борис Рябухин

ТРИ ВСТРЕЧИ

10 февраля 2019  г.

 Трижды мне удалось пообщаться, вольно или невольно, со знаменитым поэтом и замечательным человеком Риммой Федоровной Казаковой. Но лишь недавно в интернете я узнал, что родители дали  ей имя Рэмо, что означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». И только в  20 лет она изменила его на более понятное - Римма.
  Первый раз общение было, как сейчас говорят -  виртуальным, в  1970 году. Я тогда работал в издательстве «Молодая гвардия», научным  редактором.  В редакции комсомольской литературы я придумал создать книгу «Молодая гвардия труда». В ней были опубликованы  очерки заметных журналистов того времени об инициаторах передовых производственных починов: «И за того парня», «Работать по – Злобински» и другие. Почему об этом пишу подробно, потому что  таким пришел со своими стихами  в газету «Московский комсомолец», по рекомендации автора, которому помог довести до издания книгу о комсомольской работе  «Потому что верю». Принял меня доброжелательно чуть ли ни главный редактор, потому что  мой автор, как я выяснил позже, оказывается, был заместителем главного редактора этой солидной газеты.   Но,  прочитав мои стихи вслух, он, все-таки, как показалось мне, был не очень доволен моими метафорами, которыми я пытался украшать свои произведения, начитавшись  в Астрахани с друзьями-литераторами французских символистов Артюра Рембо, Шарля Бодлера, Тристана Корбьера, Поля Верлена …

 Вот, например, начало моего стихотворения  «Сын»:

Мерцание плода на дне цветка
В лице своей любимой я заметил.
И сын, которым столько лет я бредил,
Дохнул теплом парного молока.

 Эта лирика не соответствовало  духу моих очерков о передовиках производства из «Молодой гвардии труда».

– А есть у вас такие стихи, как, например, у замечательной  поэтессы  Риммы Казаковой? – спросил он меня, указав на  стихи Риммы Казаковой, которые были опубликованы в 1970 году  в издательстве «Молодая гвардия»:

Мы молоды. У нас чулки со штопками.
Нам трудно. Это молодость виной.
Но плещет за дешевенькими шторками
Бесплатный воздух, пахнущий весной…

 Я понял, что мой визит в редакцию газеты провалился. И сквозь обиду сказал только одну колкость:
«У меня нет чулок со штопками».
«А жаль»,– ответил редактор
Я извинился и ушел. 

  Даже  сейчас я продолжаю удивляться, какая же нищета была в нашей жизни и потому отражалась в наших стихах. Рады были «бесплатному воздуху».  Все эти песни: «Я надела праздничное платьице…», «Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить…», но говорить о любви бесплатно могу…
  Представляете, молодая  красивая женщина Римма Казакова не написала, что у нее дорогие колготки полезли (предмет всеобщей зависти), она могла сказать только про заштопанные (фильдеперсовые) чулки.

  Но  тогда  я обиделся на другое: такие стихи я уже научился называть «паровозом»,  который может «возглавить»  подборку стихотворений о любви без ложного патриотического пафоса.
  Какое же  было моё  удивление, что в очередном номере газеты «Московский комсомолец» были опубликованы мои стихи (и произведение «Сын»). Подборка занимала полстраницы, подвал, озаглавленный моим именем крупными буквами: «БОРИС РЯБУХИН». Я не верил своим глазам. А в редакцию мне позвонила сотрудница какой-то подписной организации и предложила мне за договорную плату присылать вырезки подборок моих стихотворений в газетах и журналах. Я понял, что это розыгрыш, сказав:
– Мои стихи никто  не будет печатать.
– Будут! – уверяла сотрудница. – Я вас познакомлю с замечательным композитором, Шаинским, Владимир Яковлевич напишет песни на ваши стихи. Приходите, мы находимся около Центрального Телеграфа на улице Горького».
«Спасибо», – ответил я. Но не пришел. А зря.
 Один завистник съязвил, что моя подборка в газете опубликована как некролог. Но всё же «Московский комсомолец»  два-три  раза давал позже мои подборки стихов под рубрикой «Книга в газете», один раз – с «напутствием» замечательного писателя Валентина Берестова.

   Второй раз я встретился с широко известной  к тому времени Риммой Казаковой  через 15 лет, когда меня приняли в Союз писателей СССР. Не хотели принимать, но за меня заступился поэт Владимир Соколов, которому я посылал свою книгу в стихах «Степан Разин».  Встреча состоялась по инициативе Риммы Фёдоровны  в буфете Центрального дома литераторов. Какой-то неизвестный мне писатель подошел и сообщил: «Римма Фёдоровна Казакова хочет  с вами поговорить. Что вам взять в буфете, она заплатит?» Я был удивлен, но подсел к ней за отдельный столик. Она купила мне сто грамм водки, хотя я робко попросил пятьдесят, какие-то бутерброды, наверное, с красной рыбой, которую я очень люблю. Познакомились, разговорились. Почти не помню, о чем был разговор. Кажется, она спросила:
–  Чем дальше вы намерены заниматься после «Степана Разина»?
– Собираю материалы о Кондрате Булавине.
– Но это – повтор темы?
– Надо написать не хуже  «Степана Разина», –  занервничал я.

  Римма Казакова о себе ничего не рассказала.  Я – тоже.
Может, она думала, что я что-то попрошу у нее. Но я ничего не попросил. Хотя меня пытались несправедливо  уволить из журнала «Молодая гвардия», для чего  не приняли из кандидатов в члены партии. Может, эта история её заинтересовала? Она, я знал, помогала всю жизнь другим писателям.
А мне просто  было приятно, что такой большой поэт проявил внимание к моим произведениям.

  Третья встреча с Риммой Казаковой была  сугубо деловой. Она, в то время писательских судов и раздоров, возглавляла Литфонд России. Писатель Станислав Золотцев пытался рекомендовать меня на работу в Литфонд на Гоголевском бульваре. Я с огорчением наблюдал борьбу за писательское наследство. Сочувствовал этим испытаниям таких значительных писателей, как Юрий Бондарев и Станислав Куняев (будучи  известным поэтом, Куняев, тем не менее, откликнулся на мою книгу «Степан Разин», и прислал мне свою книгу с автографом: «Отдарился».
 В 2004 году я решил пойти к Председателю Международного литературного фонда Римме Казаковой за новым билетом.  Ведь я – член Литфонда с 1986 года.
  Она доброжелательно закрыла мои невольные пропуски  оплаты (не понятно было, кому платить членские взносы) и подписала  мне новый билет.  Но настроение у неё в пустом огромном здании Литфонда на улице Усиевича показалось мне далеко не радужным.
  Ещё хочу заметить, что мне нравятся  песни Риммы Казаковой,  особенно «Ты меня любишь». На ее стихи писал музыку и  Владимир Шаинский, с которым меня обещали познакомить.